Теория физической культуры базируется на теоретической и исследовательской основе.
Исследовательская основа - совокупность фактов, обеспечивающая условия для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов. В научном исследовании факт рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний.
Теоретическая основа включает:
а) идейные основы, как концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое применение;
б) принципы, как исходные положения, отражающие важнейшие закономерности в данной области знаний;
в) закономерности как проявление законов.
Закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:
— причинно-следственная связь между тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности и тренированности спортсмена;
— взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки: общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и т.д.;
г) гипотезы, как суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.
д) логику, которая включает:
— понятия, характеризующие основные свойства явлений или предметов;
— суждения об этих свойствах, отражающие полноту знаний, достигнутую к данному моменту времени;
— умозаключения в виде общих представлений и догадках о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений;
|
е) теоретическую часть как совокупность следствий, утверждений и доказательств. Основанием могут служить факты или суждения о них, принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую информацию.
Методология. Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания.
Диалектико-материалистическая методология как система общих принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется и конкретизируется к каждой науке, в том числе, и спортивной. Такое проявление общей методологии следует рассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания – как составную часть общей методологии.
2.Спорт, яго сутнасць. Віды спорту, спаборніцкая дзейнасць, спартыўны вынік.
Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.
Классификация видов спорта
Разделение видов спорта осуществляется по признакам, которые являются общими для всех дисциплин. Рассмотрим, какие виды спорта есть в мире, и чем они характеризуются:
|
· индивидуальные – виды спорта, в которых соревнуется один участник (гольф, бильярд, теннис, шахматы, крокет и т.д.);
· циклические – перемещение тела в пространстве с помощью циклически повторяющихся движений (биатлон, плаванье, бег на коньках, гребля на байдарках, лыжные гонки, ряд видов легкой атлетики и прочее);
· командные (игровые) – в соревнованиях участвует коллектив игроков, который, как правило, соревнуется с аналогичным коллективом соперников (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, перетягивание каната и т.д.);
· силовые – участники соревнуются в упражнениях со специальными тяжелыми снарядами (тяжелая атлетика, гиревой спорт, бодибилдинг, пауэрлифтинг);
· спортивные единоборства – спортсмен побеждает другого в результате силового воздействия в рамках определенных условий (бокс, самбо, айкидо, кик-боксинг, борьба на поясах, рукопашный бой и прочее);
· сложнокоординальные – требующие от участников специальных умений и навыков, связанных с владением своим телом и координацией движений (паркур, прыжки в воду, горные лыжи, спортивная акробатика, художественная гимнастика и прочее);
· технические – соревнования, связанные с использованием технических достижений общества (бобслей, стрельба, спидвей, картинг, мотобол, ралли и т.д.);
· прикладные – участники соревнований демонстрируют навыки военного или хозяйственного плана (спортивная рыбалка, конный спорт, парусный спорт, спортивное ориентирование, кастинг);
· экстремальные – соревнования связаны с большим риском для жизни участников (альпинизм, дайвинг, спелеология, спортивный туризм, зимнее плавание и прочее);
|
· авиационные – использование авиатехники (вертолетный и планерный спорт).
Соревновательную деятельность можно рассматривать как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деятельность - это и совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по наиболее полной реализации тренировочных эффектов и других факторов в условиях официальных соревнований.
Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия (индивидуальные или коллективные), специфичные и отвечающие правилам в каждом виде спорта. Соревновательные действия определяются физическими способностями, функциональными возможностями, психическими свойствами спортсменов. Отдельное соревновательное действие состоит из движений (операций), объединенных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объединяться в более крупные структуры (связки, комбинации и др.). Освоение спортсменом соревновательных действий и умение эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деятельности. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте. Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.