Инструкционная карта практического занятия Тема занятия Социализация личности




Социализация личности


План изучения темы:


«Человек – существо социальное, и высшее дело его

Жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества»

В.С.Соловьев, русский философ


1. Социальное поведение и социализация личности. Основные понятия темы:

а) социальное поведение, социальное действие, социализация, самосознание б) Основные стадии социализации;

2. Самосознание и социальное поведение. а) Самопознание и его развитие;

б) стадии развития самосознания:

 

Социализация личности— это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

 

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

 

· Социализация осуществляется под влиянием следующих социальных учреждений:

· семья

· школа

· вуз


· армия

· спортивная школа

· музыкальная школа

· церковь

 

СМИ и другие

 

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

 

Социальное поведение и социализация личности.

Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии — М. Вебером (1864—1920) было введено понятие

«социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий. Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм[1][2].

Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология

Основные стадии социализации

Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации.

Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения.

Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.


Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

 

2.Самосознание и социальное поведение. 2.а Самопознание и его развитие

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

 

2 б) Стадии (или этапы) развития самосознания:

 

· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

· К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

· К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).


· Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

 

На формирование самосознания влияют:

 

· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

· Оценка результатов своей деятельности.

 

Функции самосознания:

· Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

· Саморегуляция поведения.

 

Значение самосознания:

· Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

· Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

· Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

Задание студентам:

 

1 Внимательно прочитайте текст учебной лекции.

 

2 Используя данный материал, а также интернет-ресурс выполните задания

 

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Инструкционная карта практического занятия Тема занятия Социализация личности

Цель занятия: изучить теоретические основы проблемы социализация личности и факторы влияющие на этот процесс

познакомиться с основными понятиями данной темы: социализация, социальное поведение, самосознание

Для выполнения заданий практического занятия студент должен:

Знать:

- основные понятия темы;

- взаимовлияние социализации и социального поведения

- взаимовлияния социализации и самосознания

- этапы социализации

Ход выполнения:

1 Выписать определение основных понятий темы:

 

Социализация Социальное поведение_ Самосознание

Самопознание __

Институты социализации__________________________________________

 

2 Письменно сформулируйте основные этапы социализации

 

3 Начертите схему, в которой укажите: какие факторы влияют на процесс становления вас как личности?

 

Опишите какую роль в становлении вас как личности играет семья, друзья, школа(учебное заведение), общество? Какие качества вы приобрели как личность под влиянием этих факторов? Н

 

4 На основании изучения данных вопросов темы сформулируйте вывод: какую роль играет социализация в формировании личности.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: