Аналитическая работа с текстами стихотворения А.А. Фета




Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева и А. А. Фета

Задания

Опираясь на статьи учебника, текст и план анализа стихотворения, дополнительный раздаточный материал, подготовьте выразительное чтение и анализ предложенного вам стихотворения.

Аналитическая работа с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева «Цицерон»,
«Над этой тёмною толпой…», «Умом Россию не понять…»

«Цицерон»

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) — римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме. За несколько
веков республиканского правления Римом были захвачены огромные территории, в результате чего особое значение в жизни республики приобрели полководцы с верными им войсками. Это привело к установлению военной диктатуры
и многочисленным гражданским войнам. Республиканское правление декабристы считали идеалом государственного устройства, беря за образец Римскую
республику.

Стихотворение «Цицерон» было написано Ф. И. Тютчевым предположительно в 1830 г. Поводом к написанию послужила, по мнению исследователей, Июльская революция 1830 года во Франции. В этот период поэт много размышляет об обречённости Европы, для которой наступает эра революций, о возможной гибели европейской культуры, о роли и месте личности в эпоху исторических катаклизмов. Впервые стихотворение было напечатано в альманахе «Денница» за 1831 г. Затем — в журнале «Современник» в 1836 г.

«Над этой тёмною толпой…»

Стихотворение было написано в 1857 г., впервые опубликовано в 1858 г. в десятой книжке журнала «Русская беседа», который редактировал И. С. Аксаков.
1853–1856 гг. — Крымская война. 1861 г. — отмена крепостного права
в России.

Из письма Ф. И. Тютчева А. Д. Блудовой: «…Истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет обличён во внешние формы законности, заменит собой
произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце
концов, быть может, менее растлевающий…». В. С. Соловьёв в статье «Поэзия
Тютчева» рассматривает стихотворение «Над этой тёмною толпой… » в контексте «патриотических пророчеств нашего поэта».

«Умом Россию не понять…»

«Умом Россию не понять…» — стихотворение (четверостишие), написанное
28 ноября 1866 г. Эти строки — одна из характеристик российского государства
и русского менталитета, акцентирующая некоторую иррациональность поведения, стали известным литературным образом «загадочной русской души», носящим романтический характер.

Споры относительно стихотворения, написанного Ф. И. Тютчевым, не утихают почти полтора столетия. Стихотворение русского поэта превратилось
в крылатую фразу. Особенно часто его цитировали в конце XIX — начале XX
века новые «славянофилы» и «западники».

Нередко это стихотворение соотносят и с известной фразой германского «железного канцлера» Бисмарка: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу
военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Экс-президент
Франции Жак Ширак, получая Государственную премию РФ, прочитал строчки из Тютчева «Умом Россию не понять…».

Аналитическая работа с текстами стихотворения А.А. Фета

«Это утро, радость эта…»

• Какие предметные реалии рисуют картину весны?

• Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
• Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
• Каким чувством проникнуто стихотворение? В чём состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?

• Какой характер придают стихотворению его «безглагольность» и многочисленные анафоры?

• Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

«Ещё весны душистой нега…»

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

• Проследите развитие лирического сюжета. В какой строфе выражена главная мысль стихотворения?

• С помощью каких изобразительно-выразительных средств автору удаётся передать ощущение возрождения природы?

• Рассмотрите репродукцию картины Фёдора Васильева «Оттепель». Что общего у этого живописного полотна со стихотворением Фета?

Комментарий. В 1871 г. Васильев создал одно из главных
своих произведений — «Оттепель», которая была представлена ранней весной 1871 г. на конкурсе в Обществе поощрения художников и удостоилась первой премии. Эта картина несла большое социальное содержание, она вся пронизан тоской и грустью, навеянными горьки ми раздумьями художника о жизни русской деревни. Картина исполнена в любимой художником тёплой золотисто-коричнево-оливковой гамме. Построенная на сложных тональных взаимоотношениях, она восхищала современников изысканностью колористической гаммы и тонкостью письма. Вытянутая по горизонтали композиция картины усиливала молчаливость и бесприютность равнинного пейзажа.

«Осень»

• Расскажите, какую осень увидел мастер. А какую осень нарисовало ваше воображение? Похожа ли она на осень, описанную поэтом?
• Определите лейтмотив стихотворения.

• Какие этапы человеческой жизни образно нарисовал поэт в этой лирической
картине?
• Сравните стихотворение А. А. Фета со стихотворением Ф. И. Тютчева «Осенний вечер».
Комментарий-подсказка.

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» и А. А. Фета «Осень» — это два разных видения, понимания осени. Ф. И. Тютчев словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение. Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления… В осени А. А. Фета мы слышим отголоски человеческой души. Лейтмотив стихотворения А. А. Фета — одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Вывод: Мы проанализировали различные стихотворения этих не похожих друг на друга и вместе с тем великих русский поэтов. Гражданская лирика Тютчева, пейзажная лирика Фета. Вы увидели, как различные изобразительно-выразительные средства помогают поэтам выразить свои мысли и чувства. Надеюсь, что эти стихотворения нашли отклик и в ваших сердцах.

Приложение

План анализа стихотворения
Вариант 1
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова
формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чём причины этих изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько их:
одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки
картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам
названные особенности изображения?
3. Каким вы представляете себе лирического героя?
4. В каких словах автор прямо выражает своё отношение к изображаемому?
В чём особенность авторской позиции?
Вариант 2
1. Элементы комментария к стихотворению:
• время (место) написания, история создания;
• жанровое своеобразие;
• место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений
на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.);
• пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые
вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной
формы:
• композиционные решения;
• особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
• звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
• ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
• мотивированность и точность использования выразительных средств.
5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).
6. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
7. Дополнительные (свободные) размышления.
Вариант 3
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются
ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берётся за
перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению
с началом, заканчивает поэт стихотворение?
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
8. Категория пространства.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное направление (если можно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве
поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или
противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.
Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
• выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
• определить своеобразие и активность использования тропов:
эпитет — художественное определение;
сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
аллегория (иносказание) — изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ирония — скрытая насмешка;
гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
литота — художественное преуменьшение;
олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при котором
они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью
мыслить и чувствовать;
метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте
явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но
подразумеваются.
Поэтический синтаксис
Синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи такие как:
риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
повторы — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
антитезы — противопоставления;
Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи:
аллитерация — повторение согласных звуков;
ассонанс — повторение гласных звуков;
анафора — единоначалия;
Композиция лирического произведения
Необходимо:
• определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
• выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
• определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. п.)
• определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
• выделить основные части поэтического произведения: показать их связь
(определить эмоциональный «рисунок»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: