Сацыяльныя і іншыя функцыі спорту.




Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определен­ные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфиче­ские (свойственные только ему как особому явлению действитель­ности) и общие.

Специфические функции спорта:

1) Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть кото­рой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих воз­можностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наи­более ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организо­ванных соревнований.

2) Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием че­ловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функ­ция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать сис­тему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Социально-общественные функции спорта:

1) функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эсте­тического, интеллектуального и трудового воспитания. Воспитательные воз­можности спорта реализуются посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающих­ся в сфере спорта.

2) оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Спорт является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.

3) Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявля­ющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, гра­ничит с искусством (спортивная и худо­жественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.). Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщен­ное зрелище. Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением.

4) Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в обще­ственную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимаю­щихся опыта социальных отношений. На этом основана его важ­ная роль в процессе социализации личности. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воз­действия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

5) Коммуникативная функция. Спорт - фактор развертыва­ния международных связей, взаимопонимания и культурного со­трудничества народов, упрочения мира на земле.

6) Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в раз­витие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособнос­ти, продлении жизни человека

4.Класіфікацыя відаў спорту. Класіфікацыя спаборніцкай дзейнасці.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Матвеев):

1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижении в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолёт и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Важное значение имеет классификация соревнований, кото­рая осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревнова­тельных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и ком­мерческими. Основные — главные для определенного периода вре­мени соревнования (Олимпийские игры, чемпионаты мира, стра­ны). Подводящие (подготовительные) — соревнования, которые служат подготовкой к основным. Отборочные — проводятся для отбора участников заключительного этапа соревнований или фор­мирования сборных команд. Контрольные соревнования (прикид­ки) служат средством подготовки спортсменов, для внесения кор­рективов в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функций спорта.

По составу соревновательных действий соперников существу­ет большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, во­лейболу и т.д. Состав соревновательных действий является отли­чительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), а спо­соб выполнения хотя и обусловлен, но не «входит» в результат. В других соревнованиях «результирует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках). Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включающие несколько видов, есть комплексные, объединяющие ряд видов, например спарта­киады.

По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомствен­ной принадлежности, на индивидуальные или командные, от­крытые или закрытые.

По способу ведения соревновательного противоборства соревно­вания бывают с непосредственным контактом соперников (спор­тивная борьба) и с опосредованным контактом (фехтование), выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Соревнования бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, и заочные, проходящие в одно время, но террито­риально разделенные.

По условиям проведения соревнований выделяется признак пе­риодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места прове­дения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равни­не, в среднегорье, высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя) выде­ляют соревнования с субъективными оценками действий участ­ников (гимнастика, спортивные игры и др.) и с объективными оценками (бег, метания и др.), соревнования с выбыванием проиг­равшего, соревнования с различным числом стартов (матчей): от одного (виды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки). Все виды соревнований можно поделить на собственно спортивные и суб­спортивные, или подготовительные и основные.

В международном спорте сложилась определенная система со­ревнований: Олимпийские игры, региональные игры (Панамери­канские и др.); чемпионаты мира, Европы, Кубки мира, Кубки европейских чемпионов и др. В нашей стране проводятся соревно­вания различных масштабов по многим видам спорта: чемпиона­ты России, краев, областей, городов, районов, производствен­ных коллективов. Большой комплекс составляют детско-юношес­кие соревнования: всероссийские соревнования учащихся спортив­ных школ, чемпионаты России, регионов по видам спорта, мас­совые соревнования учащихся общеобразовательных школ и т.д.

 

5.Сістэма спартыўных спаборніцтваў. Структура спаборніцкай дзейнасці. Правілы спаборніцтваў і палажэнне аб спаборніцтвах.

В системе физического воспитания сформировалась стройная система спортивных соревнований. В зависимости от целевого назначения соревнования подразделяют на:

1) первенства, в которых определяется чемпион;

2) отборочные соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды;

3) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий, цель которых – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивными достижениями занимающихся;

4) массовые соревнования с целью сдачи физкультурного комплекса;

5) показательные соревнования для популяризации различных видов спорта.

По форме организации различают следующие виды соревнований:

1) закрытые соревнования, в которых участвуют спортсмены только данного коллектива;

2) открытые соревнования, в которых могут участвовать команды, отдельные спортсмены других коллективов;

3) товарищеские (матчевые) встречи – соревнования по предварительной договоренности между командами;

4) заочные соревнования.

По условиям зачета соревнования делятся на районные, городские, областные, национальные и т.д., в зависимости от возраста участников – на детские, юношеские, взрослые.

Функционирует следующая система соревнований по возрастным группам.

I группа. Мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет, занимающихся в спортивных секциях и командах, ДЮСШ.

II группа. Юноши и девушки 15-16, 17-18 лет, проходящие систематическую подготовку в спортивных секциях коллективов физкультуры, спортивных школах.


III группа. Молодежь (юниоры) 19-21 года и 22-24 лет, которые совершенствуют мастерство в спортивных секциях КФК, ШВСМ, в отделениях спортивного совершенствования высших и средних учебных заведений.

IV группа. Взрослые спортсмены.

в общей структуре любого спортивного соревнования выделяют части 1.спортсмены соперники 2.предмет состязаний т.е. совокупность действий соперников выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избранном виде спорта 3.судейство 4. Средства и службы обеспечения соревноват деятельности 5. Болельщики и зрители 6. Иерархия мест участников состязаний (от лучшего к худ

В положении должны быть указаны:

  • характер соревнований;
  • цели и задачи;
  • участвующие организации и участники (пол, возраст, классификация);
  • организация, на которую возлагается проведение соревнований;
  • место и время проведения соревнований;
  • система и способ проведения;
  • продолжительность поединков;
  • условия участия и зачёта;
  • система оценки результатов технических действий и поединков;
  • состав судейской коллегии;
  • порядок и сроки подачи заявок, перечень документов, представляемых на мандатную комиссию;
  • условия приёма участников и команд;
  • порядок медицинского контроля и медико-санитарного обеспечения;
  • программа соревнований с точным указанием дней и времени начала взвешивания и соревнований в каждом весе;
  • порядок награждения победителей личного и командного первенства.
  • порядок награждения тренеров чемпионов и призеров личного и командного первенства.

6.Сістэма спартыўнай трэніроўкі.

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки являются:

1) система отбора и спортивной ориентации;

2) система соревнований;

3) система спортивной тренировки;

4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности:

а) подготовка кадров;

б) научно-методическое и информационное обеспечение;

в) медико-биологическое обеспечение;

г) материально-техническое обеспечение;

д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы;

ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее.

Система спортивной тренировки. Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.

Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.

Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

 

7.Паняцце аб трэніраваннасці, падрыхтаванасці, спартыўнай форме.

В основе соревновательной деятельности лежит состязание в определенном виде спорта, регламентированном правилами выполнения двигательных действий, нормами поведения соревнующихся и способами оценки достигнутых результатов.

Многообразная соревновательная деятельность, характерная для современного спорта, делится на несколько групп, в каждую из которых входят родственные виды спорта, основанные на использовании различных физических упражнений и характерных особенностях ведения спортивной борьбы. В принцип деления видов спорта на группы положены различные признаки: структура двигательных действий, способность и качества, являющиеся основой достижений в данном виде. Так, Л.П.Матвеев подразделяет виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности.

К первой группе относятся виды спорта с предельно активно двигательной деятельностью соревнующихся, результаты которой зависят от собственных двигательных возможностей спортсменов и выявляются в процессе соревнования (гимнастики, плавание, легкая атлетика и тяжелая атлетика, спортивные игры и др.).

Вторая группа включает виды, основы которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения (мотоциклом, яхтой, автомобилем и т.д.).

Третья группа – виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (лука, винтовки и др.).

В четвертую группу включаются виды спорта, где сопоставляются результаты модельно конструкторской деятельности спортсмена (автомодели, авиамодели и т.п.). Пятая группа – виды спорта, основное содержание состязаний, в которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

Спортивная деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны: преобразовательную, в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей; познавательную, в которой спортсмен получает сумму знаний, умений, навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей.

Спортивное достижение. В каждом конкретном случае его уровень определяется одаренностью спортсмена, эффективностью системы подготовки.

Высшее достижение является показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития.

Школа спорта – это сложившаяся организационно-методическая система обучения, воспитания и подготовки спортсмена, сформированная под влиянием социально-экономических условий, достижений спортивной науки и практики.

Спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс физического воспитания, основанный на использовании физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших показателей в избранном виде спорта. В результате тренировки спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, которые и определяют состояние тренированности спортсмена.

Тренированность – это преимущественно процессы биологического характера, связанные с адаптационными перестройками в организме спортсмена.

Тренированность спортсмена обычно подразделяют на общую и специальную.

Общая тренированность – это воздействие неспецифических упражнений, управляющих здоровьем, повышающих физические качества и функциональные возможности органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.

Специальная тренированность – это совершенствование конкретного вида мышечной деятельности, избранного в качестве предмета спортивной специализации.

Подготовленность – это понятие, отражающее весь комплекс способностей организма спортсмена к проявлении. Максимальных возможностей в соревновательной деятельности.

Спортивная форма – состояние наивысшей готовности спортсмена к достижениям, характерное для данного этапа спортивного совершенствования.

8.Мэта і задачы спартыўнай трэніроўкі.

Цель спортивной тренировки заключается в подготовке спортсменов к наивысшим спортивным достижениям. В ходе решения вытекающих из этой цели задач вносится существенный вклад в развитие социалистической личности, особенно в воспитании социалистического сознания спортсменов, для чего используются все имеющиеся в тренировочном процессе возможности. Высокие физические, психические и интеллектуальные требования, предъявляемые к спортсмену в процессе тренировки, развивают способности, навыки и качества, которые весьма полезны для общественно-производственной деятельности и готовности к обороне. Тем самым спортивная тренировка вносит ценный вклад в подготовку подрастающего поколения к жизни в социалистическом обществе. Она представляет собой наиболее действенную форму физического совершенствования человека.

Способность к спортивным достижениям зависит в первую очередь от спортивных возможностей (Leistungesvermogen) и готовности к достижениям (Leistungsbereitschaft). Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям характеризуется отношением спортсмена к спортивной деятельности и к требованиям, предъявляемым тренировкой и соревнованием. Готовность к достижениям прежде всего включает в себя систему мотивов, которая должна базироваться на развитых общественно полезных началах, воле и других качествах личности.

Существенная предпосылка развития готовности к достижениям — это воспитание у спортсменов социалистической морали. Готовность спортсмена к большим напряжениям, к самоотверженной тренировке с тем, чтобы высокими спортивными результатами достойно представлять свою республику, является важным критерием его политической и идеологической зрелости.

Все педагогические воздействия педагогика подразделяет на образование и воспитание. В тренировочном процессе образование и воспитание спортсмена неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно использовать.

В процессе тренировки возникают следующие основные задачи, которые нужно рассматривать и решать комплексно:

1. Физическая подготовка. Главное содержание физической подготовки заключается в развитии физических способностей, особенно выносливости, силы, быстроты и гибкости. Данные способности, в совокупности обозначаемые также термином «кондиция», и составляют решающую предпосылку спортивной работоспособности. Это справедливо и для таких видов спорта, в которых спортивная техника составляет предмет оценки в соревновании и для таких, где успех в соревновании в большой мере зависит от владения разнообразными и сложными технико-тактическими навыками (например, в спортивных играх и в спортивных единоборствах)

Физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на развитие физических способностей, характерных для избранной специализации. Основой при этом служит общая физическая работоспособность и стабильное здоровье.

Для достижения необходимого эффекта требуется включать в тренировку наряду с упражнениями, составляющими программу соревнований, разнообразные общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения.

2. Спортивно-техническая и тактическая подготовка. Рациональная техника обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей. В процессе спортивно-технической подготовки спортсмен изучает технику и закрепляет ее в специфических условиях соревнования. По мере повышения уровня развития силы, выносливости и быстроты, спортсмен должен повышать и уровень технической подготовленности. Поэтому физическая и спортивно-техническая подготовка постоянно и тесно связаны между собой. В связи с этим необходимо также развивать ловкость, нужную для оптимального применения техники.

Техническая и тактическая подготовка составляют неделимое единство. Технические навыки служат основой для тактических действий. Технические навыки нужно развивать в аспекте их применимости в определенных тактических ситуациях. Эту взаимосвязь спортсмен должен осознать уже при изучении техники.

3. Интеллектуальная подготовка. Требования к интеллекту в большом спорте непрестанно возрастают. Спортсмен должен быть в высокой степени самостоятельным в тренировке, уметь в состязаниях при постоянно повышающихся уровне и плотности результатов творчески реализовать тактические концепции. Он должен также активно развивать спортивную технику и уметь использовать ее в тренировке и т. д. Все это требует, чтобы спортсмен постоянно совершенствовал знания во всех областях теории спорта и учился творчески применять их в тренировке и соревнованиях. Интеллектуальное образование и воспитание должны быть поэтому составной частью тренировки.

4. Воспитание. В процессе воспитания необходимо учитывать несколько аспектов, которые неотделимы друг от друга. Главная задача воспитания заключается в развитии социалистического сознания у спортсмена. В связи с этим политико-идеологическое и нравственное воспитание составляют суть воспитательной работы тренера и всех действующих в большом спорте кадров. Руководством для воспитательного образа действий являются десять заповедей социалистической морали, которые определяют принципы и нормы поведения социалистической личности. Они также составляют основу для выработки общественно полезных мотивов деятельности в большом спорте и развития готовности к достижениям. Кроме того, необходимо воспитывать типичные для данного вида спорта волевые качества и другие ценные черты характера. Наконец, тренер должен вносить свою лепту — в тесном взаимодействии с другими воспитателями — в дело умственного, эстетического и политехнического образования и воспитания спортсменов как в процессе тренировки, так и вне его.

