Жанрово-тематич-е своеобразие творч-ва П.А.Вяземского.




Поэзия. Как поэт Вяземский может быть назван представителем так называемого «светского стиля» в русской поэзии. Воспитанный на франц-й лит-ре XVII и XVIII веков, он оставался всю жизнь под сильным влиянием франц-го класс-ма, хотя и выступал в 1820-х гг. защитником ром-ма.Стиль его многоч-х посланий, стихов «на случай», эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. п. свидетел-ет об их близкой связи с теми же жанрами в франц-й «лёгкой поэзии» конца XVIII века. Отличаясь умом, находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал всё своё вним-е, как в поэзии, так и в прозе, на заостр-ой мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы.Слабая сторона его поэзии — внешнее остроумие и отсутствие худ-й простоты. Стремление В-го обновить рус.лит-й язык введением малоупотр-х или заново сочинённых слов и обор.речи придавало его стилю лишь бо́льшую и туманность. В поэтич-й деят-ти В-го можно различать неск.периодов. 1-ый успех В-му принесли эпиграммы, осмеивающие лит-х ретроградов. Наряду с сатир-ми произв-ми, баснями, эпиграммами, осмеивавшие как отд-х лиц, так и общие пороки и св-ва людей (например «Да как бы не так»,цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие) в 1-ый период в его тв-ве значит-е место занимает эпикурейская поэзия. Поэтому можно утверждать, что Вяз.вступил в лит-ру певцом наслажд-я жизнью, счастл-й любви, бесп.бытия в кругу близких, поним-х друзей (напр, его «Послание к халату». В печати же он дебютировал стихотв-ым «Посланием Жуковскому в деревню» и критич-ми статьями.Годы политич-го либерализма вдохновили его на «свободолюб-е» стих-я. Лучшие из них: «Петербург», заканчив-ся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование», грозящее местью деспотам за угнет-е народа. Эти стих-я отражали настр-я известн.части дворянства накануне декабрьского восстания и по сод-ю были близки пушкинским («Деревне» и «Вольности»). В эти же годы политич-х надежд и разочар-й Вяземский пережил увлеч-е поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некот-е его произв-я (например, «Уныние», 1849).Стих-я 2-й полов.жизни В-го отлич-ся значительно большим вним-ем к худ-ой форме — результат влияния поэзии Пушкина. По настр-ю они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжёлой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разлож-я двор-ва, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступл-е на обществ-ю сцену ненавистной ему демократ. интеллигенции, Вяземский чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в посл-е десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современ-ю, но чаще уходил в далёкие воспом-я о прошлом или с тоской изображал своё безотрадное существ-е.

24.Пробл-ка и худ-е своеобразие «Миргорода» «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том,как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем»)1)Провинц.город в Украине;2)Мирный город;3)Модель обычного города. 1835г. «Арабески». 1836г.Печатает в журнале «современник» -«Нос», «Шинель».Цикл составили критики и литературоведы,в центре Петербург.Петербург не связан с прошлой,великой историей.Антитеза:бедный-богатый.Бедный чел-к не может там жить,город убивает его. «Нос».Нос-самая красивая часть лица,майор Ковалёв с помощью носа хотел выйти в свет и жениться. В примечании к “Вию” автор указывает, что “вся эта повесть есть народное придание” и что он его передал его именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет которого точно напоминал бы повесть. Лишь некоторые мотивы “Вия” сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями. Вместе с тем известная близость этой повести народно поэтической традиции ощущается в ее художественной атмосфере, в её общей концепции. Силы, противостоящие народу, выступают в обличье ведьм, колдунов, чертей. Они ненавидят всё человеческое и готовы уничтожить человека.

25.Лирика Д.Давыдова.Специфика реализ-ии образа лирич-го героя. Лит.деят-сть Давыдова выраз-сь в целом ряде стихотв-ий и в неск-их прозаич-х статьях.Успешные партиз-е действия в войну 1812 прославили его, и с тех пор он создает себе репутацию «певца-воина», действующего в поэзии «наскоком», как на войне. Эта репутация поддержив-сь и друзьями Давыдова, в том числе и Пушкиным. Однако «военная» поэзия Д-ва ни в какой мере не отражает войны: он воспевает быт тогдашнего гусарства. Вино, любовные интриги, буйный разгул, удалая жизнь — вот содержание их.В таком духе написаны «Послание Бурцову», «Гусарский пир», «Песня», «Песня старого гусара». Важно заметить что именно в вышеперечисл-х работах своих Давыдов проявил себя как новатор рус.лит-ры, впервые использовав в рассчит-ом на широкий круг читателей произв-ии профессионализмы (например в описании гусарского быта использ-ся гусарские назв-я предметов одежды, личной гигиены, названия оружия).Это новат-тво Давыдова напрямую повлияло на творч-во Пушкина, кот-й продолжил эту традицию.Наряду со стихотв-ми вакхического и эротич-го содерж-я у Давыдова были стих-я в элегическом тоне, навеянные, с одной стороны, нежной страстью к дочери пензенского помещика Евгении Золотаревой, с другой — впечатл-ми природы. Сюда относ-ся большая часть лучших его произв-ий последн.периода, как-то: «Море», «Вальс», «Речка».Кроме оригин-х произвед-й, у Давыдова были и переводные — из Арно, Виже,Делиля, Понс-де-Вердена и подраж-я Вольтеру, Горацию, Тибуллу.

26. «Ревизор» Гоголя как обществ-я комедия.-1836 г.Это программ-е произв-е.В нём Гоголь хотел показать все недостатки России.Пьесу воспринимали как соц-ю.Модель гос-ва:там чётко опис-ся модель единовластия. (городничий,военная власть,дух.власть).Вне города-Хлестаков.Гоголь полагал,что предел-й в пьесе нравствен-я проблем-ка.Смысл эпиграфа «Нечего на зеркало пенять,коли рожа крива».Под зеркалом в христ-ой традиции понималось «Евангелие».С т.зр.Гоголя все соц.проблемы разреш-ся,если чел-к будет нравственен.Нравств-е несоверш-во чел-ка порождает соц проблемы.Движущей силой в комедии явл.страх .Хлестаков. Гоголь подрч-т черты рус.ментальности.Емеля=Хлестаков.Мечтательность.Ценности в «Р.»-деньги,карьера. ». В комедии нет «+» персонажей, однако герои не совершают злодеяний. Г. не говорит здесь об отд.недост-х чиновников, он изображает их порочными в целом. Они человечны, но гиперболически гротескны, их недостатки сильно преувеличены. Новаторство Г.: изобрёл «тёмный город». Необычная завязка в самом начале. Говор-е фамилии - судья Ляпкин-Тяпкин; смотритель училищ Хлопов. Завязка: Любовного сюжета нет. Сразу Г. ставит всех героев п/д лицом одного события. Страх ожид-я завяз-т комедию. Образ города: иерархичность (соц. лестница) и универсальность (типичный провинциальный город). Центр. место - чиновники (взяточничество - судья берёт борзыми щенками, казнокрадство (церковь растащена), грубый произвол (почтмейстер распечатывает все письма). Город населён теми же мёртвыми, бездух-ми душами. Гл. герой – собират-й образ чиновников. «+» герой – смех.). Самодурство Городничего беспредельно и его подданные следуют его же примеру. Каждый чиновник знает о взятках, но знает и своё место. Здесь очень строгая иерархия. Все говорят с Хлестаковым «вытянувшись» - одна и та же хар-ка. Хлестаков случайно, проездом в этом городе. Его принимают за ревизора, дают взятки, показ.всё, гостеприимничают. Потом случайно открыв.письмо от Хлестакова его другу и понимают, что он не ревизор. Его уж след простыл, а тем временем появляется наст-й ревизор. Хлестаковщина – жел-е сыграть роль выше той, к-рая предписана ему по службе. Ею больны все чиновники города. Осип (слуга) тоже кутит в компании, как барин, упод-ся Хлестакову.

27. «Мёртвые души»в системе его соц-ых,философ-их,этич-х и эстетич-их взглядов. Жанр-поэма.т.к.Гоголь сам определил этот жанр.В наст.вр.показать мир можно через частное явл-е.Показать Русь через частное явл-е в своем произв-ии.Ист-ю развития гос-ва рос-го.2) «М.Д»создав-сь по плану «Божеств.ком-ииДанте».3)Романтич.поэма,для кот-й хар-но субъект-е начало,кот.проявл-ся и в лирич-х отступл-х.Влияние других жанров-фолькл.песня,проповедь.В основе поэмы антитеза живой-мёртвый.Мёртвая душа в Росси –нонсонс,чел-к без Бога в душе.С т.зр.Г.опред-ми явл-ся нравств-е проблемы.Если изменить внутр-й мир чел-ка,то измен-ся общ-во в целом,многие соц.проблемы реш-ся сами собой.Нужно пок-ть грехи,чтобы изменить чел-ка.Грехи Г.взял у себя.Он описывая эти грехи,пыт-ся избавиться от них.Мотив дороги.принцип авант-го романа.Как бы цивил-я не уклонялась от своего развития,она все равно эвол-ла.Г.показ.Россию на разных этапах ее развития.Феод-я система(Коробочка,кот.всё производит),люди ее живут в достатке.Плюшкин-мирный переход из феод-й системы к бурж-ой.Мотив мёртвой души реализ-ся через сравн-е чел-ка с животными.Связь с мотивом марионеточности.Все помещики похожи на кукол.С т.зр.Г.возрод-ся должны были Чичикова и плюшкин,т.к.они имеют биографию,обладает внутр.речью,у Плюшкина живые глаза. «Ист-я капитана Копейкина».Герой без руки и без ноги едет в Петербург за пенсией.Копейкин похож на Чичикова,для кот-го счастье=1 мил.Идея-счастливым чел-ка делают не деньги.Народ:Действующие персонажи в реал-ти народ такой же мертвый,как и все народы(пьяницы,гулёны,тупые люди);Народ в лирич-х отступл-х-народ прекрасный рус.народ,умен,таланлив. Конфликт произвед-я – противор-е соврем-й ему дей-ти: огромн.дух.силы народа и его закабаленность. Реализуя этот конфликт, Г. опис.сост-е поместий, морал-й облик помещиков. «МД» - это сатира на двор-во. Мертвые души – помещики, живые – рус. народ.. Если помещики стан-ся на протяж-и поэмы все б. мертвыми, то народ, наоборот, живет. Персонажи Г. пораж.широтой обобщ-я и индивид-ю одновр-но. Это дост-ся след. способом: при 1ом знак-ве Г. обращает вним-е на типич-е отрицат. черты персонажей: бесхаракт-сть Манилова, глупость Коробочки, безалаб-ть Ноздрева, мракобесие Собакевича,жадность Плюшкина. Затем происходит индивид-я персонажей путем конкрет-ии их типич. особ-тей. Напр, сентимент-сть Манилова проявл. в том, что, когда он встретил Чичикова в городе, то так расцеловал его, что у них потом долго болели зубы.

28.Жанровая система лирики А.П.Дельвига. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой — он увлекался русской народнойпоэзией и подражал народной лирической песне, иногда не без успеха В 1829 году вышел сборник стихотворений Дельвига, в котором уже полностью определилась его поэтическая манера. Дельвиг, как поэт, прославился своими "Идиллиями" - стихотворениями в стиле античной поэзии.характерным жанром для Дельвига были "русские песни", которые он писал по образцам подлинных песен, также стремясь проникнуть в их духовный и худ-й мир. Среди русских поэтов Дельвиг был одним из лучших знатоков народной лирической песни. И тут, и там, однако, у него звучат немецкое сентиментальное добродушие и немецкая же меланхолическая задумчивость, присоединяющая его к школе романтиков. Стихи Дельвига гладкие и старательные, но не смелые и не яркие.выпустил 7 книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 г. предпринял издание «Литературной газеты». Античное начало,анакреонтич-я и горацианская лирика,идиллии,анталогич-е эпиграммы,песни пастор-ой тематики,русские песни. В "Литературной газете" Дельвиг публиковал произведения полуопального Пушкина и "совсем" опального Кюхельбекера, выдерживая шумные нападки и недовольства Цензурного комитета.

29.Специфика реализации романтич-ой системы в лирике Е.А.Баратынского. «Сумерки», «Элегии», «Перстень», Бал,Пиры,Цыганка,Эда. Острое переж-е ущерба, "истощения" бытия, заверш-ся зловещим "видением" вырожд-я и гибели всего челов-ва ("Последняя смерть"); настойч.ощущ-е никчемности, "напрасности" жизни -"бессмысл-й вечности", "бессмысленного", "бесплодного", "пустого" коловращенья дней ("Осень", "На что вы дни", "Недоносок" и др.), восторженное приятие смерти - исцелительницы от "недуга бытия", в кач-ве единств-го "разрешенья всех загадок и всех цепей" мира ("Смерть") - таковы наиболее характ-е темы философич-й лирики Бар-го. Внешний мир, природа для этой лирики - только "пейзажи души", способ символизации внутр-х состояний. Все эти черты выводят Бар-го за круг поэтов пушк-й плеяды, делают его тв-во близким и родств-м поэзии символистов. В то же время, в силу сохран-я экономич-й связи с двор-вом, Б., как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с "благодатным" XVIII веком, - "мощными годами", - периодом высш.сословн.расцвета двор-ва; он сильно ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистич-ю культуру ("Последний поэт").В сознание читателей-современников Баратын­ский вошел как творец элегий.

30. «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в свет в начале 1847 года, открывали читательской публике другого, по сути, незнакомого ей Гоголя.Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Как проповедь, книга Гоголя ориентирована прежде всего на апостольские послания, в первую очередь любимого им святого апостола Павла. Далее эта традиция идет через послания святых отцов (Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского), хорошо знакомые Гоголю.В гоголевскую эпоху традиция церковного слова жила в проповеднической литературе, наиболее выдающимися представителями которой были святитель Филарет Московский и архиепископ Херсонский Иннокентий. Без сомнения, стиль Гоголя питался не только книжными, но и живыми истоками — постоянно слышимыми им церковными проповедями.Не менее глубинную традицию имеет и жанр исповеди, в западной литературе представленный, в частности, классическими произведениями — «Исповедью» блаженного Августина и «Исповедью» Руссо. Он теснейшим образом связан с эпистолярным жанром, весьма характерным для России конца ХVIII — первой половины ХIХ века. Достаточно вспомнить «Письма русского путешественника» Николая Карамзина, «Хронику русского» Александра Тургенева, «Философические письма» Петра Чаадаева или письма Василия Жуковского, в том числе и к самому Гоголю. Сергей Аксаков отмечал естественность эпистолярного жанра для Гоголя,тем,что он выр-ся в своих письмах. Любопытны замечания о стиле книги Владимира Набокова: «Язык этих посланий Гоголя почти пародиен по своей ханжеской интонации, но в них есть прекрасные перебивки, когда, к примеру, он употребляет сильные и вполне светские выражения, говоря о типографии, которая его надула»[6].Реакция современников и Гоголь .Книга послужила поводов к разнообр-м толкам в рус.общ-ве. Чаадаев писал князю Вяземскому: «При некоторых страницах слабых, а иных и даже грешных, в книге его находятся страницы красоты изумительной, полные правды беспредельной, страницы такие, что, читая их, радуешься и гордишься, что говоришь на том языке, на котором такие вещи говорятся»[3]. Сам же Вяземский сообщал в своем письме Шевырёву: …наши критики смотрят на Гоголя, как смотрел бы барин на крепостного человека, который в доме его занимал место сказочника и потешника и вдруг сбежал из дома и постригся в монахи"[3].Среди людей, положительно отозвавшихся на выход книги, был славянофил Иван Аксаков: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!»[7].Известный религиозный писатель Игнатий Брянчанинов писал, что книга «издаёт из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия неопределённы, движутся по направлению сердечного вдохновения неясного, безотчётливого, душевного, а не духовного. Он писатель, а в писателе непременно „от избытка сердца уста глаголют“, или: сочинение есть непременная исповедь сочинителя, по большей части им не понимаемая, а понимаемая только таким христианином, который возведен Евангелием в отвлеченную страну помыслов и чувств в ней различил свет от тьмы; книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных.»[8].Самым яростным и непримиримым критиком книги Гоголя стал Виссарион Белинский. Вскоре после выхода книги он опубликовал резко отрицательную рецензию в журнале «Современник». В июне 1847 года Гоголь откликнулся на статью личным письмом.

31.Своеобразие рус.романтич-й прозы на примере произ-й В.Ф. Одоевского.его творчество неизменно сохраняет самобытность, отмечено «лица необщим выраженьем». Уже в «Мнемозине» (1824–1825) представлены основные линии и жанры прозы Одоевского: дидактико-сатирический аполог или аллегория («Старики, или Остров Панхаи»), «картина из светской жизни» – повесть, герой которой переживает род «горя от ума» («Елладий»), и философские фрагменты. Глава общества любомудров, Одоевский был одушевлен мыслью о создании учения, противостоящего эмпиризму частных наук и постигающего мир в единстве идеального и вещественного. В центре первой повести Одоевского – конфликт мыслящей и чувствующей личности с косным, ханженским обществом. Елладий, наделенный идеальными чертами юноши-любомудра – бескорыстным стремлением к истине и совершенству, – становится жертвой заговора светской черни, отдельные «типы» которой (Добрынский, Храбров, Глупосилины) представлены в традициях нравоописательной сатиры. Белинский писал: «Одоевский поэт мира идеального, а не действительного» (1, 276). И он же охарактеризовал «Елладия» как «первую повесть из русской действительности, первую попытку изобразить общество не идеальное и нигде не существующее, но такое, каким автор видел его в действительности». В начале 1830-х гг. Одоевский издает цикл романтических повестей о художнике («Последний квартет Бетховена», Себастиян Бах», 1835). Биографические реалии образуют здесь лишь внешнюю канву повествования: по мысли автора, истинная жизнь гения, тайны его души, характера, физиономии запечатлены в одних его произведениях. Каждая из повестей по-своему раскрывает трагедию творческой личности. Пиранези страдает оттого, что для его грандиозных архитектурных проектов «час создания не наступил еще»; глухой Бетховен, познавший законы новой, неведомой миру гармонии, умирает в нищете, осмеянный теми, кто некогда рукоплескал ему; в музыкальный мир Баха, который в борьбе с цеховой косностью возвел «божественную» музыку в перл создания, врывается голос земной страсти – предвестие новой исторической эпохи. В отличие от этих великих художников, верных своему назначению, Киприано – герой повести «Импровизатор» – изменяет призванию. Стремясь достигнуть славы без мук творчества, он гибнет как художник и человек.

32.Поэты пушкинской поры.Общая характеристика проблемы. Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии — обобщающее именов-е поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия[1]. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов. всегда по-разному очерчивают их круг: от трехсот до шести. Поэтами пушкинской поры традиционно называют таких лириков как П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов. Временные границы проявления творческого феномена поэтов пушкинскойпоры так.В качестве точки отсчета берется 1820 (год создания Пушкиным поэмы «Руслан и Людмила», когда сформировались ос­новные принципы пушкинского стиля). Приблизительно 1835 год становится завершающим.В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820—1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного — той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками»[1]. Лирическая поэзия стала высоким искусством.

33.Специфика худ.системы Н.М.Языкова. Среди поэтов пушк-го окруж-я Н. М. Языков был наиб.близок к поэзии революц-х романтиков. Талант-й и своеобр-й поэт, он по-своему выразил вольнолюбие передовой молодежи декабристской поры. Но это было только в 1ый период его лит.деят-ти. С конца 20-х гг. в мировоз-ии и творч-ве Языкова назревает резк.перелом, кот.делает его «бардом» реакционн.лагеря. В 1820-е годы Языков одним из 1ых среди декабр-х поэтов обратился к своеобр.«жанру» песен баянов или бардов на поле битвы.
Языков, как подмечает Ю.М. Лотман, в отличие от своих предшественников, не боится брать эпохи порабощения и пораж-я рус.народа, и это только увелич.связь его «песен» с современностью, резче обозначает их агитац.направленность. (стих-я «Ротчеву» и «Бард на поле битвы».)Как и друг.поэты декабр-го направл-я, он искал в ист-ии поучит-х примеров для современников. Отсюда в его поэзии ряд приемов характ-х для вольнолюб-й лирики той эпохи. Однако было в этих стихах и что-то новое, свойственное ему одному.В частности, по стиховому темпу Языков не только резко отличался от поэтов XVIII века, но и занимает, образно говоря, 1-е место среди поэтов своего времени. Типичные для Языкова пропуски ритмич-х удар-ий на первой и третьей строфе четырехстопного ямба создают впечатл-е того страстного поэтич-го «захлеба», кот.поражал современников.Строя период, Языков умело использ. и старые, накопленные одой XVIII века средства. Он часто прибегает к риторич.вопросам, характерным одическим восклицаниям. Но в отличие от поэтов XVIII` века его мысль не развивается обстоятельно и плавно. Языков старается выговорить ее одним дыханием. Он сознательно и постоянно заботился об обновлении поэтич.словаря, добиваясь особой весомости образа и слова.Впечатления поэтической свежести Языков достигает в основном двумя путями.Наиболее популярный заключается в оживлении омертвевшего словаря высокой поэзии, в возвращении словам их живого, конкретного значения. Это явл-е можно наблюдать у Языкова на примере «Рока» - одного из его ранних стихотв-ий. главная заслуга Языкова была в том, что в его творч-ве мысль и чувство гражданина обрели правдивое выражение. Среди соврем-х ему поэтов Языков ближе всего стоял к Денису Давыдову. Их роднило многое: биографизм, колоритность изображаемой сферы (у Давыдова гусарской, у Языкова – студенческой, «бурсацкой»), быстрый стиховой темп.Но за внешне сходными поэтич-ми чертами у Давыдова и Языкова стоит разное содерж-е. Один воспевает и славит такие человеч-е кач-ва, как простодушие, прямота, мужество, преданность отечеству; другой поэтизирует, прежде всего, высокое наслаждение гражданской свободой.Центр-е место среди студенч-х произв-й Языкова должно отвести его песням, в которых наиболее ярко проявились лучшее черты его вольнолюбивой поэзии.

34.Лирика Д.Д.Веневитинова:проблем-ка,худ.своеобразие. Веневитинов Дмитрий Владимирович поэт и общественный деятель. Основал с товарищами в Москве общество «любомудров». Лучшие его произведения: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», переводы из Гете («Фауст в пещере» и др.). Некоторые из его произведений дышат пессимизмом и разочарованностью, но в большинстве — светлый взгляд на жизнь и вера в человечество. В своей лит-й деят-сти Веневитинов проявил разностор-е дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критич.статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаич.произв-я немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана(Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980). Веневитиновым было написано всего около 50 стих-й. Многие из них, особенно поздние, наполнены глуб.философским смыслом, что составляет отлич-ю черту лирики поэта. Это было почти религ-е отнош-е к философии.Центр.тема посл-х стихотв-й Веневитинова-- судьба поэта. В них заметен культ романтич-го поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью. Ряд стихотв-й В-ва, напис-х за неск-ко месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророч-ми. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину. Современники предрекали Дмитрию Веневитинову славу выше славы самого Пушкина.Но поэт вспыхнул лишь «кратким пламенем»: его жизнь оборвалась, когда ему не было и 22-х лет.

35.Специфика лит-го процесса 1-ой трети 19в. 1.Ист.факт-Велик.Франц.револ-я(1789-1794).2.События Росси 1701-убийство Павла 1,на престол восходит Александр 1.Дворц.переворот.1802г.-реформа образ-я.1812г.-Отеч.война с Наполеоном.Дворяне поняли,что крепостные тоже люди и что креп.права не должно быть.Револ-я показала им это.14 декабря 1825г.-восстание на Сенатской площади,или вос-е декабристов.Императором после Александра 1 стан-ся Николай 1.Люди хотели измен-й,но они не знали,как их сделать. Особен-ти обществ.созн-я. Разв-сь в 3 напрвл-ях:1)Просветители(антифеод-я,антиклерик-я,антикрп.-я идеология);2)декабрист-я идеол-я (те же идеи.п.1:Рылеев);3)Религиозно-идеалист-е направл-е.Осн.лозунг:православие,самодержавие,народность. Лит.кружки:1)Вольное общ-во любителей слов-ти,наук и художеств;2)Дружеское лит.общ-во(Жуковский и его друзья).Были сторонниками традиций сентимент-ма.3)Арзамасское общ-во безвестных людей,сторонники ром-ма в лит-ре идеалист.толка.Было закрыто Жуковским.4 «Беседы любит-й рус.слова»:Державин,Крылов.Всегда конкурировали с арзам.общ-вом.Были сторон-ми сохр-я класс-ма,выступали за идею нац.самобытности.Арзамасы выст.против нац.замкнутости,стрем-сь к дух.равенству и братству,выступ.за дух.свободу. Осн.особен-ти лит.процесса:1)Клас-ма,сентим-м,романт-м,реализм развив-ся одновр-но,все напрвл-я оказ-ют влияние друг на друга.2)Основное для лит-ры этого периода-развитие нар-ти в широком смысле этого понятия:1)расш-ся круг читателей;2)Внутр-яя демократиз-я лит-ры.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: