Слайд 3. К числу софистов принадлежали Гриппий, Пол, Критий, Антифонт и др. Основным теоретиком риторики среди софистов был Горгий, который создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе и искусства красноречия. Риторика в таком понимании сродни словесной игре, и потому для Горгия это удобный инструмент гражданского управления, точнее - манипулирования. Именно софисты выделили в природе человека два начала: с одной стороны, природное - постоянное, неизменное, с другой стороны - привнесенное обычаями, привычками, являющее собой изменчивую условность и подверженное воздействию извне. Горгий утверждал, что человеческое знание по своей сути является ложным, неполным и условным «мнением», а не истиной.[18]
Слайд 4. В своем упоении возможностями человеческого слова как инструмента управления софисты часто не замечали морально-этических проблем, неизбежно возникающих в коммуникативной ситуации.
Тем не менее, именно деятельность софистов впервые заострила проблему этических основ риторики как проблему морального облика оратора, единства его убеждений и высказываний, а также нравственности целевых установок. Постановка вопроса о цели и функциях словесного искусства, осознание изменчивости аудитории, ее подверженности манипулированию позволили софистам создать первую формализованную теорию словесного творчества, которая включала в себя как собственно риторическую проблематику, так и вопросы грамматики и орфоэпии. [22]
Слайд 5. Софисты сформулировали такое основополагающее требование к речи, как требование цельности и законченности высказывания: речь должна иметь четко очерченные начало и конец (вступление и заключение), главную часть, которая включает в себя два раздела - повествование о событиях и спор. Для спора был разработан такой вид аргументации, как доказательство от правдоподобия поступка, исходя из неизменности человеческой природы и относительности истины, софисты предложили особую технику вероятностного объяснения человеческих поступков - систему «общих мест», а также учение об эпопее, предполагающее выявление общезначимого в человеке, возведение его к определенному повторяющемуся типу поведения. Софисты выдвинули и принцип построения ораторского произведения - «препон», согласно которому оратор должен заботиться об уместности своего высказывания, о соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории. Именно софисты попытались сформулировать основные приемы словесной выразительности. Большое внимание они уделяли звуковой стороне речи, выразительным возможностям языка. Горгий впервые ввел в ораторскую прозу поэтические средства, использовав в своих выступлениях аллитерации, ассонансы, звуковые повторы, такие поэтические фигуры, как антитеза, оксюморон и аналогия. Излюбленными приемами Горгия-оратора были антитеза, параллелизм, симметрия слогов и созвучие окончаний, которые придавали предельную четкость и ясность его публичным выступлениям и вошли в историю как «горгиевы» фигуры. Фрасимах, первый теоретик речевого ритма, впервые осознал художественные функции периодической речи, которая придавала фразе особый колорит выстроенности, искусственности, благодаря чему ораторская проза приобретала литературный характер, занимая промежуточное положение между поэзией и обиходной речью.
|
|
Новаторские открытия Горгия использовались не только в ораторской и художественной прозе, но и в поэзии; ораторская проза благодаря ему приобрела статус произведения искусства. Наконец, софисты первыми начали разработку учения о мнемонике - приемах запоминания обширных ораторских текстов, а также системы обучения ораторскому искусству.[20]
Слайд 6. Одним из главных достижений софистов является разработка строения речи.
Согласно учению софистов, речь должна состоять из трех частей:
- 1. Вступление (или введение). Его цель -- добиться внимания, понимания и сочувствия слушателей.
- 2. Изложение. Это последовательный рассказ о предмете, содержащий в себе набор доказательств и обладающий ясностью, краткостью и правдоподобием.
- 3. Заключение. Его цель -- возбудить эмоциональное отношение слушателей к делу, которое включает в себя:
- а) резюмирование основных положений сказанного;
- б) применение амплификаций, т.е. эмоциональных усилений положений речи с помощью так называемых общих мест (необходимость чтить законы, государство, заветы предков и т.п.).
Слайд 7. Кроме того, софисты уделяли большое внимание культуре речи, которая должна удовлетворять 5 требованиям:
- 1. Правильность. Прежде всего, это соблюдение грамматических норм произношения, например, правильная расстановка ударения.
- 2. Ясность. Это употребление общеизвестных слов в их естественном сочетании.
- 3. Уместность. Речь должна соответствовать определенному стилю и условиям ее произношения.
- 4. Пышность. Грамотное употребление благозвучия и образности (без их употребления речь становится «голой»)
- 5. Краткость. Недопущение всего лишнего, что делает речь затянутой и скучной.
Подводя итог всему вышесказанному, еще раз отмечу, что софистика – это философское течение, существовавшее в V-IV веках до нашей эры. По ряду причин софисты всегда имели спорную репутацию. Это были умные и хорошо образованные люди, обучавшие других людей. Но их осуждали за то, что они брали деньги с учеников, не давая им взамен полезных знаний, а обучая искусству «пустой, но убедительной болтовни». Из-за такого отношения софистика как наука просуществовала недолго.
|
Сегодня софистикой называют особый подход к ведению споров, в рамках которого спорщик прибегает к демагогическим приёмам, манипулируя фактами и вводя собеседника в заблуждение. Тезисы, построенные по софистическим принципам, называются софизмами и часто выглядят вполне логичными и правдоподобными. Но подвергая их тщательному логическому анализу, всегда можно найти умышленно замаскированные манипуляции, ошибки и неточности.