Структурализм К. Леви-Строса.




Французского этнолога, культуролога и философа К. Леви-Строса нередко именуют "отцом структурализма". В 2008 г. Леви-Стросу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно при жизни автора это не делается).

Биографическая справка

Клод Леви-Строс (1908 2009) изучал право и философию в Сорбонне. Посещал семинары антрополога М. Мосса. Его научные взгляды формировались под влиянием учений Э. Дюркгейма и Ф. де Соссюра. В 1935—1939 гг. — профессор социологии в Сан-Паулу (Бразилия), участвовал в полевых исследованиях бразильских индейцев. В 1942—1945 гг. — профессор в Нью-Йорке, с 1946 г. преподает во Франции. В 1959 г. возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Член Французской и многих иностранных академий. Главный предмет интересов - сравнительное изучение мифологии отсталых этнических групп, а также тотемических и других верований. Этим вопросам посвящены его основные работы: "Раса и история" (1952), "Печальные тропики" (1955), "Структурная антропология" (1958), "Мышление дикарей" (1962), "Тотемизм сегодня" (1962), "Ревнивая горшечница" (1985), "История рыси" (1991), "Видеть, слышать, читать" (1993) и др. Его фундаментальный четырехтомник "Мифологикн" (1964—1971) считается классическим трудом всей современной культурологии и культурной антропологии.

Леви-Строс обстоятельно разъясняет сущность используемого метода и основные категории, употребляемые в процессе его применения. Он выделяет четыре условия, необходимых для того, "чтобы модели заслужили название структуры":

  • 1) "структура есть некая система, состоящая из таких элементов, что изменение одного из этих элементов влечет за собой изменение всех других";
  • 2) каждая модель принадлежит "группе преобразований, каждое из которых соответствует модели одного и того же типа, так что множество этих преобразований образует группу моделей";
  • 3) отмеченные свойства "позволяют предусмотреть, каким образом будет реагировать модель на изменение одного из составляющих ее элементов";
  • 4) модель должна быть построена так, "чтобы ее применение охватывало все наблюдаемые явления".

Леви-Строс подчеркивал человеческий аспект своей концепции и даже назвал ее структурной антропологией. Современный человек, считает Леви-Строс, живет в ситуации глубокого раскола между культурой и природой, и именно это делает его несчастным. Французский исследователь предпринял попытку преодоления этого раскола.

В качестве главной задачи исследований Леви-Строс рассматривал доказательство нескольких основных тезисов:

  • - все многообразные явления человеческого общества есть модификации некой исходной единой модели, ее раскрытие;
  • - поэтому все эти явления могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы;
  • - между этими явлениями можно установить связи и соответствия, показывающие их положение по отношению и друг к другу и к исходной модели.

А. Б. Островский, известный исследователь творчества К. Леви-Строса, выделяет принципы, в совокупности составляющие суть метода структурной антропологии: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве его внутренних и внешних связей; 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между его уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится с учетом его вариативности — в рамках конкретной культуры. Конечный результат исследования — моделирование "структуры", которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и переходам от одного варианта к другому [3].

По мнению Леви-Строса, для понимания сути культуры важно знать, как выглядит окружающий мир в восприятии людей, принадлежащих к различным культурам; человеческие ощущения не столько отражают, сколько кодируют окружающий человека мир, а все явления и процессы выражаются в виде символов.

По Леви-Стросу, первоначальная связь между "самими вещами" и символами сознания, которая существовала еще в эпоху неолита, в процессе исторического развития человечества вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому прямой путь к окружающему человека миру в процессе истории все больше загромождается различного рода символическими структурами.

К счастью, по его мнению, еще сохранились традиционные общества, которым удастся ускользать от принципа изменения, — "холодные" общества. Их Леви-Строс противопоставляет "горячим" обществам, которые с эпохи неолита находятся в процессе постоянных изменений. В "холодных" обществах первоначальная связь между окружающим человека миром и символами его сознания еще не нарушена и не вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому перед исследователем открываются уникальные возможности: первобытный человек выступает в качестве особого зеркала, позволяющего современному человеку увидеть свою сферу бессознательного и перебросить мост от природы к культуре.

В четырехтомном труде "Мифологики" (1964) Леви-Строс использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. В "Мифологиках" воссоздастся канва мышления коллективного субъекта — творца мифов. Она реконструируется применительно не к отдельному мифу, а к "метагруппе" мифов. Коды, скрепляющие собой большие семантические подразделы в мифологическом поле, играют роль категорий мифологического мышления. Так, в большой группе южноамериканских мифов о происхождении кухни (огня кухни), мяса диких свиней, культурных растений, а также меда и табака (как "окрестностей кухни") сообщения передаются посредством четырех кодов: кулинарного и сопряженного с ним техно-экономического, акустического, социологического и космологического.

По мнению Леви-Строса, люди всегда думали одинаково, различны лишь объекты их мышления. Конкретные исследовательские модели, при помощи которых исследуется менталитет людей первобытного общества, Леви-Строс описывает в работе "Неприрученная мысль".

Модель "наука конкретного" показывает, что внимание туземцев к конкретному сочетается с их одновременным стремлением к символизации. При этом символы выступают в качестве единиц мышления. Их статус промежуточен между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями.

Одна из моделей названа "бриколаж". Этот термин означает все, что ремесленник кладет вместе из вещей, попадающихся ему под руку и нужных для его работы. "Бриколаж" в первобытном мышлении проявляется в том, что первобытный человек объединяет в одну сложную цепь ассоциаций самые разнородные знаки. Содержание мысли определяется рекомбинацией образов-символов, сформировавшихся в результате прошлой деятельности, "ибо ничего другого нет под руками". Такая рекомбинация похожа на смену картин в калейдоскопе.

Модель " тотализующего мышления " демонстрирует, что в мышлении туземцев, реализующем операции классификации, существуют определенные формы их взаимной логической обусловленности: переходы одних в другие, а также дополнительность.

Исследования К. Леви-Строса опровергли концепцию Л. Леви-Брюля (сформулированную в 1910—1920-х гг.), согласно которой людям традиционных обществ якобы присуще дологическое мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и управляемое мистическими переживаниями. В работах Леви-Строса впервые в истории социокультурной антропологии на материалах тотемизма и мифов была продемонстрирована логическая рациональность мышления туземцев, их способность к совершению логических операций, аналогичных мышлению человека технически продвинутой цивилизации.

Главные идеи структурализма:

  • — культура выступает как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.);
  • — существуют универсальные принципы и способы культурной организации человеческого опыта, совместной жизни и деятельности; в свою очередь социальный опыт и социальная деятельность выступают как процессы построения знаковых и символических систем;
  • — существуют культуроорганизующие универсалии во всех сферах человеческой деятельности;
  • — в процессе создания устойчивых символов культуры в качестве первичных выступают психические принципы;
  • — функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внешних и внутренних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархий, сравнением их с другими символическими формами.

 

Литература:

1. Леви-Ст ро с К. Структурная антропология. С. 321. 2. См.: Островский Л. Б. Этнологический структуризм Клода Леви-Строса // Леви- Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. С. 10.

2. См.: Островский Л. Б. Этнологический структуризм Клода Леви-Строса // Леви- Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. С. 10.

3. Леви-Строс К. Неприрученная мысль //Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРЛ — Книжный клуб; Республика, 1999. С. 126

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: