Священники и причт прихода




Метрические книги Турчасовского прихода

Вступление

В музее Ярнемской средней школы находятся Метрические книги Турчасовского прихода, датированные концом 18 - началом 19 веков. Село Турчасово (Посад) расположено в 18-20 км от Ярнемы вниз по течению реки Онеги. Его история, история Турчасовского прихода и его храмов достаточно хорошо изучена краеведами, считается, что он возник никак не позже 16 века. Метрическим книгам турчасовского прихода посвящена исследовательская работа Ивановой Яны, ученицы 7 класса Ярнемской средней школы за 2008 год (руководитель Корнева О.В.) В её работе сказано: «С 1702 года указом Петра I на священников приходов были возложены обязанности оформления ведомостей о родившихся и умерших. Через 20 лет было установлено вести при церквях метрические книги, в которых велись записи о рождении и крещении, заключении браков, и о смерти прихожан. Метрики велись в переплетённых, прошнурованных и пронумерованных книгах. Власти требовали, чтоб любая запись совершалась немедленно после требоисправления (крещения, венчания, отпевания) самим священником или его помощниками – диаконом, дьячком или пономарём. По истечении года подлинник метрической книги, скреплённый подписями всех священно- и церковнослужителей, передавался в духовное правление, а копия оставалась на хранении в приходе – в ризнице со всевозможной бережностью от гнили и пожаров. Метрические книги XVIII-XIX веков стали выдающимся памятником отечественной статистики, незаменимой при изучении вопросов народонаселения.» В 2015г. я снова перелистала эти книги, т.к. за прошедшие 7 лет получила несколько запросов по записям в этих книгах. Кроме того, Министерством образования и науки Архангельской области и государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества» для ежегодного заочного конкурса компьютерных презентаций школьных музеев в 2016г. была объявлена тема «История одного экспоната», что и определило выбор темы для моей работы на 2015-2016годы.

Основная часть

Перечень метрических книг, сохранившихся в музее, и их отдельных листов

Некоторых посетителей школьного музея интересует вопрос, как метрические книги в нём оказались. Известно, что с 1918г. записи актов гражданского состояния осуществляли местные органы Советской власти, там и хранились метрические книги. В настоящее время они обычно находятся в районных или областных архивах. Наши книги каким-то образом остались в Турчасовском сельском совете, не были переданы в архив. Позже Турчасовский сельский совет объединился с Ярнемским сельским советом, а из сельсовета многие архивные документы, в том числе и книги, попали в школьный музей. Все книги находятся в двух больших подшивках и отдельных листах.

В музее хранятся следующие книги (или отдельные страницы книг):

Ая подшивка (без обложки, бумага серая или голубоватая, толстая, тетради подшиты, отдельные листы выпали из подшивки, размер листа приблизительно 360 на 220)

· 1776 – 1 лист, янв. (брак. и умерш.)

· 1778 – 3 листа (рожд., брак, умерш.)

· 1781 – 2 листа (рожд., брак, умерш.)

· 1782 – 2 листа (рожд., брак, умерш.)

· № 6. 1783 – 2 листа (рожд., брак, умерш.) *с этой тетр. указыв. номер

· №7. 1785 (рожд., брак.)

· №8. 1787 (рожд., брак, умерш – неполн.)

· №9. 1788 (рожд., брак, умерш.)

· №10. 1789 (рожд., брак, умерш.)

· №11. 1790 (рожд., брак, умерш.)

· №12. 1792 (рожд., брак, умерш.)

· №13. 1793 (рожд., брак.)

· №14. 1794 (рожд., брак, умерш. по окт.)

· №15. 1795 (рожд., брак, умерш.)

· №16. 1796. Не все записи

· №17. 1797. Не все записи

· №18. 1798. Не все записи

· № 19. 1802. Не все записи

· №20. 1804. Не все записи

· 1805. Полтетради оборвано поперёк листов

· №21. 1806 (рожд., брак, умерш.)

· №22. 1807 (рожд., брак, умерш.)

· №23.1808 (рожд., брак, умерш.)

· №24. 1809? Без начала.

· 1810? Не все записи

· №26. 1811. Не все записи

· №27. 1812. (рожд., брак. по ноябрь, умерш.)

· №28. 1813. (рожд.по ноябрь, брак. по июль, умерш.по окт.)

· №29. 1814. (рожд., брак, умерш.)

· №30. 1815. (рожд., брак, умерш.по сент.)

· 1816. Не все записи.

Всего в книге имеются записи за 31 год.

Ая подшивка (обложка из серой домотканой материи, бумага серая или голубоватая, толстая, тетради подшиты, отдельные листы выпали из подшивки, размер листа приблизительно 360 на 220)

· 1832. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· 1833. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд.л. * начата нумер.стр.

· №49. 1834. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· 1835. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №51. 1836. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· 1837. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №53. 1838. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №54. 1839. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №55. 1840. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №56. 1841. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №57. 1842. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №58.1843. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

· №59.1844. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. л. * печатный титул

· №60. 1845. (рожд., брак, умерш.) – вынуты отд. листы

Всего в книге имеются записи за 14 лет.

Кроме двух подшивок имеются отдельные листы за 1821, 1827 и 1831 годы. Среди документов музея есть списки участников Гражданской войны, сделанные на обратной стороне отдельных листов из метрических книг за 1832,1846, 1856, 1857(или 1851-неразб.) Судьба этих книг, как и остальных, неизвестна.

Записи в книгах выполнены чёрными чернилами, почерк у писавших «старинный», с сокращением слов, с росчерками, завитками и т.д., таким образом, записи 18 века трудно прочитать (исключение составляют 1785, 1788, 1792 годы). Начиная с 1806 года, почерк в записях становится проще и понятнее.

Форма записей

Записи в первых книгах (конец 18 века) очень краткие, так, например, за 1781 год все три части записей (о родившихся, бракосочетавшихся и умерших) занимают всего 2 листа (из них 1,5 страниц для 33 родившихся, полстраницы для записи 5 браков и полстраницы для записи 14 умерших). В записях об умерших нет упоминания о смерти младенцев вплоть до 1795г. В 40-е годы 19 века записи становятся более подробными и за год составляют уже полную тетрадь: так, за 1844г. в ней насчитывается 48 листов (записи о рождении на 21 листе о 68 родившихся, на 6 листах запись о 8 браках, на 20 листах записи о смерти 57 чел. (из них 32 чел. в возрасте до 5 лет) и 1 лист с итоговым «табелем».

Запись о рождении в конце 18 века заполняется в 3 графы: номер, дата рождения и собственно запись, которая занимает всего 2 строки: «Деревни Горболысовской крестьянина Фёдора Афанасьева дочь Евдокия, восприемницей была крестьянская дочь девка Ульяна Фёдорова», месяц указывается в третьей графе. Упоминание имени матери родившегося ребёнка находим в сохранившихся книгах только с 1832 года. В книгах 40-х гг. 19 века форма записи другая: идёт нумерация родившихся (отдельный счёт для родившихся мужского и женского пола), дата рождения, имя родившегося; звание, имя, отчество и фамилия родителей, вероисповедание обоих; звание, имя, отчество и фамилия восприемников, кто совершал таинство крещения. Последняя графа - «Рукоприкладство свидетелей записи – по желанию», обычно она пустая. Имена родившимся давались в соответствии с церковным календарём. Так, в конце октября большинство женских имён – Параскева, т.к. 27 октября отмечается день Параскевы Пятницы. Но выбор имени зависел и от священника: в 30-е гг. священник Александр Конанов даёт разные имена детям, «обычные», не экзотические, как сказали бы сейчас: Варвара, Ульяна, Анастасия, Екатерина, Евлампия, Константин, Иосиф, Архип. У Герасима Фёдорова (служил до 1846г.) встречаем среди «обычных» такие имена: Конкордия, Домника, Феоктиста, Евгения, Смарагд, Аполлоний, Горгоний. Часто такие редкие имена у него даются незаконнорожденным детям. (В 1811г., встречаем имя незаконнорожденной «Хиония».) Кстати, отметка о том, что ребёнок незаконнорожденный, т.е. рождён не в браке, находим первый раз в 1809г., например, встречается такая запись: «Посадной волости у крестьянина Ершёва у жены Параскевы Фёдоровой незаконнорожденная дочь Устина». В начале 19 века такие записи встречаются редко, в 40-е гг. – довольно часто (у 5 родившихся из 61 в 1842г.), отметка «незаконнорожденный» ставится рядом с именем ребёнка, а в записи о родителях пометки: «сосланного на поселение в Сибирь крестьянина Ивана Онохина жена Ульяна Васильева», «Марфа Митрофанова Рябова, жена крестьянина Ильи Григорьева Рябова, бывшего в отлучке по паспорту в Петербурге», «Владыченского прихода деревни Улитинской у крестьянской девки Натальи Никитиной Маежовой», «у вдовы», «в отлучке мужа в Санктпетербург». В то же время можно встретить запись о рождении ребёнка у вдовы «Ульянии Андреевой, оставшейся после смерти мужа беременною».

В работе Ивановой Яны говорится: «Для обряда крещения отцом новорождённого приглашались восприемники – крёстные отец и мать, они были главными действующими лицами, принимали ребёнка из купели. К ним церковь предъявляла высокие требования: они должны быть благонравными, проявлять усердие в делах церкви, знать молитвы, регулярно соблюдать пост, исповедоваться, причащаться. В народе восприемники считались вторыми родителями, опекунами и покровителями ребёнка. В них часто выбирали кого-либо из родственников, уважаемых и состоятельных. В бедных семьях обязанности восприемников нередко исполнялись членами этой же семьи. Церковь приняла обряд восприемничества не сразу, долго противилась народному обычаю, но затем пошла на уступки, допустив к обряду крещения сначала одного восприемника того же пола, что и ребёнок, а затем и второго.

Запись 1806 года: «февраля месяца 3 числа деревни Селища Никоновскаго крестьянина Тимофея Григорьева Онохина дочь Анна, крещена в церкви священником Фёдором Матфеевым сего февраля 6 числа. При крещении восприемницей была девка Матрёна Иванова Иконникова».

Запись 1841 года: «Февраля месяца 10 числа Прилуцкаго прихода деревни Клещепольской крестьянина Иосифа Петрова Прищемихина и законной жены его Марфы Дмитриевой, оба православные, сын Алексей. Восприемник Турчасовского прихода диакон Алексей Матфеев Фирсов. Таинство крещения совершил местный священник Герасим Федоров с дьячком Флегонтом Шангиным». Встречается запись о крещении родившихся и умерших младенцев: «За страх смерти крестила бабка Ксения Афанасьева Шастилова».

 

Запись о бракосочетании тоже видоизменялась. Так, в 1778 году запись с указанием числа и месяца выглядела так: «Деревни Горболысовской крестьянин Иван Андреев Прилуцкого прихода крестьянской дочерью девкой Ефимьей Павловой первым браком». В 1841 году, кроме даты, в записи указывается возраст жениха и невесты, вероисповедание обоих, которым браком, указывалось, кто совершал таинство и кто были поручители. Повторные браки встречаются часто, так как смертность была высокой. Иванова Яна в своей работе отмечает: «Возраст вступавших в брак разный: от 16 лет до 57. Встречаются и вторые браки, но чаще у мужчин. Больше всего венчаний приходится на январь и февраль, время между постами». Ранние браки очень редки, так в 1806г. встретился единичный случай: «жених 16лет, невеста 15 лет от роду». Чаще жених старше невесты.

Запись о смерти в1778 г.: «Турчасовского Посаду крестьянский сын Селивестр Степанов 23 лет».

В более поздних записях (40-е гг. 19 века) указывается число и месяц смерти, звание, имя, отчество и фамилия умершего, место его жительства, кто исповедовал и приобщал умершего, кто совершил погребение и где место захоронения. У детей указывается имя, отчество и фамилия отца: «Деревни Евдокимовской крестьянина Ивана Фёдорова Дяткина сын младенец Фёдор, 3 мес.» В работе Ивановой Яны проанализированы причины смерти: «Основными причинами смерти были: «от родимца», «от горячки», от лихорадки», «от чахотки», «от поносу». Умирало очень много младенцев, они составляли большую часть всех умерших. Например, в 1839 году умерло 32 ребёнка до 1 года от родимца и поносу (всего умерших 55), в 1840 году умерло 26 младенцев (всего умерших 45). Родимец или родимчик – болезненный припадок с судорогами и потерей сознания. Горячка и лихорадка – высокая температура с жаром и ознобом в течение длительного времени, чаще, наверное, простудного характера. Чахоткой, кровохарканьем в то время в народе называли туберкулёз. Каждый год одна-две женщины умирали после родов. У людей пожилого возраста указывали, что умерли они «в расслаблении» - от паралича, «от водяной болезни» - отёков, «от кровяного удара» - инсульта. Редкой была смерть «по старости». Единичны случаи смерти «от натуральной оспы», «от кори». Странной кажется указанная причина смерти жены крестьянина деревни Осначевской Степана Дмитриевича Лебакова тридцатилетней Ксении Ивановны – «от истерики». Нужно здесь отметить, что «от оспы» умерло много детей в 1814году.

Среди причин смерти встретилась один раз запись «удавился», в графе «где погребён» поставлен прочерк. Место погребения указывалось не всегда, встречаются записи «при Турчасовской церкви», «при церкви», «при церковном кладбище», с 1837г. «на отведённом кладбище», с 1839г. «на приходском кладбище». Надо полагать, что вряд ли всех хоронили у церкви в центре села, ведь это десятки умерших ежегодно, а для этого нужно очень много места. Позже появляется запись «в церковной ограде». В 1843г. из 27 умерших за год в церковной ограде похоронен один - «Турчасовского прихода священника Герасима Васильева Фёдорова сын младенец Василий, 1 мес.»(умер «горячкою»). В 1845 году из 40 умерших запись «в церковной ограде» встречаем 4 раза: «деревни Фоминской крестьянина Ивана Пантелеева Попова сын младенец Николай, 4 мес.» (умер от кори), «деревни Грихновской крестьянин Григорий Андреев Ушаков, 79 лет» (умер от старости), «Турчасовского прихода дьячка Егора Кириллова Терентьева сын младенец Владимир, 2 мес. (умер «от родимчика»), «деревни Малой Мелеховки крестьянская вдова Анна Михайлова Сереброва, 71 год» (от лихорадки). (Позже, в конце 19 века, у церкви хоронить перестали вообще.)

После каждого года составлялась и подшивалась сводная ведомость о рождении, браках и смерти, а также прибавочная записка, в которой указывались лица, которые прибыли в приход из других мест по причине замужества или после долгой отлучки.

Священники и причт прихода

По Метрическим книгам можно проследить, кто являлся священником в Турчасовском приходе в разное время. Как уже было сказано выше, неразборчивый почерк в книгах конца 70-х – начала 80-х гг. не даёт возможности разобрать содержание записей, в том числе и имя священника. В 1788г. записи ведёт св. Матфей Васильев, почерк разборчивый. С 1789г. записи ведёт дьякон Пётр Алексеев Подлещеев (?) почерк неразборчивый, трудно читаемый. В 1792 г. появляется подпись дьякона Фёдора Матфеева, записи ведутся понятным почерком. С 1794г. записи ведёт, видимо, пономарь Алексей Фирсов, почерк Алексея Фирсова тоже неразборчив, буквы старинного начертания, много всевозможных росчерков. В 1810г. под записями находим подпись «дьячок Алексей Фирсов», в 1831г. «дьякон Алексей Фирсов». Особенно неразборчив почерк в книгах конца 18 – начала 19 века. Начиная с 1806г. почерк становится проще, понятнее. В 1806 году находим подписи всех служителей прихода: священник Фёдор Матфеев, дьякон Еремей Попов, Дьячок Иосиф Шангин, пономарь Алексей Фирсов. (Фёдор Матвеев скоропостижно скончался в августе 1809г. в возрасте 44 лет.) Далее упоминаются священники Иван Леваковский, Василий Петров(бывший ранее городецким св.). Находим записи о браке пономаря Флегонта Иосифова Шангина (1811г.) (в 1827г. «дьячок Флегонт Шангин»), брак пономаря Ефима Шангина, от роду 18 лет (1812г.). Видимо, это сыновья «умершего дьячка Иосифа Шангина». В 1831г. встречаем подписи всего причта: священник Андрей Гаврилов Молчанов, дьякон Алексей Матфеев Фирсов, дьячок Флегонт Шангин. В июне 1832г. требы совершает «входящий Городецкого прихода св. Дмитрий Ильин Иванов», в июле св. Пётр Павловский, в августе св. Прилуцкого прихода «Димитрий Адриянов Шангин», с августа 1832г. до ноября 1836г. св. Герасим Конанов. До сентября 1837г. службы исполняет «входящий Городецкого прихода св. Дмитрий Ильин Иванов», с сентября – св. Александр Конанов. С марта 1840г. по 1845г.св. Герасим Васильев Фёдоров. Интересна запись за 9 ноября 1845г. в ч.3 «О умерших» в графе «Кто совершил погребение и где погребены»: «По запрещению Епархиальным начальством местного священника, входящий Прилуцкого прихода священник Климент Шаньгин с дьяконом Васильем Петровым и пономарём Петром Дьячковым Штипальцем». В чём причина «запрещения» местного священника? Позже (на разрозненных листах) встречается имя св. Александра Афанасьева Ивановского. Ещё интересным показалось имя пономаря, служившего с июня 1842г. «Пётр Иванов Дьячков Штипалец». Последнее, четвёртое, добавление «Штипалец» очень похоже на прозвище. Его подпись встречаем до последней имеющейся у нас книги – 1845г.

Население прихода

В записях о рождении в 1778г. упоминаются 17 деревень, наиболее часто деревни Грихновская, Яхоревская, Фоминская; в 1832г. упоминаются 27 деревень, наиболее часто Грихновская, Большая Мелеховка, Евдокимовская, cельцо Пертемское, Череповская; в 1840г. упоминаются 20 деревень, наиболее часто Евдокимовская, Большая Мелеховка, Грихновка, Малая Мелеховка, Пертемская. Видимо, это были самые населённые деревни прихода. Вообще же по всем записям (с 1778г. по 1845г.) можно проследить следующие названия деревень: Важиновская (Важиновка), Вандинская (?), Герасимовская (Таборы), Гневашевская (Носков Конец), Гоголевская (Гоголево), Голяндуховская (Макарино), Горболысовкая, Грихновская (Целягина), Евдокимовская Васильев Двор), Ефимовская (Гора), Колосовская (Колосово), Кривчевская, Липинская (Залесье), Манушкинская (Фокинка), Меглиевская (Заполье), Мелеховка Большая, Мелеховка Малая, Москвинская, Осиевская (Заозерье), Осначевская, Острожная, Пертемская (село Пертемское), Посадная (Турчасовский Посад), Пятинская, Росомахинская, Селище (селище Никоновское), Спировская, Степановская, Сухоруковская, Тетеринская, Фирсовская, Фоминская, Черёмхова Горка, Череповская, Шатовская (Шестовская), Шпякинская, Штокаревская, Яхоревская – всего 39 наименований. В скобках курсивом даны местные названия, которые употреблялись в 1918г. –точно, употребляются и сейчас жителями этих мест. В «Списке населённых мест Архангельской губернии» от 1918г. упоминаются 36 из этих деревень (за исключением Вандинской, Тетеринской и Заозерской).

Наиболее распространённые фамилии в приходе (упоминание о рождении в 1832, 1840, 1845гг.) – Каменев, Шайтанов, Онохин, Тимофеев, Бахматов, Попов, Неклюдов, Трофимов, Гаревской, Клыков, Серебров. Большинство их встречается и в наши дни на территории турчасовских деревень. Необычные и редкие фамилии за эти годы – Милузов, Тобуркин, Полоротов, Козминский, Животников, Игремский, Вшивых, Ошмарин, Дрызлов (из Тверской губ.), Ватагин, Новгородкин, Шастилов. Интересно узнать, дошли ли они до наших дней. Иногда по фамилии, упоминаемой в записях можно догадаться, из какой деревни упоминаемый крестьянин: Маежов (Улитина), Чевыков (Матвеевка), Воробьёв (Рагозина), Корнилов, Красков, Порожников (Кутованга), т.к. их потомки жили в этих деревнях до середины 20 века. В части 2 (о бракосочетании) встречаем записи о женитьбе «отставных военнослужителей»: в 1836г. «отпущенный по билету на свою родину отставной военнослужитель Николай Стефанов Серебреников» «крестьянина Андрея Наумова Коряпина с дочерью девицею Марфой обвенчаны, от роду жениху 41, невесте 28 лет». Интересно узнать, каков был срок военной службы в начале 19 века.

Как известно, на Севере крестьяне не были крепостными, поэтому в записях есть указания на сословие: обычно «крестьянин», «отставной военнослужитель», иногда «мещанин». В записях упоминаются чаще всего крестьяне своего прихода, но иногда в записях встречаем упоминание крестьян других приходов: Городецкого, Владыченского, Прилуцкого, Пияльского, а также Пабережского, Устьмошского и др.

Заключение

Перелистывая страницы Метрических книг Турчасовского прихода, не всегда представляешь их древность: первые страницы этих книг написаны почти 240 лет назад, ещё до постройки знаменитого Турчасовского тройника! Книги сохранились несмотря на пожары, войны, гонения на церковь. В настоящее время у многих возрос интерес к истории своей семьи, своего рода, отсюда желание посетителей нашего музея перелистать страницы метрических книг, найти упоминание своей фамилии. Конечно, для плодотворной работы с книгами надо иметь хотя бы какие-то сведения из истории своей семьи: имена, даты рождения, названия деревень и т.д. Так нашёл записи о своих предках житель Санкт-Петербурга, Попов Григорий Александрович, как он сам пишет: «в восьмом поколении выходец из государственных крестьян Посадной волости» - его предки жили в д.Фоминская (Подомариха) и переселились в Петербург в 40-е гг.19 века (в 1844г. Григорий Пантелеев Попов упоминается как Санкт-Петербургский мещанин). Запись о рождении Михаила у крестьянина Ивана Пентелеева Попова мы нашли в книге. Григорий Александрович пишет о своих родственниках: «Михаил Иванович переехал в С-Петербург, стал купцом второй гильдии, книготорговцем. Имел книжные магазины на Невском и был крёстным отцом моего деда. Мой прапрадед, даже живя в Питере, не порывал связи со своей родиной. Алексей Сютин нашёл в ГААО запись о том, что в 1870 годы проводилась реконструкция Преображенской церкви в Турчасово на пожертвования прихожан, и из собранной суммы (5000 руб.) наибольшие пожертвования - 800 руб. - внёс С-Петербургский купец Попов Григорий Пантелеймонович». Летом 2015г. Григорий Александрович приехал в Турчасово, чтобы побывать на родине предков, приехал на несколько часов в Ярнемский школьный музей. Григорий Александрович 1939г.р., он житель блокадного Ленинграда, но, несмотря на возраст он интересуется прошлым своей семьи, отыскивает забытые имена своих родственников, находит места их захоронения, устанавливает памятники и памятные доски! Когда я общаюсь с Григорием Александровичем, невольно приходят на память слова А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Метрические книги Турчасовского прихода – бесценный экспонат нашего школьного музея. Благодаря им мы многое узнаём о прошлом своего края, о людях, которые его населяли сотни лет назад.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: