Три основных этапа физического самовоспитания.
· Начальный этап
Связан с формированием ценностносмыслового отношения человека к своей физической форме. Сюда входят и знание теоретических основ физического развития и коррекции здоровья, и знание своих психофизических возможностей, и формирование положительного эмоционально-волевого настроя на физическое самовоспитание.
· Следующий этап - преобразовательный.
Здесь, исходя из самохарактеристики, определяется цель и индивидуальная программа физического самовоспитания. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы. Например, цель индивидуальной программы физического самовоспитания с оздоровительной направленностью - коррекция здоровья и повышение физической подготовленности в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. В этом случае для реализации цели подбираются средства и методы физического самовоспитания с учетом своих интересов, возможностей, условий. Это может быть плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, занятия на тренажерах и любой другой вид физических упражнений.
В целях правильного дозирования физической нагрузки по интенсивности, объему, продолжительности занятий необходимо оценить свое физическое развитие, определить уровень подготовленности и, сравнивая их с рекомендуемыми стандартами, разработать индивидуальную двигательную программу.
· Последний этап - творческий.
Это этап самореализации.
Методика составления индивидуальных тренировочных программ
В соответствии с индивидуальным уровнем физической работоспособности применяются дифференцированные тренировочные программы. Если в результате регулярных занятий упражнениями достигаются новые, более высокие показатели физической работоспособности, надо переходить к другой программе тренировки, соответствующей новому уровню физической работоспособности.
|
· Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
· Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления профессиональной деятельности.
· Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы. Спортограмма и профессиограмма.
· Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).
Учебно-тренировочная
При проведении тренировочных занятий нужно определить оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья.
1.Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, координацию, гибкость, равновесие. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем.Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
2.Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
|
3.Виды спорта по выбору
· Ритмическая гимнастика
Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Использование музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.
Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Комплекс упражнений с профессиональной направленностью из 26–30 движений.
· Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
· Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики могут быть использованы в качестве профилактического средства физического воспитания.
|
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении движений. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
При разработке индивидуальной тренировочной программы необходимо определиться с количеством тренировочных занятий в неделю и их продолжительностью. Считается, что для поддержания уровня физической подготовленности достаточно двухразовых занятий в неделю, для повышения уровня физической подготовленности - 3 занятия, для достижения более высоких спортивных результатов - 4 и более.
Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренирующий эффект, от ЧСС во время работы, по М. Ф. Гриценко, Т. Я. Ефимовой, представлена в табл. 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Зависимость продолжительности занятий от ЧСС
ЧСС, уд/мин | Продолжительность занятий, мин |
Первые занятия ходьбой следует проводить в течение 30-40 мин в темпе 90-120 шаг/мин. При хорошем самочувствии через пару педель можно увеличить продолжительность занятий до одного часа и повысить темп ходьбы до 120-140 шаг/мин. Частота занятий - три-пять раз в неделю. Нельзя забывать, что эффективны лишь непрерывные продолжительные занятия. Так, утренняя ходьба к месту учебы в течение 15 мин и затем такой же длительности вечером домой не равноценны по эффекту 30-минутному непрерывному занятию ходьбой (см. табл. 2.2.2).
Скорость оздоровительного бега в зависимости от индивидуальных особенностей может варьироваться от 5 до 10 мин на 1 км (см. табл. 3.3.3). В процессе занятий необходимо в первую очередь следить за пульсом. Для начинающих пульс в среднем не должен превышать 120-130 уд/мин, со средним уровнем физической подготовленности - 130-145 уд/мин, с высоким - 150-165 и выше уд/мин.
Таблица 2.2.2
Программа ходьбы (до 30 лет)
Неделя | Дистанция, км | Время, мин | Частота занятий в неделю, раз |
3,2 | |||
3,2 | |||
3,2 | |||
4,0 | |||
4,0 | |||
4,0 | |||
4,8 | |||
4,8 | |||
4,8 | |||
4,8 |
Таблица 3.3.3
Программа бега (до 30 лет)
Неделя | Дистанция, км | Время, мин | Частота занятий в неделю, раз |
1 (ходьба) | 3,2 | ||
2 (ходьба) | 4,8 | ||
(ходьба + бег) | 3,2 | ||
(ходьба + бег) | 3,2 | ||
3,2 | |||
3,2 | |||
4,0 | |||
4,0 | |||
4,8 | |||
4,8 |