В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные




Практическое занятие № 3

Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ИХ НАРУШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимается под лексическими нормами и нормами словоупотребления?

2. Как реализуется лексическая нормативность в использовании паронимов, синонимов, антонимов?

3. К чему ведет лексическая недостаточность?

4. Какие речевые ошибки порождает лексическая избыточность?

5. Какие ошибки иногда появляются в речи современников при использовании заимствованных слов и почему?

6. Какие тенденции в употреблении крылатых слов и фразео­логизмов наметились в СМИ?

7. Знаете ли вы, сколько слов в русском литературном язы­ке? А в активном запасе образованного человека? Каким спосо­бом следует пополнять свой лексикон и за счет какой лексики?

Практические задания

1. Объясните, чем отличаются слова в парах. Составьте словосочетания с приведенными словами так, чтобы стали очевидны смысловые или грамматические различия между ними. Выставка – вернисаж, годовщина – юбилей, соперник – соратник, проблема – дилемма, мнение – впечатление, рынок – базар,го­лолед – гололедица, капает – каплет, двигается – движется, район – регион, невежа – невежда, лагери – лагеря, подвижник – сподвижник, эмигрант – иммигрант, вперемешку – вперемежку, форум – кворум, словарь – лексикон, округ – околоток, занять – одолжить, обессилить – обессилеть, рассмотреть – разглядеть, есть – кушать, венок – венец, враждебный – вражеский, туристский – туристический, патронат – патронаж, военный – воинский, горячий – горящий, практический – практичный, ложа – ложе – лоджия, холо­дать – холодеть, цифра – число, цветной – цветовой, трех – троих, директор – заведующий, статус – статут, профессия – специаль­ность, поступок – проступок, опять – обратно, нетерпимый – не­стерпимый, нарочно – нарочито, латвийский – латышский, лириче­ский – лиричный, кампания – компа­ния.

2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов: Спортсмены потерпели победу в соревнованиях; Наступило глубокое лето. Этот писатель заслужил известность. В таких обстоятельствах удача нам не грозит. Этот фильм обречен на успех. Нам слишком долго зажимали языки. В этом заплыве мы одержали поражение.

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные

а) с речевой недостаточностью: Условия в городе не такие, как в деревне. На стене висела картина маслом. В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента. Каждый классный руководитель должен обеспечить явку сво­их родителей;

б) речевой избыточностью: Перед своей смертью он написал завещание. Продолжительность занятий длится в течение часа. Ваши требования основаны на необоснованных предположе­ниях. Величина монумента поразила нас своим величием. Он принял решительное решение. Толпа людей шла по улице. Каковы ваши планы на будущее. Люди должны взаимно уважать друг друга. Я написал свою автобиографию. Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

4. Объясните причину избыточности в следующих словосочета­ниях. В каких сочетаниях на самом деле нет речевой избыточности? Молодая девушка, главная суть, памятный сувенир, биогра­фия жизни, хронология времени, в августе месяце, в этот период времени, впервые познакомились, свободная вакансия, коренной абориген Севера, проливной ливень, пять рублей денег, каждая минута времени, старый ветеран, первая премьера, патриот родины, незаконное расхищение, криминальное преступление, ошибочное заблуждение, ландшафт мест­ности, очень громадный, народный фольклор, неожиданный сюрприз, мемориальный памятник, гу­манность и человечность, контактный телефон.

5. Выберите подходящие по смыслу паронимы из приведенных в скобках. Дорогу мне перебежал (соседний, соседский) кот. У него был (виновный, виноватый) вид. Он дал мне поистине (дипломатичный, ди­пломатический) ответ. Нельзя обманывать (доверие, доверчи­вость) друзей. Он преследовал (мелкие, мелочные) цели. Он бросил на меня (презренный, презрительный) взгляд. В журнале появилась (проблемная, проблематичная) статья. Мы перебирали (старые, старинные) фотографии. Он совершил (человеческий, чело­вечный) поступок.

6. Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Поче му? (Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, совершить) по­ступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисо­вать) картину, (дать, задать) вопрос, (при­влекать, брать) внимание, (делать, приносить) пользу, (играть, иметь) роль, (играть, иметь) значение, (надевать, одевать) платье, (надевать, одевать) куклу.

7. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, со­стояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное от­ношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, полити­зация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

9. Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов. 1) Он застал воров, которые воровали у него дрова. 2) Все студенты своевременно выполнили заданное задание. 3)Ученик сочинил неплохое сочинение, в котором написал о случае, кото­рый случился с ним во время каникул. 4) Туристы быстро пошли по пыльной дороге, но неожиданно пошёл сильный дождь. 5) Присутствующие проголосовали за предложенное предложение. 6) Уже установлено, что взорвалось взрывчатое вещество. 7) Она вещала на радиовещании.

10. Определите значение заимствованных слов; подберите к ним синонимы, проверяя себя по словарю. Абориген, имитация, спонсор, адаптация, консенсус, легитимный, фальсификация, альтернатива, по­лемика, иммунитет, банальный, тривиальный, при­оритет, вандализм, полис, клонировать, пессимизм, корректный, дефекты, гуманизм, демократия, толерантность, анта­гонистический, индифферентный, гламурный, риторика, семантика, периферия, апеллировать, функционировать, менталитет.

11. Определите, подобрав синонимы, целесообразность использования следующих иноязычных слов в русской речи. Назови­те основные причины заимствований. Влияют ли заимствования на менталитет? Сервис, спонсор, прайс-лист, бой-френд, тинейджер, серти­фикация, рейтинг, офис, менеджер, киллер, криминал, социум, электорат, инцидент, ваучер, дилер, пиар, шоп, шоу, визажист, рэкет, инновационный, лимити­ровать, ординарный, лицензия, презентация, стагнация, резюме, реноме, мораторий, эксклюзивный, имидж, спикер, бренд, холдинг, лизинг, приватизация, мораторий, консалтинговый (центр), кутюрье, лейбл, экспо-курьер, поп-музыка, гала-концерт.

12. Составьте словосочетания или предложения со сле­дующими а) омофонами, б) омоформами, в) омографами, г) омо­нимами.

а) омофоны: старожил – сторожил, плод – плот, род – рот, рок – рог, туш – тушь, претворять – притворять, примерять – при­мирять, посветить – посвятить, развеваться – развиваться, посе­деть – посидеть, компания – кампания;

б) омоформы: засыпает, лечу, печь, стих, мой, три; в) омографы: дух и – д у хи, п о лки – полк и, хл о пок – хлоп о к, зам о к – з а мок, м у ка – мук а, а тлас – атл а с, пр о волочка – прово­л о чка, тр у сы – трус ы, дорог о й – дор о гой, о рган – орг а н, вид е ние – в и дение, пар и ть – п а рить, м и ловать – милов а ть;

г) омонимы: фокус, мина, нота, бокс, патрон, клуб, корпус, топить, брак, ласка, наряд, выдержка, мир, среда.

13. Объясните разницу в значении словосочетаний: Освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, демократический метод – демократичный метод, тактичные шаги – тактические шаги, техническое исполнение – техничное исполнение, найденные отпечатки – найденные опечатки, деловое предложение – дельное предложение.

14. Познакомьтесь с описанием словарей и справочников
(См.: 1) Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. -
С. 517-528, 2) Русский язык и культура речи / Под ред.
В.И. Максимова. - С. 296 и др.).

15. Ответьте на следующие вопросы: Какие разновидности словарей вам известны? Какой тип словаря является, пожалуй, основным? Каков объем современных толковых словарей?

16. К каким словарям вы обратитесь и почему, чтобы узнать:а) как произносится слово, б) какие значения оно имеет, в) како­ва история происхождения слова, г) какие у слова синонимы, д) есть ли у него антонимы и паронимы, е) какова морфемная структура слова, ж) с какими словами сочетается, з) входит ли слово в состав устойчивых сочетаний?

17. Запишите известные вам пословицы, поговорки, заго­ловки произведений, которые включают: а) антонимы, б) оксю­мороны.

18. Подберите несколько заголовков из современных газет,
в которых использованы антонимы (антитезы), определите их
функцию:
обозначить противоположность явлений, действий,
свойств, направлений, времени и т.п.; создать контраст, ост­роту; привлечь внимание; показать противоречия, подчеркнуть ориентиры и т.д.

19. Найдите в современных газетах или журналах крыла­тые слова и фразеологические обороты. Обратите внимание на особенности их использования в современной публицистике. Вы­пишите несколько примеров их оригинального, удачного исполь­зования и неудачного (если встретите). Например: Деньги есть – ума не надо! Настоящие меценаты вымерли, как Мамонтовы. А ларек просто открывался. – За что тебя выгнали из класса? – Я классовый враг. Не думай о копейке свысока. Доллар до Киева доведет.

20. Приведите примеры нарушений лексических норм из пе­чатных средств массовой информации, из рекламы или из тек­стов современных песен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: