Специфика социально-педагогической работы с семьей




ТЕМА 2.1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные вопросы:

1. Специфика социально-педагогической работы с семьей.

2. Основные методологические подходы к социально-педагогической работе с семьей.

 

Специфика социально-педагогической работы с семьей

Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей в настоящее время представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума и определяется его спецификой. Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения. Данная деятельность предполагает способность сопереживать, проявлять внимание и заботу в работе с ребенком и семьей, умение применять различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах, как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Специалист по социальной работе с семьей сталкивается, как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Направления его работы связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем.

Специфика социально-педагогической работы с семьёй заключается прежде всего в её направленности на создание гуманной, безопасной среды, оказание компетентной разносторонней помощи семье в интересах становления, развития ребенка. Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. В современных условиях многие семьи для полноценной реализации предписываемых обществом функций нуждаются в помощи и поддержке. Это прежде всего неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Основные проблемы современных семей можно в обобщенном виде классифицировать следующим образом:

1. Социально – экономические проблемы: проблемы, связанные с ее экономическим статусом, уровнем жизни, бюджетом семьи, обеспеченностью жильем и др.

2 Социально – психологические проблемы: проблемы, обусловленные недостаточной сплоченностью семьи, конфликтностью, неблагоприятным психологическим климатом и др.

3. Проблемы стабильности современной семьи: увеличение числа неполных семей, рост числа разводов, изменения ценностных ориентаций и репродуктивных установок молодежи и др.

4. Социально-педагогические проблемы: проблемы, связанные с воспитанием и социализацией детей в условиях семьи, положением ребенка в семье, последствиями семейного неблагополучия и др.

К проблемам, составляющим содержание социально-педагогической работы с семьей, относятся:

- систематизация и обновление наиболее целесообразных форм и методов работы с семьей;

- поиск новых путей взаимодействия семьи с "открытой" школой, с привлечением всех элементов микросреды;

- опора в сотрудничестве с семьей на деятельность социального педагога с целью усиления роли семьи в социализации детей и юношества.

Российский психолог Б.Ю. Шапиро выделяет следующие задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей:

- изучение социальной напряженности, понимание сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития;

- социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявления тенденции развития, выявление гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;

- оказание, нуждающимся семьям социальной, социолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;

- содействие интеграции деятельности различных государственных, общественных, коммерческих и иных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической и культурной помощи во все периоды жизни семьи, а особенно на начальном этапе, для достижения семьей экономической самостоятельности;

- умение владеть техникой и технологией социальной работы и влияние через государственные и общественные организации, органы местного самоуправления на формирование в муниципальном округе (районе, участке) климата доброжелательного и всеобщего уважения к инвалидам, пожилым и детям;

- организация деятельности добровольцев.

Специфика деятельности социального педагога предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств: гуманность, профессиональная компетентность, коммуникативность, честность и справедливость, эмпатийность, деликатность, моральная ответственность, альтруизм, высокая общая и профессиональная культура.

Общие положения, выражающие характер требований к нормам взаимодействия социально-педагогического работника с семьей, определяются кодексом этики специалиста: руководствоваться в первую очередь интересами клиента; уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним; способствовать максимальной самостоятельности клиента.

 

2. Основные методологические подходы к социально-педагогической работе с семьей

Семья является сложным социокультурным образованием, который находится в процессе постоянного развития и изменения, поэтому изучение данного феномена требует междисциплинарного (интегрального) подхода.

Аксиологический или ценностный подход выступает одним из возможных путей решения проблем гуманизации отношений в системе «социальный работник – семья». Аксиология – наука о ценностях. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре, обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Аксиологический подход предполагает ценностное отношение к семье как объекту социальной работы, признание и уважение семейных ценностей, ценности личности каждого члена семьи.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо этих изменений как в фактическом состоянии семьи, так и в его оценках населением.

И.С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей:

1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.

Культурологический подход. Современная семья – это целый культурный «микромир», в котором отразились прошлое, настоящее и будущее человеческой нации. Она является источником социального и экономического развития общества, потому что взращивает главное общественное богатство – человека. И если семья этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. Статус семьи падает и общество находится в состоянии деструкции. Отсюда – социальные потрясения, экономическая дестабилизация. Таким образом, семья является одновременно и результатом, и творцом цивилизации. Культура семьи – это развитие и становление личности в почитании истинных ценностей и служение человека своему народу.

Культура понимается как совокупность духовных идеалов, нравственных ценностей, а также как способ сохранения и передачи жизненно важных традиций от одного поколения к другому. У каждой семьи свои устои, обычаи, своя дипломатия, свой язык общения, свой менталитет. Каждая семья воплощает в укладе своего быта те культурные представления и образы, носителем которых она является. Их необходимо уважать. С ними следует считаться. Существует особая историчность семьи: этапы развития, факт зарождения, важные события, реликвии, фотоальбомы, чем-то именитые родственники. Традиции семьи календарно и хронологически обусловлены и включают в себя важные смысложизненные основания: исторические, религиозные, семейные. Передаваясь из поколения в поколение, они хранят и укрепляют единство семьи, гармонизируют внутрисемейные отношения и включают семью в историческое и культурологическое пространство страны.

Системный подход. В основе социальной работы специалистов с семьей (психологический и педагогический аспекты) лежит принцип системности (П. Люсси, С. Минухин, В. Сатир), который предполагает восприятие семьи как сложной целостной системы взаимосвязанных отношений. Согласно системному подходу, отдельные клиенты социальной службы, семейные группы (супруги, дети) – это подсистемы большой целостной системы – семьи. Проблемы одного человека, живущего в семье, затрагивают и других ее членов, влияют на всю систему (семью). Например, появление в семье человека с асоциальным поведением, наркомана, алкоголика, психопата осложняет жизнь всей семье и делает ее трудной для каждого.

Как во всякой системе, элементы в семье взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Элементами семейной системы являются ее члены: мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка. Семьи могут иметь подсистемы: подсистему состоящих в браке, подсистему детей, подсистему пришедших в семью людей (зять, сноха или усыновленные дети). Семейная система имеет и подсистему отношений: мать – дочь, отец – сын или наоборот, что позволяет увидеть существующие в семье группировки и коалиции. В семейной структуре важны также связи семьи с внешними структурами (родственники с обеих сторон, друзья) и с более широкой системой –обществом в целом. Это означает, что семья как система характеризуется глубокими специфическими связями между составляющими ее элементами, эти связи могут охватывать не только всех членов семьи, живущих в одном времени, но даже прародительскую семью. Знание о семье как системе, ее внешних и внутренних связях позволяют увидеть семью как открытую систему, находящуюся в процессе трансформации, постоянно меняющую свои отношения с внутренними и внешними силами. Наиболее значимой в семье является эмоциональная взаимозависимость между ее членами. Эмоционально сильная взаимосвязь между членами семьи может привести к кризису, который в одних семьях разрешается самостоятельно, через конструктивную регуляцию отношений, в других же теряется способность к саморазвитию: члены семьи приобретают автономию, теряя эмоциональную близость, и приходят к конфликту.

Семья является видом социальной системы, социально-педагогическая помощь ей невозможна без знаний и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания его анатомии и физиологии. Семейная система характеризуется определенной активностью. Обычно она состоит из нескольких подсистем. Формальные подсистемы, это супружеская пара, или супружеская подсистема, и дети – детская подсистема. Каждая является своего рода внешней средой для другой подсистемы. Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. В современном белорусском обществе на первый план выходят проблемы сохранения, укрепления семьи, а также социального оздоровления общества. Семьи, оказавшись в трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность получения профессиональной помощи, в первую очередь специалистов социальной службы.

Системный подход является доминантой семейной терапии, позволяющей помогать семье как единому целому.

Для анализа системы семьи важно владеть следующим понятийным аппаратом и рассматривать по следующим параметрам: стадия жизненного цикла данной семьи; эмоциональная связь всех членов семьи между собой; особенности ролей; коммуникации, стереотипы взаимодействия, семейные правила и ценности, семейная история, социальный статус, жилищные условия, образовательный и культурный уровень членов семьи, ценностные ориентации.

Семейно-ориентированный подход. В работе с детьми, нуждающимися в социально-педагогической помощи и поддержке, недостаточно воздействия исключительно на ребенка. Необходимо как можно более широкое вовлечение семьи в программу помощи ребенку. В рамках данного подхода понятия «социально-педагогическая работа с ребенком» и «социально-педагогическая работа с семьей» не разделяются. Данный подход признан наиболее эффективным, так как в центре внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: