Каким должен быть музыкальный алфавит?
Музыкальный алфавит выражает логику музыкального языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, и вот почему.
Во-первых, в музыке нет одного направления движения. Значит, правильный музыкальный алфавит – это: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. А во-вторых, в музыке каждая из семи нот может являться первой. Поэтому мы должны знать семь нотных последовательностей. Музыкальным алфавит - все эти последовательности в комплексе:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа
Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль
Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля
Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си
И это – лишь первый круг алфавита (круг 1).
Мне удается проговорить весь этот круг - вперед и назад от каждой ноты - за 14 секунд, и мои ученики любят устраивать соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться такой же быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.
Продолжение алфавита - музыкальная азбука
При неисчислимом количестве звуковых комбинаций и интонаций, отношения между звуками подчинены конкретным закономерностям. Музыкальная азбука выражает основные отношения нот, принятые в музыкальной письменности.
1. Ноты могут располагаться через ступень. Эти «терциевые» последовательности образуют второй круг (круг 2):
До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До
Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми
Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль
Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си
Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре
Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Круг 2 помогает видеть и прочитывать нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.
1. Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг (круг 3):
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа
Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми
Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля
Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре
Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов.
Схема 1
Нотный стан для понимания… нотного стана! Стан – это то, что «стоит», верно? |
Магическая цифра семь
Сколько одинаковых линеек вы можете быстро запомнить?
Десять тонких линий нотоносца мало различимы для неподготовленного глаза. Известно: человек может отслеживать не больше семи однородных зрительных объектов. Но промежутки между линейками – тоже «линейки» в нотном тексте. Ребёнку приходится отслеживать даже не десять, а минимум двадцать два объекта! Целый лес линеек и междустрочий – и почти никаких ориентиров.
Чтобы мои новички не заблудились в этом лесу, я пронумеровала каждую линейку и в скрипичном, и в басовом ключе цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа я посчитала сверху вниз – так понятнее.
Нотный стан предстал в виде музыкального «градусника» с нулём посередине. Музыкальная система зеркально симметрична - как и числовая шкала. И «до» второй, и «до» малой октав оказались между 3 и 4 линейками. Эти междустрочия я оттенила голубовато-серым цветом, и обе «до» стали точками отсчета для нот второй и малой октав.
Нотный стан оказался зрительно разделённым на четыре секции. В каждой из них всего 5-6 линеек и междустрочий - их отследить уже нетрудно. В таком виде «территория» нотоносца намного проще для освоения! «Страшные» 10 линеек и 12 промежутков скоро становятся вполне обитаемым пространством.
И лишь после того, как освоены эти 22 нотных строки, можно приступать к освоению добавочных линеек. Пока не отработан навык чтения обычных линеек и пространств - как можно прочитать дополнительные?..