Ситуация 3: «Поступок мальчика».




Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.). Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. Посмотрите, вы улыбаетесь, и у нас в классе сразу стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.

 

Учитель: Сегодня мы поговорим о том «Как я понимаю справедливость». Мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

 

РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?

Я вчера в углу стояла,

Я наказана была.

А за что мне вдруг попало?

Так понять и не смогла.

Я на папиной «восьмерке»,

У стекла, ближе к рулю,

Нацарапала отверткой:

«Папа! Я тебя люблю!»

Нацарапала красиво,

Фразу из красивых слов.

Разве это справедливо

Ставить в угол за любовь?.. Вячеслав Дединовский

Упражнение «Салфетка». Оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Получились одинаковые? Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, у каждого свое мнение, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия.

С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Согласитесь, каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо.

История «Компот и коржик».

Ну что ж, для начала прочитайте одну историю - «Компот и коржик». К третьему уроку Серёжа не на шутку проголодался. Все мысли – о еде. План действий созрел мгновенно: «Можно выйти?»
В столовой длинный стол. Двадцать девять аппетитных коржиков. Двадцать девять стаканов сладкого компотика.
Одним махом Серёжа проглотил свою порцию. Не удержался… Откусил ещё кусочек от одного коржика и отпил глоточек ещё из одного стакана. Остановился. Посмотрел. Непорядок! Пересиливая себя (а что делать?), откусил ещё 27 кусочков и отпил ещё 27 глоточков. Теперь нормально. Всё поровну.
Слыша гомон входящих в столовую одноклассников, сытый Серёжа удовлетворённо ду­мал: «Какой же я справедливый».

- Оцените поведение проголодавшегося мальчика. Вы согласны с заявлением Сережи, что он справедливый?

Да, с одной стороны вы правы, он поступил несправедливо, но с другой стороны.

Серёжа по одному кусочку от всех коржиков откусил, всем поровну досталось, разве Серёжу нельзя считать справедливым?

Вот мы думаем, справедливо Серёжа поступил или нет, но чтобы решить, надо понять, что такое справедливость?

- Как вы понимаете, что такое справедливость? (Справедливость – это по закону, по заслугам, честно)

«Справедливость» - когда человеческие отношения, законы, порядки, соответствуют нормам и требованиям.

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует справедливость как беспристрастие; справедливость – то же, что справедливый (это значит – действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; справедливый – это то же самое, что истинный, правильный).

«Какого человека можно назвать справедливым?»

Справедливый человек - это тот человек, который поступает правильно, честно.

«Чем справедливый человек отличается от несправедливого?». (поступками)

Вопрос «что такое справедливость и как ее понимать?» волновал людей во все времена.

Высказывание. Ребята, прочитайте высказывание о справедливостии скажите, как вы понимаете эту мысль? согласны ли вы с ней и почему?

- Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский

- Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Виктор Гюго (трудно быть объективным, беспристрастным и ко всем подходить с одинаковыми требованиями, независимо от чувств или степени родства)

Дополнительный вопрос после обсуждения этой цитаты: поднимите руку те, кто считают, что в вас присутствует такое качество, как справедливость.

Вывод учителя: ребята, если обобщить все ваши ответы, то можно выделить две наиболее важные мысли: первая – быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа. Справедливость- это правда.

Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основерешения конкретной ситуации:

Ситуация 1. «Игра»

Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: -Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –вечером. Ты давал обещание, -возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

- Почему мальчик решил, что мама его не любит?

- С вами бывало такое, когда вы сердились на маму?

- Эта ваша обида справедливой была?

- Легко сразу это понять? (нет)

Ситуация 3: «Поступок мальчика».

Мы долго просиживаем у компьютера, не жалея нашего зрения, осанки и т.д., зато приобретаем много новой информации и навыков владения компьютером.

«Где справедливость?» - говорят наши глаза.

Оцените поступок мальчика.

Ситуация 4 «Прогулка».

На детской площадке девочка выгуливает собаку, а мужчина гуляет с маленькой дочкой и просит увести пса. Девочка возражает: собака добрая, никого не обидит.

Как поступить по справедливости?

Ситуация 5. «Я лишний». А.Барто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: