Работа педагога социального с семьей направлена на решение комплекса разнообразных задач: установление контактов, выявление проблем и трудностей в семье, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения, оказание нуждающимся семьям материальной, психологической помощи и др. Реализация такого спектра задач требует использования в работе с семьей разнообразных форм и методов.
Понятие «метод» означает способ освоения действительности, путь достижения заданной цели. Под методами деятельности в социальной педагогике понимают совокупность приемов, операций, с помощью которых достигается поставленная цель, решается конкретная задача. Методы социально-педагогической деятельности можно разделить на:
- педагогические, направленные на воспитание, перевоспитание, коррекцию, реабилитацию, обучение социального опыта;
- социологические, которые позволяют собрать необходимую информацию о семье: анализ документов; наблюдение, опрос, анализ содержания газет, кинофильмов, публичных выступлений;
- психологические, направленные на преодоление психологических проблем семьи: тренинг; консультативная беседа.
- финансово-экономические методы направлены на решение материальных проблем: экономические льготы и санкции;
- правовые методы, направленные на помощь в восстановлении прав клиента как члена общества, в оформлении юридических документов, которые будут способствовать решению проблемы клиента;
- медико-социальные методы помогут изучить влияние социальных факторов на состояние здоровья населения и разработать профилактические меры для устранения вредного воздействия и предупредить возможные заболевания;
|
- организационные методы связанные с организацией трудовой деятельности клиента и общественной деятельностью незащищенных слоев населения;
- коммуникативные методы – соблюдение этикета общения между клиентом и социальным педагогом;
- логические методы позволят социальному педагогу строить структуру размышлений над проблемой, используя методы индукции, дедукции, традукции, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации.
Методы работы социального педагога с семьей – способы взаимодействия в процессе оказания семье разносторонней помощи. В работе социального педагога с семьей применяются групповые и индивидуальные методы. Применение того или иного метода социальным педагогом зависит от проблем конкретной семьи, социально-педагогической ситуации, мотивов поведения клиента, умения ориентироваться в сложившейся ситуации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком и семьей или опосредованно – через ближайшее окружение, педагогов – воздействуя на ребенка или семью в целом. Он может решать какие‑то частные, кратковременные задачи, а может работать с семьей в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Все методы социально-педагогической работы с семьей можно сгруппировать, учитывая их назначение:
1. Методы исследования. К этой группе методов относятся наблюдение, мониторинг, социологические методы (анкетирование, интервью), беседа, биографический метод, изучение документов и др. 2. Методы социального воспитания (убеждение, беседа, диспут, рассказ, лекция, упражнение, пример). Из методов этой группы наиболее широко используются в социально‑педагогической деятельности убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с клиентами, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.
|
Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения человека, что способствует формированию убеждений. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю клиента. Убеждение оказывает влияние на человека только через его внутреннюю сферу. Убеждение выступает формой регуляции отношений личности и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его человек. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности клиента, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на личность.
|
Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности человека, его уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать клиента в правоте своих взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.
В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у развивающегося человека нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии.
Всякое действие или состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделить два элемента: первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй – внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мотивах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям. Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение человеком действий и поступков в целях образования и закрепления у него необходимых в жизни навыков и привычек.
Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения.
3. Методы социально-педагогической поддержки и коррекции (консультирование, тренинг, поощрение, наказание). Методы поддержки личности применяются, когда ребенок находится в сложной ситуации. Социальный педагог помогает ему проанализировать свое состояние, сформулировать, что нужно в корне изменить, помогает наладить бытовые условия жизни, отношения между членами семьи. Методы коррекции – особая группа социально-педагогических методов. К ним относятся поощрение и наказание. Необходимо помнить, что поощрение и наказание должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок (ты хороший, но плохо то, что ты сделал).
В работе социального педагога применяются групповые и индивидуальные методы. Например, можно проводить индивидуальную беседу, интервью, групповой социально-педагогический тренинг.
По содержанию проводимой работы выделяют социально-экономические (работа социального педагога с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье), организационные (направлены на организацию коллектива, отношения личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, создание клубов, объединений), психолого-педагогические (исследование, наблюдение, беседа, интервью).