Общие сведения об авторе музыки и текста




Аннотация

На произведение

«С добрым утром»

Муз. Э.Грига

Переложение для хора В. Соколова

Содержание

1.Общие сведения об авторе музыки и текста………………………………..3

2. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………8

3. Вокально- хоровой анализ…………………………………………………..11

4. Исполнительский анализ……………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………..16

Литература…………………………………………………………………...17

 

 

Общие сведения об авторе музыки и текста

 

Эдвард Григ (1843 - 1907) — норвежский композитор периодаромантизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Среди самых известных произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.

Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов.

Э. Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.

В 1858— 1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г. X. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.

Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. Впервые шаг в этом направлении был сделан в фортепианной сонате (1865 г.).

Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло).

Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьёрнсона написал оперу «Улаф Трюгвасон» (осталась неоконченной) и музыку к постановке «Сигурд Юрсальфар» (1872 г.).

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля — в 1871 г. он основал
Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. К сожалению, через два года академия была закрыта из-за финансовых трудностей.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.

В 1872 г. композитора избрали членом Шведской музыкальной академии.

Спустя два года он переехал в родной Берген. Здесь была написана музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г., позднее переработана в две сюиты, 1888 и 1896 гг.). Григ считал это произведение «слишком норвежским», однако именно оно принесло ему мировую славу.

В 1889 г. Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 г. — Оксфордского.

С 1885 г. он постоянно жил на своей вилле Трольхау-ген (Долина троллей) недалеко от Бергена на берегу фьорда.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T – вводный тон – D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темахФортепианного концерта, в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг, где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

· обилие органных пунктов;

· частое использование лидийского и дорийского ладов;

· повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре – излюбленная григовская альтерация;

· гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры – фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка[1]), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры – фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Владислав Геннадьевич Соколов (1908—1993) - русский советский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории. Автор популярной книги «Работа с хором», автор хоровых сочинений а капелла и обработок народных песен. В.Г.Соколов - выдающийся мастер работы с детскими хоровыми коллективами, им создано много оригинальных хоровых произведений, а так же переложений для детского хора. Среди его работ:9 пьес для детского хора «Где отдыхает день» (на слова М. Садовского), семь хоров для смешанного состава (на слова М. Садовского), обработки народных песен («Повянь, бурь-погодушка», «Ты рябина ли» и др.), духовные хоров, переложения.

БьернстьернеМартиниусБьернсон (1832—1910) — норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года.

Бьёрнсона считают одним из четырёх великих норвежских писателей; остальные три — Генрик Ибсен, Юнас Ли и Александр Хьелланн. Бьёрнсон написал слова норвежского национального гимна «Да, мы любим этот край» (Ja, vi elsker dette landet).

В песне рассказывается о весеннем прекрасном утре. О том, как взошло солнце, и оно всюду разбросало свои лучи. От солнечных лучей проснулись обитатели леса и большие и маленькие, все пришло в движение, зазвенел лес и зажужжал шмель.

ТЕМА произведения – природа, жизнерадостность и постоянное движение, т.е. жизнь не стоит на месте.

ИДЕЯ песни заключается в том, что жизнь прекрасна, как восход солнца, звенящий лес и жужжание шмеля.

ОБРАЗЫ– природа и всё живое вокруг нас (лес, шмель и т.д.)

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИХОТВЕРЕНИЕ Б.Бьёрнсона на норвежском языке:

 

«God morgen!»

 

Dagen er oppe, glæden tændt,
mismodets sky-borg stormet og brænt,
over de glødende fjælde
lys-kongens hær-skarer tjælde.
"Oppe, oppe!" fugl i lund,
"oppe, oppe!" barne-mund,
oppe mit håb med solen.

Русский ПЕРЕВОД А.Ефременкова:

«С ДОБРЫМ УТРОМ!»

Солнце проснулось, солнце взошло,

Вешнее утро, так хорошо!

Солнце по водам и скалам

Всюду лучи разбросало.

«Солнце встало!» - лес звенит;

«Солнце встало!» - шмель жужжит.

День наступил весенний,

День наступил весенний.

«Встало солнце, встало солнце!» - лес звенит;

«Встало солнце, встало солнце!» - шмель жужжит.

Лес звенит, шмель жужжит,

Лес звенит, шмель жужжит.

День наступил весенний!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: