Урок по сказке - притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Урок подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии г.Каменца Брестской области Потоцкая Н.Д.
Тема: Аллегоричность образов сказки
Цель: раскрыть аллегории, символы и нравственные уроки сказки;
показать своеобразие композиции сказки:
подвести учащихся к выводу о том, что человек несет ответственность
за тех, кого приручил.
Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование: презентация, рисунки учащихся, стикеры с аллегориями
Ход урока
(сл.1)
I. Организационный момент
1. Проверка домашнего задания.
Знакомство с интересными фактами биографии А. де Сент-Экзюпери.
(сл.2)
II. Объяснение нового материала
Постановка целей урока
(задание на слайде)
(сл.3)
Выберите правильный ответ
Мы часто слышим крылатые фразы и порой даже не знаем, откуда они. Прочитайте внимательно приведенные здесь крылатые выражения. Как вы думаете, какое из них принадлежит А.де Сент-Экзюпери?
- Бойтесь данайцев, дары приносящих.
- Ты сер, а я, приятель, сед.
- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Все верно. Это слова Экзюпери. Сегодня на уроке мы вспомним содержание сказки «Маленький принц», раскроем её нравственные уроки, выясним аллегории образов и ответим на вопрос: какие слова вам показались самыми важными в сказке?
Анализ текста.
В этом произведении широко применяется прием аллегории. Все образы глубоко символичны. Образы именно символичны и трактовать каждый образ можно многопланово, в зависимости от личного восприятия. (Аллегория (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ). При работе над произведением мы попытаемся определить аллегорию каждого образа.
|
(сл.4)
Гл. 1-6
1) Каким предстает перед нами Маленький принц?
2) Как он относится к своей планете?
3) Какие у него представления о жизни, правила?
(ответы учащихся, выборочное чтение)
1ряд- 1-2гл., 2 ряд – 3-4 гл., 3 ряд – 5-6 гл.
Гл.7
(сл.5)
На пятый день автор узнал секрет Маленького принца. В чем он состоял?
(гл.7 – цветок, выразительное чтение отрывка)
Гл.8-9
(сл.6)
1) Что представляла собой попавшая на планету роза?
2) Почему она нередко ставит маленького принца в тупик?
3) Какая она? Какой у неё характер? Подобрать эпитеты
(хвастливая, кокетливая, обидчивая, красивая, капризная)
4) Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?
5) Как Роза отнеслась к решению Маленького принца? Почему она так себя вела?
(ответы учащихся).
Можно сделать первый вывод: роза - это символ любви, красоты, женского начала.
Главная мысль сюжета: чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца.
Конкурс на самого внимательного читателя.
Маленький принц решил странствовать с перелётными птицами. Посещая различные планеты, он встречается со взрослыми людьми, посвятившими свою жизнь каким-то целям. Эту часть урока, анализ 10 – 16 глав, мы проведем в виде конкурса на самого внимательного читателя.
1) Итак, первая планета, астероид 325(Король)
(сл.7)
- О чем мечтает житель первой планеты?
(неограниченная власть, беспрекословное подчинение)
|
- Какие слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем. Ибо они пронизаны гуманизмом?
(«Власть прежде всего должна быть разумной», «С каждого надо спрашивать то, что он может дать»)
Аллегорией чего является Король? (Бестолковость, властолюбие)
Главная мысль сюжета: «Себя судить труднее, чем других».
2) Вторая планета - астероид 326 (Честолюбец)
(сл.8)
- Кого встречает маленький принц на второй планете?(Честолюбца)
- Почему он сбегает от него?
«А что надо сделать, чтобы шляпа упала? – спросил Маленький принц. Но Честолюбец не слышал.
! Внимание, вопрос! Почему же он не слышал Маленького принца?
(Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Для него главное, чтобы им восхищались)
Главная мысль сюжета: «Восхищаюсь, но какая от этого радость?»
Аллегория – равнодушие, тщеславие.
3) Третья планета – 327 (Пьяница)
(сл.9)
Вопрос: почему пьет пьяница?
(«Пью оттого, что совестно пить»)
Не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.
Аллегория – пороки, недостатки
4) Четвертая планета –астероид 328 (Деловой человек)
(сл.10)
Маленький принц встречает Делового человека (он считает звезды, но не просто так, а потому что уверен, что это его звезды). Прочитать начало 13 главы.
- Почему он не может быть человеком вообще?
- Когда и где об этом сказал Маленький принц? (гл.7) (Он гриб…)
С этим персонажем автор вводит в сказку элементы иронии, сатиры, изображая карикатурную фигуру дельца, который пытается превратить красоту Вселенной в собственность.
Аллегория – собственник.
5) Пятая планета – астероид 329 (Фонарщик)
|
(сл.11)
- Кто изображён на этом рисунке?
- Как к нему относится Маленький принц?
(Из всех встреченных взрослых людей Маленький принц выделяет Фонарщика за верность слову, за умение не покладая рук работать, и, вопреки лени и трудностям, освещать людям путь.
Главное в сюжете: «Этот взрослый думает не только о себе».
6) Шестая планета – астероид 330 (Географ)
(сл.12)
- Почему Маленький принц разочаровывается в жителе шестой планеты?
((Географ никогда “не выходит из кабинета” и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя “слишком важным лицом и ему некогда разгуливать.”
Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он советует мальчику посетить планету Земля, у которой “неплохая репутация.”)
!Вопрос!
- Цветы мы не отмечаем, - сказал географ.
- Почему? Это ведь самое красивое? – возразил Маленький принц.
- Потому что цветы эфемерны.
- Как это эфемерны?
Ответьте Маленькому принцу.
(Недолговечны)
Аллегория – ограниченность
Обобщение учителем.
- Итак, путешествие на соседние планеты вызывает у малыша лишь сожаление. Наивный, добрый Маленький принц никак не может понять бездушной практичности так называемых деловых людей, для которых неведома красота мира, теплота человеческих отношений, а существуют только цифры и расчеты. Они не понимают жизни, ее ценности.
5. Седьмая планета – Земля.
(сл.13)
- Какой он её увидел?
(зачитать отрывки из гл.16-20)
«Очень несовершенной увидел нашу планету Маленький принц. Он видит, как люди мчатся, стремятся сэкономить время, а сами тратят его понапрасну, не умея насладиться тем, что даровала им природа. Они не понимают, что ищут, в чем заключается счастье».
«А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной Розе, в глотке воды,» – говорит Маленький принц, - «Но глаза слепы, надо искать сердцем».
И понятно, что он тоскует о своей Розе, о своей маленькой планете, которую он так заботливо чистил каждое утро.
- Чем вызваны горестные слезы малыша?
(Путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая. Он лег в траву и заплакал)
И в эту трудную минуту разочарования перед ним появляется Лис.
(сл.14 с аудиозап.)
(прослушаем аудиозапись гл.19)
- Чему учит Лис Маленького принца?
- Как вы понимаете слово «приручил»?
- Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Как Лис говорит об этом?
- Что в дружбе самое главное?
Он учит героя истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и поэтому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Лис объясняет принцу, что самое главное – это быть нужным друг другу и быть друг за друга в ответе.
Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: “ Я бы рад, но у меня так мало времени ”.
А в возражении Лиса “узнать можно только те вещи, которые приручишь… надо запастись терпением” – большая мудрость.
Чтобы иметь друзей, надо дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – свое время.
“Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни”.
- Почему Маленький принц возвращается к своей Розе?
(Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо ответит: его Роза – единственная на свете, потому что он ее приручил.
Поэтому и возвращается он к своей Розе.
Аллегория: Лис – дружба, мудрость
III. Подведение итогов.
(сл.15)
- Что понял Маленький принц во время своего путешествия?
- Какие слова вам показались самыми важными в сказке?
Очень деликатно проводится в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой. Любовь и дружба – это труд души. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,” – вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу.
- Маленький принц воплощает качества человека, еще не испорченного миром дельцов и честолюбцев. Он – идеал, мечта. Время от времени мечта овладевает людьми, и тогда снова появляется не нашей планете Маленький принц.
Но Сент-Экзюпери понимает, как далека его мечта от реальности, поэтому интонация этой книги грустная, хотя и светлая.
Готовя себя к взрослой жизни, вы не забудете советов Мудрого Лиса: будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней обречен на гибель.
И очень хорошо, если вашим частым спутником станет маленький принц, как об этом поётся в песне «Маленький принц».
(сл.16 с песней)
IV. Рефлексия. За то время, пока звучит музыка, я попрошу вас в тетради написать несколько предложений, начинающихся словами: «Сегодня на уроке я понял(а)…
(После того, как закончится музыка, учащиеся читают свои предложения)
V. Д.З. перечитать гл.16-28 (стр. 218-236), выполнить задание 8 (ср.234).
VI. Выставление оценок за урок.
Приложение 1.
Аллегоричность образов
Маленький принц – детство, чистота души, странник
Роза – любовь, красота, женственность
Лис – дружба, мудрость
Король – бестолковость, властолюбие
Честолюбец – тщеславие
Пьяница – пороки
Фонарщик – обязательность
Географ - ограниченность