Таким образом, воспитание в процессе спортивной деятельности должно вносить в целом существенный вклад в формирование граждан социалистического государства, которые сознательно повышали бы престиж своей страны, отличались дисциплинированностью, готовностью к борьбе и всем своим поведением являли бы образец не только для занимающейся спортом молодежи, но и для всех граждан.

9.Сродкі спартыўнай трэніроўкі.

Основными специфическими средствами спортивной трени­ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования. Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений.

1. Избранные соревновательные упражнения - это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта. Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не­велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

2. Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль­но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез­кам избранной дистанции; у гимнастов - выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций. К этой группе относятся и упражнения из смежных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка­честв, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы. В зависимости от преимущественной направленности специ­ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя­щие, способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.), имитационные упражнения, которые подбираются таким обра­зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство­вали по координационной структуре характеру выполнения и осо­бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

3. Общеподготовительные упражнения являются преимуществен­но средствами общей подготовки спортсмена. Могут использоваться разные упражнения - как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль­но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Недостаточный прирост результатов или даже прекра­щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен­ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе­мом общеподготов. упражнений на тренировке и особен­но на ее ранних этапах.

При выборе этих упражнений обычно со­блюдают следующие требования:

1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая под­готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф­фективно решать задачи всестороннего физического развития;

2) на этапах углубленной специализации и спортивного совер­шенствования она должна являться фундаментом для совершен­ствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:

- при воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо­сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

- при воспитании собственно силовых способностей - уп­ражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз­личного рода отягощениями и сопротивлением;

- при воспитании быстроты движений и двигательной реак­ции - спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

- при воспитании координационных способностей - элемен­ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре­бованиями к координации движений.

10.Тэхнічныя сродкі ў спартыўнай трэніроўке. Трэнажорныя сродкі.

Особенно перспективным направлением является организация специализированных тренажерных залов. Например, во ВНИИФК создан тренировочно-исследовательский комплекс, включающий ряд тренажеров, информация с которых по проводным (или же беспроводным) каналам связям поступает в информационно-вычислительный центр (ИВЦ), расположенный в соседнем помещении. Тренер и спортсмен получают возможность непосредственно в условиях одной тренировки и даже при выполнении единичного спортивного упражнения целенаправленно корректировать ход тренировочного урока.

Технические средства обучения и тренировки (ТСОТ) используются для развития физических качеств, сопряженного развития качеств и навыков, овладения и совершенствования техникой и ритмом движений при выполнении физических упражнений — основным средством физического развития. ТСОТ применяют и без выполнения упражнений для приобретения навыков быстрого решения ситуативных задач (в спортивных играх, борьбе и др.), для тренировки тактических действий.

Многим тренерам и спортсменам известно, насколько важно получить срочную информацию о состоянии нервно-мышечного аппарата. Для этого широко используется метод динамометрии. Наши соотечественники - спортивные эксперты исследователи И. А. Ванин и Л. В. Вощуков предложили конструкцию универсального динамометра, позволяющего регистрировать силу различных мышечных групп без усилительного устройства на стрелочном приборе.

11.Нагрузка ў спартыўнай трэніроўцы. Аб'ем і інтэнсіўнасць, іншыя характарыстыкі нагрузкі.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специ­фические и неспецифические; по величине - на малые, сред­ние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности - на способствующие совершенствованию от­дельных двигательных качеств (скоростных, силовых, коорди­национных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленно­сти или тактического мастерства и т.п.; по координационной слож­ности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требую­щих значительной мобилизации координационных способнос­тей, и связанные с выполнением движений высокой коор­динационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от тре­бований, предъявляемых к психическим возможностям спорт­сменов. Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсме­на могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (ста­билизирующие) и восстановительные.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. 1-я зона – аэробная восстановительная. Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость). Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. 2-я зона - аэробная развивающая. Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. 3-я зона - смешанная аэробно-анаэробная. Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. 4-я зона - анаэробно-гликолитическая. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин. Она стимулирует воспитание специ­альной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей. Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6-10 мин. Основной метод - интервального интенсивно­го упражнения. 5-я зона - анаэробно-алактатная. Работа обеспечивается всеми типами мы­шечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120-150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, мак­симально-силовых способностей.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показа­телями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тре­нировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: