Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование




Тема III. Государственное регулирование мировых цен

План

Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование

Пошлины и их роль в мировом ценообразовании

Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены

Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены

Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование

I. Государственное вмешательство в мировые цены осуществляется в помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий и представляет собой особый род протекционизма.

Под протекционизмом понимается государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли на мировом рынке.

Формы государственного регулирования мировых цен:

- непосредственное участие государства в сфере производства и обращения;

- воздействие на рыночное равновесие;

- использование антимонопольных законов, политики доходов, кредитно-денежной системы и бюджетов.

Прямые и косвенные методы.

К прямым относится централизованное административное установление цен на товары и услуги.

Косвенные методы государственного воздействия на мировые цены представляют собой регулирование совокупного спроса с помощью тарифов и пошлин, налоговой политики, кредитов, различного рода квот и субсидий, государственных заказов и закупок, оказание помощи предприятиям-экспортерам и странам, приобретающим товары и услуги стран-экспортеров.

Косвенные методы делятся на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы: тарифные пошлины и тарифные квоты.

Нетарифные методы подразделяются на:

1) Количественные: а) квотирование, б) лицензирование, в) «добровольные ограничения».

2) Скрытые: а) государственные закупки; б) требование о содержании местных компонентов, стандартов; в) субсидии.

3) Финансовые: а) кредитование; б) демпинг; в) помощь.

II. Наиболее распространенным методом государственного влияния на цены является тариф, или пошлина, представляющая собой государственный налог на товары, пересекающие границы стран. Если пошлина взимается вывозящей страной, то она называется вывозной пошлиной Еще бывают транзитные и ввозные пошлины.

Пошлины делятся на фискальные и протекционистские.

Делятся на:

- специфические – устанавливаются в твердых ставках на единицу товара;

- стоимостные (адвалорные) – в % от стоимости товара;

- смешанные – и твердая ставка и % от стоимости.

III/ К нетарифным методам относят: квотирование, лицензирование и т.д. Преимущества нетарифных методов:

1) Они считаются более приемлемыми в торговой политике, поскольку не являются дополнительным налоговым бременем для населения;

2) Их использование может быстрее привести к искомой цели;

3) Эти методы почти не регулируются международными соглашениями.

Квоты делятся на импортные и экспортные. Эмбарго используется в политических целях для давления на страны.

Лицензирование – разрешение на торговые операции до совершения торговых сделок.

«Добровольное ограничение экспорта» - Япония – автомобили в США, телевизоры в ЕС.

 

IV.Существует несколько сотен видов скрытых форм воздействия правительств на цены, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Среди них особое место занимают государственные закупки и заказы, стандартизация продукции, административные проволочки, внутренние сборы и налоги, требование о содержании местных компонентов и т.д.

Государственные закупки представляют собой требование от государственных органов и предприятий покупать товары только у национальных фирм.

Американское правительство по закону 1933 г., получившему название «Акт Покупай американское», платило на 12%, а для оборонных товаров на 50% больше отечественным производителям, чем иностранным поставщикам.

Развивающиеся страны, в т.ч. Россия и РБ устанавливают требования о содержании местных компонентов.

 

V. Финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг, финансовая помощь.

Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет бюджета отечественным фирмам и предприятиям, а также иностранным государствам и фирмам в целях поддержки национальных производителей на мировом рынке. Реализуя свои товары по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, экспортеры несут огромные убытки и не получают прибыли. В целях поддержки их конкурентоспособности за счет государственного и местного бюджетов осуществляется прямое субсидирование. Прямое субсидирование экспорта запрещено правилами ВТО, положениями Ограничительной деловой практики (ОДП) и другими международными организациями, а его применение слишком очевидно для конкурентов. Государство предоставляет экспортерам различные услуги:

- бесплатная информация о рынках и ценах;

- организация торговых выставок;

- проведение ярмарок;

- установление контактов между представителями деловых кругов различных стран и местными производителями.

Косвенное субсидирование экспортеров: предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займы по ставке ниже рыночной, возврат рыночных пошлин и т.д.

Экономически более предпочтительным методом ограничения импорта является внутреннее, а не экспортное субсидирование, которое осуществляется с помощью национальных банков. Финансируя отечественных производителей, товары которых реализуются на внутреннем рынке, государство тем самым предоставляет им более благоприятные условия ценовой конкуренции по отношению к зарубежным фирмам. Получив субсидию, местные товаропроизводители имеют возможность реализовать больше своей продукции и расширить долю рынка.

В условиях НТП государство финансирует фундаментальные научные исследования, ОКР, внедрение в производство достижений НТП, подготовку кадров и т.д.

Экспортное субсидирование – бюджетные выплаты национальным экспортерам. Это позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.

Экспортное кредитование может быть фирменным или банковским. Фирменные и банковские частные экспортные кредиты имеют государственные гарантии от различных рисков в рамках систем их страхования. «Связанные» кредиты. Иностранная помощь – прежде всего экспорт вооружений, а также строительство объектов в развивающихся странах.

Демпинг:

- спорадический демпинг – продажа лишних товарных запасов на внешних рынках по заниженным ценам, которые не могут быть реализованы на внутреннем рынке. Или их уничтожить или продать дешевле.

- преднамеренный демпинг – временное снижение экспортной цены с целью вытеснения конкурента с рынка и последующего установления монопольной цены.

- обратный демпинг – завышение цен на экспортную продукцию по сравнению с ценами на внутреннем рынке. На энергоносители и другие социально значимые товары.

- взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одними и теми же товарами по заниженным ценам.

Условия осуществления демпинга:

1) Различия в эластичности спроса на товар в разных странах – на национальном рынке спрос должен быть менее эластичен, чем за рубежом;

2) Конъюнктура рынка и конкуренция – несовершенная конкуренция позволяет производителю устанавливать и диктовать цены;

3) Сегментирование рынка – способность отгородить высокие внутренние цены от внешнего рынка.

Валютный демпинг – девальвация национальной валюты. КНР занижает курс юаня и усиливает этим позиции своих экспортеров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: