Дисциплина «Психология»
Цель и место дисциплины «Психология» в структуре образовательной программы
Целью изучения дисциплины «Психология» является формирование у студентов представлений об основных понятиях и категориях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах, механизмах и закономерностях функционирования психики.
Дисциплина «Психология» базируется на знаниях, полученных в средней школе при изучении биологии и истории. «Психология» изучается на 1 курсе, в 1 семестре.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования. Данная учебная дисциплина включена в раздел Б1.Б.06.
Знать: особенности эволюции высших психических функций человека, закономерности их протекания и основные свойства;
- психические основы жизнедеятельности индивида;
- основы психологии межличностных отношений и социального восприятия и коммуникации;
- социально-психологические особенности больших и малых групп.
Уметь:
- использовать психологические знгания для решения научно-педагогических и практических задач; - планировать и организовать учебное время с учетом индивидуальных особенностей; |
- учитывать в деятельности социально-психологические факторы, влияющие на межличностные и групповые общение и взаимодействие.
Владеть: - понятийным аппаратом, описывающим различные проблемы личности и социально-психологические феномены;
- навыками самостоятельной работы с научно-психологической литературой и навыками изложения и анализа информации.
Содержание дисциплины:
Введение в психологию. Предмет психологии, ее задачи и методы. Развитие психики человека. Сознание человека. |
Психология деятельности и познавательных процессов. Деятельность. Ощущение и восприятие. |
Внимание. Функции внимания и виды. Развитие внимания. Память. Виды памяти и их способности. Формирование и развитие памяти. |
Воображение и творчество. Функции, виды и развитие воображения. |
Мышление и речь. Особенности творческого мышления. |
Психология личности. Введение в психологию личности. Способности. Развитие способностей человека. |
Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и личность. |
Характер. Определение характера. Типология характераов. Формирование характера. Личность и характер личности. |
Воля. Эмоции. Чувства. |
Дисциплина «Конфликтология»
Цель изучения дисциплины: «Конфликтология» является изучение теорию конфликта, способами их предупреждения и разрешения социальных психологических конфликтов в практике.
Место дисциплины «Конфликтология» в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Конфликтология» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана – Б1.ДВ2.
Опираясь на знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин, в числе которых – «Психология», «Философия» настоящая дисциплина является интегрирующей и направленной на развитие способности применять полученные знания на практике.
Знать:
- методологические проблемы конфликтологии;
- основные причины и типы социальных конфликтов современной России, закономерностей их возникновения, развития и разшенения;
- стили взаимодействия работников в конфликтных ситуациях;
- о роли информации в конфликтном взаимодействии;
Уметь:
- использовать виды, функции, структуру и динамику конфликтов в организации;
- реализовывать сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции конфликтов;
- осуществлять основы профилактики и предупреждения конфликтов в трудовых коллективах и организациях;
Владеть:
- умением свободно ориентироваться в этических основах конфликтного общения и поведения в профессиональной деятельности;
- навыками применять рациональную тактику ведения переговоров;
- строить стратегию конфликтного поведения с учетом восприятия партнера;
Содержание дисциплины:
1. Значение, предмет и задачи конфликтологии.
2. Объект, предмет и методы исследования конфликтологии.
3. Современные концепции конфликта.
4. Характеристика конфликтов и их классификация.
5. Развитие конфликта.
6. Личность как источник конфликтов и стрессовых ситуаций.
7. Объективные и организационно – управленческие причины конфликтов.
8. Классификация конфликтов, особенности их урегулирования
9. Природа внутриличностных конфликтов.
10. Специфика конфликтов между начальником и подчиненным.
11..Конструктивное разрешение конфликтов в коллективе: принципы и условия.
12..Посредническая деятельность в урегулировании конфликтов.
13. Межличностные конфликты.
14. Группа и конфликт
15. Социальные конфликты в сфере труда и распределения материальных благ. Конфликты социально-педагогическом процессе.
16. Межэтнические конфликты.
17. Супружеские и семейные конфликты
18. Политические конфликты
19. Юридические конфликты.