Нравственное и эмоциональное воспитание учащихся в процессе изучения предмета.




 

Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика учащихся. Оно предполагает сознательную, преднамеренную, нравственно ориентированную деятельность педагога, специальные его усилия и работу по эффективному использованию в этом процессе всех возможностей обучения, и удовлетвориться здесь только высоким уровнем познавательной деятельности учащихся нельзя.

 

Учебный процесс отличается сложностью и многогранностью. Его успех зависит от целого ряда дидактических условий и предпосылок, обеспечивающих прочное и осмысленное овладение знаниями, а также нравственного воздействия на учащихся образовательного материала, прежде всего содержания изложенного в основной учебной литературе и дополнительных источниках. При этом необходима также соответствующая организация учебного процесса и наиболее рациональное использование методов обучения.

 

Особенно велико значение в нравственном воспитании младших школьников литературы. На уроках чтения они получают довольно обширный круг моральных сведений и представлений, охватывающих вопросы дружбы, товарищества, трудолюбия, дисциплины, патриотизма и т.д. В статье «О преподавании литературы» Н.К. Крупская писала: «Литература – могучее средство воздействия на подрастающее поколение. Она может помочь ему понять жизнь, людей, то, чем они живут, дышат, научить разбираться в людях, понимать, что их волнует. Литература может научить подходить к людям, влиять на них. Литература влияет на мораль, на поведение человека, на его мировоззрение». Через постижение литературных произведений происходит постоянное усложнение моральных понятий, повышается степень их обобщенности и интеграции. Так, дети сначала получают представление о храбрости и мужестве как о смелых поступках, а затем узнают о том, что храбрость и мужество требуют от человека выдержки, высокой дисциплины, понимания своего долга и т.д.

 

Усвоить нравственный смысл, идею того или иного произведения помогают задаваемые в их конце вопросы. Например, после рассказа Г. Скребицкого «Митины друзья » детям предлагается ответить на вопросы:

 

Сила и эффективность воздействий содержания учебного материала на сознание и чувства учащихся увеличиваются, если мы, учителя, излагая новые знания, вместе с учащимися делаем «открытие». Интонацией, мимикой, жестом, логическим ударением показываем свое отношение к фактам и событиям, которые раскрываем; если сопоставляем исторических или литературных героев, ставим перед ребятами вопросы, требующие такого сопоставления или нравственной оценки поступков, поведения героев; если наша речь ярка, эмоциональна, сопровождается наглядными пособиями (карточками, схемами, чтением отрывков художественной литературы, примерами из жизни и т.д.). И наоборот, воспитывающая ценность содержания новых знаний резко падает при формальной, однотонной, однообразной их передаче.

 

Большое значение для нравственного воспитания имеет умелый подбор дополнительного материала: исторических фактов по предметам естественно-математического цикла, краеведческого материала, примеров, показывающих героический труд людей, их подвиги во имя Родины и народа. Вплетаясь в общую ткань изложения, этот дополнительный материал без искусственных увязок оказывает сильное влияние на сознание и чувства школьников, повышая эффективность восприятия новых знаний учащимися, формируя их моральный облик.

 

В целях нравственного воспитания особое внимание я уделяю подбору дидактического материала (содержанию задач, предложений, отрывков художественных произведений при обучении родному языку).

 

Сила дидактического материала не в отступлениях от образовательной цели урока, для разного рода поучений, рассуждений и т.д. (кроме вреда эти отступления ничего не дают). Яркостью поступков людей, контрастностью числовых данных, эмоциональностью, соотношениями без всякого рода «дополнительных» рассуждений содержания материала оказывает сильное влияние на нравственное сознание и чувства школьников. Я, как и мои коллеги, систематически обобщаю такой материал и постоянно использую в своей работе.

 

Большие возможности для нравственного воспитания заложены в организации учебного процесса. Чёткая постановка цели урока и каждого его звена, строгая последовательность работы в соответствии с планом, использование различных методов для активизации учащихся, разнообразные формы коллективной деятельности, подведение итогов урока, умение вовремя прийти на помощь учащимся, организовать их взаимопомощь на уроке, психологический настрой на учебный труд, систематическое повышение его интенсивности и т.д. – всё это не только способствует повышению уровня знаний учащихся, но и обогащает их моральный опыт, закаляет волю, укрепляет положительные привычки.

 

Особое значение процесс обучения имеет для формирования у детей трудовых и нравственных привычек. Многое они начинают делать по привычке. И хорошая привычка, освобождая мозг ребенка от излишней работы, экономит их время, в то же время помогает легко и свободно выполнять многие действия точно, быстро и красиво. Становясь чертой характера, привычка выступает как побудительная сила деятельности, направляющей поведение учеников. Даже в творческой работе невозможно обойтись без привычки. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

 

Чтобы осмысливать и усваивать программный материал, школьник должен проявлять большое умственное и физическое напряжение, регламентировать свое время и поведение, проявлять сопредельные волевые усилия. Поэтому правильная организация обучения способствует формированию таких нравственных черт личности, как дисциплинированность, самостоятельность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Так как учебная работа осуществляется в коллективе, то борьба за достижение общих успехов в учении порождает у учащихся стремление к взаимопомощи, непримиримое отношение к недостаткам и создает стимулы для их здорового сплочения.

 

Нравственно ориентированный характер носит у нас работа учеников в паре. Важно только, что бы сильный ученик тактично помогал товарищу.

 

Применение дифференцированного обучения, индивидуального подхода, помогая созданию в обучении эмоционального подъема ситуации успеха, укрепляет у школьников веру в свои силы и способности. А когда они занимаются с охотой, желанием, то учеба идет успешнее.

 

Объективные воспитательские возможности, заключенные в обучении опосредуются субъективным отношением школьника к учебной работе. Нравственное воздействие образовательного материала на ученика зависит от его внутреннего самочувствия, от того, какую эмоциональную позицию занимает он по отношению к излагаемым идеям и фактам. Поэтому в учебной работе мы стараемся как можно шире применять разнообразные методические приемы и средства (проблемное изложение, привлечение яркого дополнительного материала, использование наглядности, организация самостоятельной работы, игровые элементы и т.д.). Все это вызывает у учащихся любознательность, мыслительную активность и помогает создать положительный эмоциональный настрой.

 

Для формирования нравственных начал большое значение имеет оценка труда и поступков школьников. Она стимулирует нравственное поведение и служит основой для самооценки. И здесь должна проявляться осторожность, тактичность. Не допускать таких реакций детей, как испуг, досада, обида, злость.

 

В процессе обучения в начальных классах велико влияние личности учителя. Если для младших школьников вообще пример взрослых является сильным фактором нравственного развития, то в условиях урока он приобретает наибольшую силу. Здесь, как мы постоянно убеждаемся, влияет все: культура работы учителя, культура его речи и внешнего вида, умение работать по плану, подводить уроки труда, чуткое и внимательное отношение к учащимся, любовь к своему труду, увлечённость им и т.д. Совместная деятельность, общая заинтересованность в коллективном успехе, постоянный контакт, советы, рекомендации, высокая требовательность к себе и детям – все это влияет на формирование нравственного сознания, чувств, воли, характера трудовых и нравственных привычек.

 

Важным условием развития воли и характера у школьников является высокая требовательность учителя к выполнению учащимися учебных обязанностей. Непоследовательность в этих вопросах разрушает волю детей.

 

Действенность нравственного воспитания в процессе обучения обуславливается умелым применением всех средств и методов педагогического влияния на школьников, а также правильным его осуществлением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: