Задания для самостоятельной работы по теме
«Компетентностный подход в оценке персонала»
Задание 1.
Инструкция: Заполните таблицу требований по компетенциям на различные должности, используя такие определения как:
- необходимо;
- безразлично;
- желательно
Компетенции | Должность | |||
Торговый представитель активных продаж | Секретарь | НR-менеджер | PR-менеджер | |
Умение быстро по своей инициативе устанавливать контакт с незнакомыми людьми | ||||
Вежливое, располагающее общение | ||||
Умение убеждать | ||||
Умение публично выступать | ||||
Потребность в общении | ||||
Хорошо поставленная речь | ||||
Грамотная речь |
Задание 2.
Инструкция: Ниже приведен пример профиля компетенций продавца (функционал). Вам необходимо определить необходимые компетенции и их индикаторы для выполнения ниже перечисленных функций.
ДОЛЖНОСТЬ: Продавец торгового зала | |
ФУНКЦИОНАЛ (Какие задачи и как должен выполнять сотрудник на регулярной основе) | КОМПЕТЕНЦИИ (Какие знания, навыки (умения), модели поведения и личностные характеристики нужны сотруднику для выполнения поставленных задач) |
1. Обслуживать посетителей торгового зала в соответствии с инструкцией | |
2. Соблюдать правила внутреннего распорядка | |
3. Поддерживать свою зону торгового зала в состоянии, предписанном инструкцией | |
4. Осуществлять мерчандайзинг в торговом зале в соответствии с инструкцией | |
5. Собирать и передавать старшему продавцу пожелания/ запросы посетителей | |
6. Выстраивать свою коммуникацию с посетителями, членами коллектива и руководством в соответствии с принципами корпоративной культуры компании | |
7. Вносить инициативы в улучшение рабочего процесса | |
8. Своевременно уведомлять директора магазина о случаях нарушениях коллегами этики поведения на рабочем месте |
Задание 3.
Выберите критерии оценки и проведите анализ деятельности менеджера по продажам для открытия нового направления компании N. Фирма занимается страхованием, cneциализируется в основном на страховании бизнеса; на рынке уже 20 лет.
Вам необходимо:
1. проанализировать деятельность менеджера по продажам;
2.сформулировать перечень задач, с которыми сталкивается менеджер по продажам;
3.разработать модель компетентностей и перечень компетенций этого специалиста.
Для выполнения технического задания используйте самоотчеты успешных продавцов компании N и примеры формулировок компетентностей, представленных ниже или из опросника Липмана.
Пример формулировок компетентностей
Наименование | Описание |
Аналитическое мышление | Способность видеть как ситуацию в целом, так и ее отдельные элементы; умение схватывать суть взаимосвязей, присущих ситуации; навыки обобщения; умение делать выводы из противоречивой информации, расставлять приоритеты; навыки сбора информации и умение структурировать большие ее объемы |
Динамичность мышления | Способность быстро собирать и обрабатывать информацию по ситуации, выбирать из большого количества необходимую информацию для решения данной задачи; умение быстро формировать запрос на поиск информации |
Способность к лидерству | Способность мобилизовать и использовать ресурсы рабочей группы для достижения результата; умение мотивировать сотрудников на эффективную работу, авторитетность, лидерский потенциал |
Адаптивность | Умение находить адекватные способы поведения в разных ситуациях, быть эффективным в меняющихся условиях; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой |
Самоотчет М.С. Красильниковой
=> Все данные, касающиеся работы с клиентами, записываю к журнал (телефоны, марки машин, номер полиса, время и дату страховки, премии) в течение дня каждый вечер. Каждый журнал рассчитан на один месяц. Все журналы храню в течение года.
=> В начале каждого месяца переписываю всех клиентов из журнала за тот же месяц прошлого года с учетом дат и в течение месяца последовательно их обзваниваю и напоминаю о том, что истекает страховка. Тех, кого обзвонила, вычеркиваю из списка.
=>У меня нет четкого распределения работы по времени (планирования); при отсутствии клиента обзваниваю по своему жу рналу, если клиент приходит, прекращаю все дела и занимаюсь только им.
=>Для заключения договоров стараюсь приехать к клиенту или пригласить его к себе в офис. В первый раз при заключении договора всегда еду к клиенту, но в офис, на дом только в исключительных случаях, если клиент очень важен для фирмы.
=> В первый раз следует обязательно самой прислан. к клиенту в офис, переговорить с ним и оставить свою визитную карточку. А через некоторое время позвонить ему, и этою in- надо ii ее мяться, возможно, для получения согласия клиента потребуется и год.
=> Очень важно отмечать, кому и когда надо позвонить (у меня хорошая память, но я все равно делаю записи, а лучше всего вести реестр).
Принимаю клиентов только до 18.00, но и исключительных случаях, если клиент важен для фирмы, встречаемся и позже.
=> С клиентом нужно разговаривать.
Многие клиенты нарушают правила страхования, и я им обязательно об этих правилах рассказываю.
=>Я не уговариваю, а рассказываю клиентам, что они могут получить за эти деньги.
=> Важно, чтобы клиент видел весь расчет полиса и не думал, что вы его обманываете. Лучше всего все расчеты вести вместе с клиентом.
=> Если я начинаю работу с фирмой, то веду мера опоры только с руководителем, так как другие работники могуч передать информацию искаженно (другим тоном или вообще неправильно) и в результате договор с клиентом не состоится.
=> Приходя в новую фирму, я обязательно начинаю с презентации (короткой, очень эмоциональной). Правда, сейчас презентаций мало, нашу компанию многие знают.
=> Говорить с клиентом надо очень уверенно и доброжелательно.
=>Для ведения переговоров нужно хорошо разбираться в том, что и как можно застраховать; иногда можно перейти на политические темы (нужно быть осведомленным о событиях); очень важно знать состояние страхования вообще.
=j> Обычно начинаю переговоры с главными бухгалтерами и финансовыми директорами, а затем с первыми лицами компании.
ð Очень важно разбираться в проблеме, иначе переговоры ни к чему не приведут. Предварительно нужно узнать, что интересно клиенту, и предложить дополнительные продукты
=> Сначала я ничего не знала о страховании. Но, прочитав специальную литературу, поняла, что страхование перспективно, и решила им заняться.
=> Мне очень помогло то, что до этого я работала в НИИ и у меня был опыт общения с первыми лицами предприятий, поэтому у меня особый подход к людям.
=> Всегда по позе, интонации клиента чувствую его статус и понимаю, нужно ли предлагать ему все остальные страховые продукты.
=> Я уважаю всех людей вне зависимости от их достатка; в офисе предлагаю им кофе, сопровождаю по всем инстанциям.
=> Когда я еду на работу, я уже заранее знаю, что буду делать в течение дня.
=>Для меня очень важна организованность.
=> В конце дня проверяю, что успели сделать мои помощники.
=> Клиентов я выбираю только по рекомендации, так как встречается много мошенников.
Самоотчет А. Н. Раевского
=> Приходя утром на работу, всегда просматриваю почту.
=> Расставляю приоритеты в делах.
=> Как правило, делаю несколько текущих звонков клиентам (отвечаю либо на запросы предыдущего дня, либо на вопросы по электронной почте).
=> Работаю с внутренними проектами компании (приказы, срочные запросы, согласование документов).
=> Провожу мониторинг текущей работы управления (проверяю степень выполнения задач, поставленных ранее); либо смотрю ответы в письменной форме, либо выслушиваю в устной. При отсутствии ответов участвую в решении проблемы.
=» Уезжаю на встречи с клиентами (запланированные либо мной, либо моими сотрудниками).
=> По возвращении в офис работаю с документами и договорами.
=> Во второй половине дня занимаюсь урегулированием убытков (звоню клиенту, узнаю, где произошел страховой случай, объясняю, как правильно собрать документы, затем получаю документы от клиентов и передаю их по инстанциям).
=> Если в течение рабочего дня получаю срочные задания от руководства компании, то выполняю их сразу.
=> Обычно закончить рабочий день в 18.00 не получается: приходится выполнять стихийную, авральную работу.
=> Часто участвую в переговорах клиентов (это поднимает статус моих клиентов в глазах их потенциальных партнеров и дает мне возможность расширить клиентскую базу).
=> Ежемесячно провожу мониторинг своих клиентов (развития их бизнеса, новых мероприятий и т.д.). Собираю информацию о них в Интернете и СМИ, чтобы расширить свой портфель за счет клиентов моих клиентов и знать, когда мне отказывают в страховании обоснованно (сокращение сотрудников и т.д.), а когда без оснований.
=> Всех основных клиентов (руководителей) поздравляю с основными праздниками и днями рождения или на словах, или с вручением сувенира. Под Новый год стараюсь обеспечить доставку сувениров без задержки.
=> Ежемесячно занимаюсь обучением сотрудников (узнаю их потребности и планирую обучение).
Провожу блиц-опросы сотрудников, чтобы изыскать возможности повышения эффективности их работы; для этого посылаю им опросник по электронной почте, а потом на совещании в процессе мозгового штурма решаем, что я могу им дать и что компания может получить взамен.
=> Считаю, что с сотрудниками нужно общаться каждый день, это очень полезно и они это любят.
Мне помогает:
• хорошая организация работы управления компании (постановка целей и задач, определение обязанностей);
• знание вопросов страхования, техники и психологии продаж;
• желание выполнять работу (понимание, что ты приносишь пользу компании);
• возможность ее выполнять (хорошие условия труда);
• моя организованность;
• то, что я точно знаю, чего хочу (от всех и от себя в частности);
• моя компетентность (мои знания);
• то, что могу очень грамотно организовать рабочий день (так как в нашей работе есть дела, которые нужно делать именно в данный момент);
• то, что мне нравится помогать людям;
• то, что я всегда был первым, привык быть успешным;
• моя активность;
• то, что я очень люблю эту работу;
• строго оговоренное время работы — с 9.00 до 18.00;
• то, что я отношусь к работе и к другим так, как хочу, чтобы относились ко мне;
• то, что могу зажечь идеей коллектив;
• то, что умею работать в команде;
• то, что люблю выстраивать долгосрочные отношения;
• то, что всегда есть азарт — заинтересовать клиента в процессе переговоров.
Мне мешает:
• недостаточность знаний;
• некоммуникабельность (неумение контактировать с сотрудниками других подразделений);
• незнание нормативов оформления документов;
• иногда — неправильная оценка сотрудников (оцениваю всех по себе, даю задание другим, ориентируясь на собственную производительность);
• иногда — то, что больше делаю сам и меньше делегирую другим.