Аннотация
На произведение
«С добрым утром»
Муз. Э.Грига
Переложение для хора В. Соколова
Содержание
1.Общие сведения об авторе музыки и текста………………………………..3
2. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………8
3. Вокально- хоровой анализ…………………………………………………..11
4. Исполнительский анализ……………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………..16
Литература…………………………………………………………………...17
Общие сведения об авторе музыки и текста
Эдвард Григ (1843 - 1907) — норвежский композитор периодаромантизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Среди самых известных произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.
Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов.
Э. Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.
В 1858— 1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г. X. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.
Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. Впервые шаг в этом направлении был сделан в фортепианной сонате (1865 г.).
Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло).
Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьёрнсона написал оперу «Улаф Трюгвасон» (осталась неоконченной) и музыку к постановке «Сигурд Юрсальфар» (1872 г.).
В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля — в 1871 г. он основал
Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. К сожалению, через два года академия была закрыта из-за финансовых трудностей.
В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.
В 1872 г. композитора избрали членом Шведской музыкальной академии.
Спустя два года он переехал в родной Берген. Здесь была написана музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г., позднее переработана в две сюиты, 1888 и 1896 гг.). Григ считал это произведение «слишком норвежским», однако именно оно принесло ему мировую славу.
В 1889 г. Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 г. — Оксфордского.
С 1885 г. он постоянно жил на своей вилле Трольхау-ген (Долина троллей) недалеко от Бергена на берегу фьорда.
Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах.
Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T – вводный тон – D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темахФортепианного концерта, в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг, где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.
Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:
· обилие органных пунктов;
· частое использование лидийского и дорийского ладов;
· повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре – излюбленная григовская альтерация;
· гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта
В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры – фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка[1]), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры – фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.
Владислав Геннадьевич Соколов (1908—1993) - русский советский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории. Автор популярной книги «Работа с хором», автор хоровых сочинений а капелла и обработок народных песен. В.Г.Соколов - выдающийся мастер работы с детскими хоровыми коллективами, им создано много оригинальных хоровых произведений, а так же переложений для детского хора. Среди его работ:9 пьес для детского хора «Где отдыхает день» (на слова М. Садовского), семь хоров для смешанного состава (на слова М. Садовского), обработки народных песен («Повянь, бурь-погодушка», «Ты рябина ли» и др.), духовные хоров, переложения.
БьернстьернеМартиниусБьернсон (1832—1910) — норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года.
Бьёрнсона считают одним из четырёх великих норвежских писателей; остальные три — Генрик Ибсен, Юнас Ли и Александр Хьелланн. Бьёрнсон написал слова норвежского национального гимна «Да, мы любим этот край» (Ja, vi elsker dette landet).
В песне рассказывается о весеннем прекрасном утре. О том, как взошло солнце, и оно всюду разбросало свои лучи. От солнечных лучей проснулись обитатели леса и большие и маленькие, все пришло в движение, зазвенел лес и зажужжал шмель.
ТЕМА произведения – природа, жизнерадостность и постоянное движение, т.е. жизнь не стоит на месте.
ИДЕЯ песни заключается в том, что жизнь прекрасна, как восход солнца, звенящий лес и жужжание шмеля.
ОБРАЗЫ– природа и всё живое вокруг нас (лес, шмель и т.д.)
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИХОТВЕРЕНИЕ Б.Бьёрнсона на норвежском языке:
«God morgen!»
Dagen er oppe, glæden tændt,
mismodets sky-borg stormet og brænt,
over de glødende fjælde
lys-kongens hær-skarer tjælde.
"Oppe, oppe!" fugl i lund,
"oppe, oppe!" barne-mund,
oppe mit håb med solen.
Русский ПЕРЕВОД А.Ефременкова:
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»
Солнце проснулось, солнце взошло,
Вешнее утро, так хорошо!
Солнце по водам и скалам
Всюду лучи разбросало.
«Солнце встало!» - лес звенит;
«Солнце встало!» - шмель жужжит.
День наступил весенний,
День наступил весенний.
«Встало солнце, встало солнце!» - лес звенит;
«Встало солнце, встало солнце!» - шмель жужжит.
Лес звенит, шмель жужжит,
Лес звенит, шмель жужжит.
День наступил весенний!