Характеристика основных принципов работы социального педагога с семьей




ТЕМА 2.5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС СЕМЬЕЙ

Основные вопросы:

1. Характеристика основных принципов работы социального педагога с семьей.

2. Методы социально-педагогической работы с семьей.

3. Технологии социально-педагогической работы с семьей.

 

Характеристика основных принципов работы социального педагога с семьей

В процессе взаимодействия с семьей важным является соблюдение социальным педагогом ряда определенных принципов. Принципы – это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам социальной и социально-педагогической работы с семьей.

В настоящее время в литературе присутствуют различные подходы к классификации принципов социальной и социально-педагогической работы с семьей.

Принципы социальной работы разделяют на общефилософские (общие) принципы, методические, частнонаучные принципы, специфические (собственно профессиональные).

К общефилософским относят следующие принципы социальной работы:

- гуманистическую направленность социальной работы с семьей;

- соответствие методов, средств и форм социальной работы с семьей ее целям и задачам;

- социально-дифференцированную систему удовлетворения потребностей семей;

- справедливость и альтруизм социальной работы с семьей.

К методическим принципам относятся: преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность социально-педагогической работы с семьей.

К организационным принципам всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Частнонаучные принципы социальной работы:

- клиентоцентризм – уважение и защита интересов и потребностей клиента является системообразующим в социальной работе. Необходимо отметить, что этот принцип ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обеспечения.

- принцип опоры на собственные силы клиента предполагает развитие у него способности противостоять неблагоприятному воздействию социальной среды;

- принцип конфиденциальности– неразглашение сведений о частной жизни клиента;

- принцип универсальности предполагает уважительное отношение к любому клиенту вне связи с его характерологическими и социальными особенностями и отделение субъектом социальной работы собственных чувств от профессиональных отношений;

- принцип толерантности подразумевает терпимое отношение субъекта социальной работы к любым проявлениям агрессии и провокации со стороны клиента с целью позитивного изменения его жизни.

Т.В. Лодкина выделяет следующие принципы деятельности социального педагога с семьей:

- принцип гуманизма;

- личностно-деятельностный;

- культурологический;

- целостности жизнедеятельности и воспитания;

- развивающего общения;

- сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье;

- учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества;

- милосердия.

Реализация этих принципов является важнейшим условием высокой результативности деятельности социального педагога с семьей.

Суть принципа гуманизма заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Принцип личностно-деятелъностного подхода предполагает прежде всего последовательное отношение к клиенту как к субъекту, защита создавшихся доверительных отношений, сохранение тайн и т.п.

Сущность культурологического принципа заключается во вхождении человека в культуру как в среду, где происходит формирование его самобытного образа. Социальный педагог способствует организации культуры жизнедеятельности каждого члена семьи от элементарных форм проявления до сложных социальных и высших духовных. Освоение духовного опыта человечества, одухотворенность собственной жизни – это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и выбором профессии придает смысл существованию человека. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания направлен на достижение целостного развития самой личности ребенка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и специалистов, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной среды, адекватной потребностям ребенка, выработку рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребенку по защите их прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения – принятие одним человеком другого, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу строить профессиональные отношения с семьей на партнерской основе.

Принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье. Предъявлять требования к человеку – это значит уважать и верить в него, видеть сильные и слабые его стороны, понимать и помогать ему. Полное восприятие ребенка и семьи со стороны социального педагога выражается доброжелательным отношением, чуткостью, вниманием и теплотой.

Эти принципы способствуют формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем.

Специфические принципы социально-педагогической работы с семьей:

1) Принцип профессионализма. Заключается в оказании квалифицированной помощи семье (родителям) в выборе ими стратегии воспитания, в разрешении проблемных и кризисных ситуаций.

2) Принцип взаимодействия. Требует сотрудничества как оправданной формы взаимосвязи семьи и учреждений образования, налаживания связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, осуществляющими социализацию детей.

3) Принцип личностно-ориентированного подхода. Основывается на гуманном отношении к личности родителей, ребенка, уважении их прав и свобод, доброжелательности в общении с родителями и ребенком.

4) Принцип позитивного восприятия личности. Означает акцентирование положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других, более значимых качеств, отношений, действий.

5) Принцип практической целесообразности. Предполагает выбор технологий, методов и форм воспитательной деятельности с позиций допустимости и разумности вмешательства в личную жизнь семьи.

6) Принцип конфиденциальности. Предусматривает установление с семьей отношений доверительности, открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны.

7) Принцип фамилиецентризма требует, чтобы при социальной поддержке интересы семьи всегда стояли на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

8) Принцип позитивного образа семьи, в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: