Порядок выполнения работы




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

ОЦЕНКА ЛИЧНОГО ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Теоретические сведения

Работа посвящена изучению вопросов тестирования. Составление любого теста – сложная, творческая задача, но существуют универсальные, общие приемы и методы разработки и проведения тестовых заданий. Широкое применение тестов в спортивной практике объясняется тем, что зачастую нет прямых измерителей физических способностей человека. Так, о ловкости можно судить только косвенно по внешнему проявлению этого качества (времени удержания равновесия, количеству попаданий мячом в кольцо и т.п.). Этим внешним проявлением и является результат теста.

Под тестом в физической культуре и спорте понимается измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека. Процесс испытания называется тестированием, а полученные при этом численные значения – результатом тестирования. Например, челночный бег 5×20 м – это тест, процедура проведения бега и хронометража – тестирование, измеренное время бега – результат теста.

В спорте используются в основном моторные (двигательные) тесты. Моторные тесты могут быть стандартными или максимальными. Стандартные тесты заключаются в выполнении задания с дозированной непредельной нагрузкой (работа на велоэргометре с заданной мощностью, приседания за определенное время и т.п.), при котором измеряются, как правило, физиологические показатели (частота сердечных сокращений – ЧСС, концентрация молочной кислоты в крови и т.п.). Максимальные тесты направлены на достижение предельно возможного двигательного результата. К максимальным тестам относятся контрольные упражнения (бег на различные дистанции, подтягивания на перекладине, сгибания рук в упоре лежа и т.д.).

Кроме двигательных тестов для оценки состояния спортсмена используются также функциональные показатели, измеряемые в покое (рост, вес, ЧСС и т.п.).

В зависимости от того, направлены тесты на измерение одних и тех же или разных способностей человека, они подразделяются на гомогенные и гетерогенные. Например, прыжки с места в длину, вверх, тройной прыжок являются гомогенными тестами, а подтягивание на перекладине, бег на 3000 м, метание набивного мяча – гетерогенными.

При педагогическом контроле и самоконтроле чаще используется не один, а несколько тестов, имеющих общую конечную цель. Такую группу тестов, в которую могут входить как гомогенные, так и гетерогенные тесты, называют комплексом или батареей тестов.

Тесты должны удовлетворять метрологическим требованиям, от которых зависит их качество. В число этих требований входят стандартность методики тестирования, надежность и информативность тестов.

Стандартность методики тестирования подразумевает одинаковую процедуру и условия тестирования во всех случаях применения теста (одна и та же последовательность действий, инвентарь, измерительные приборы и т.д.).

Надежность (воспроизводимость) теста – это степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Составляющими надежности тестов являются их стабильность, согласованность и эквивалентность. Стабильность теста характеризуется воспроизводимостью результатов тестирования при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Согласованность теста означает независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего тест. Эквивалентность тестов – это возможность измерения одного и того же физического качества или стороны подготовленности спортсмена с помощью нескольких тестов.

Информативность (обоснованность) теста – это степень точности, с которой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Например, такой тест, как кистевая динамометрия, будет явно информативен для оценки специальной силовой подготовленности борцов и неинформативен для оценки этого же качества у бегунов-спринтеров.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называются добротными.

Для того чтобы оценить результат теста его обычно сравнивают с должным значением или с нормой для конкретного человека или группы людей. Нормой называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов. Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности (определенного возраста, пола, спортивной квалификации). Вариантом сопоставительных норм являются возрастные нормы. Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях, в частности, в разные периоды тренировки. Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятие спортом, необходимость подготовки к защите Родины.

Если стоит задача оценить результаты комплекса тестов, выраженные в разных единицах измерения, то их необходимо предварительно перевести в очки или баллы на основе сравнения с должными значениями. Для этого используются формулы, таблицы или графики. Полученные баллы суммируются по всем тестам и сравниваются с нормой. Результаты комплексного тестирования могут быть представлены в графической форме – в виде профиля физического состояния. Такой график наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена.

Цель работы заключается в ознакомлении с методикой оценки личного физического состояния на основе проведения комплекса тестов и регистрации ряда функциональных показателей.


Порядок выполнения работы

  1. Заполнить таблицу, содержащуюся в отчете:
№ п/п Показатель, тест Результат Расчет должного значения показателя и оценки результата теста Оценка n, баллы
фактический должный
           
  Возраст, лет   - n1= 1,5 t =  
  Вес тела, кГ     РД= k1 L – k2 = n2=30–3(РФ–РД)=  
  Артериальное давление (верхнее), мм рт. cт.     АДВД=1,7 t + 83 = n3=30–(АДВФ–АДВД)=  
  Артериальное давление (нижнее), мм рт. cт.     АДНД = 1,6 t + 42 = n4=30–(АДНФ–АДНД)=  
  ЧСС в покое, уд/мин     n5=30–(ЧССФ–ЧССД)=  
  Гибкость, см     n6=30+3(ГФ–ГД)=  
  Быстрота двигательной реакции, см     n7=30–3(БРФ–БРД)=  
  Скоростно-силовые способности, см     n8=30+2(ССФ–ССД)=  
  Силовая выносливость мышц ног, число раз     n9=30+3(СВНФ–СВНД)=  
  Силовая выносливость мышц рук, число раз     n10=30+3(СВРФ–СВРД)=  
  Общая выносливость, с     n11=30–0,2(ОВФ–ОВД)=  
  Переносимсть физических нагрузок, уд/мин     n12=30–(ПНФ–ПНД)=  
Сумма баллов:  

Таблица заполняется следующим образом:

  1. Выполняется комплекс двигательных тестов и измеряется ряд функциональных показателей, представленных в столбце 2. В качестве фактических результатов (обозначены индексом «ф») могут быть использованы результаты проводимого ранее тестирования и медицинского обследования. Полученные фактические результаты округляются до целых чисел и заносятся в столбец 3.
  2. По формулам, представленным в столбце 5, рассчитываются должные значения (обозначены индексом «д») показателей со второго по четвертый (РД, АДВД, АДНД), округляются до целых чисел, записываются в столбце 5 и затем переносятся в столбец 4 (для первого показателя – возраста – должное значение не указывается). РД, АДВД, АДНД рассчитываются на основе данных, приведенных ниже при описании показателей и тестов. Должные значения пятого показателя и результатов шести следующих тестов приведены далее при описании показателей и тестов и без расчетов заносятся в столбец 4.
  3. По формулам, представленным в столбце 5, рассчитывается оценка в баллах по каждому из 12 показателей и тестов (n1-n12), округляется до целых чисел, записывается в столбце 5 и затем переносится в столбец 6. Формулы составлены таким образом, что если фактический и должный результаты совпадают, то по данному показателю или тесту набирается 30 баллов, если фактический результат лучше должного (не обязательно больше), то набирается более 30 баллов с учетом значимости показателя или теста, если хуже должного – менее 30 баллов (могут быть получены и отрицательные значения). Следует обратить внимание на знаки «+» и «–» в формулах.
  4. В столбце 6 суммируются баллы по всем показателям и тестам (с учетом знака) и сумма баллов записывается под таблицей.

Показатели и тесты

1) Возраст t – число полных лет.

2) Вес тела P (кг). Фактическое значение РФ определяется с помощью медицинских весов. Должное значение РД рассчитывается на основе длины тела (роста) L (см) и коэффициентов типов телосложения (конституции) k1 и k2, которые находятся по таблице:

Тип телосложения Мужчины Женщины
k1 k2 k1 k2
Астенический 0,83   0,72  
Нормостенический 0,74   0,73  
Гиперстенический 0,89   0,69  

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела, удлиненными конечностями, относительно небольшой мышечной массой; гиперстенический – преобладанием поперечных размеров тела, относительно короткими и утолщенными конечностями, развитой мускулатурой; нормостенический тип занимает промежуточное положение.

3) Артериальное давление систолическое (верхнее) АДВ (мм рт. ст.). Фактическое значение АДВФ определяется с помощью тонометра. Должное значение АДВД рассчитывается с учетом возраста t.

4) Артериальное давление диастолическое (нижнее) АДН (мм рт. ст.). Фактическое значение АДНФ определяется с помощью тонометра. Должное значение АДНД рассчитывается с учетом возраста t.

5) Частота сердечных сокращений ЧСС в покое (уд/мин). Фактическое значение ЧССФ определяется сразу после пробуждения до перехода в вертикальное положение. Должное значение для мужчин ЧССД = 60 уд/мин, для женщин ЧССД = 70 уд/мин.

6) Гибкость Г (см). Выполняется следующий тест. Из положения стоя на гимнастической скамейке или ступеньке высотой 30-50 см производится наклон вперед без сгибания ног в коленях до касания пальцев рук отметки ниже уровня стоп. Наклонное положение удерживается не менее 2 с. Фактическое значение ГФ определяется по расстоянию от нулевой отметки (уровня стоп) до точки касания. Фиксируется лучший результат из трех попыток. Если пальцы рук не достают до уровня стоп, то величина ГФ принимается со знаком «–». Должное значение для мужчин ГД = 9 см, для женщин ГД = 11 см.

7) Быстрота двигательной реакции БР (см). Выполняется следующий тест. В положении стоя на расстоянии 1-2 см от ладони вытянутой вперед сильнейшей руки испытуемого помощником удерживается линейка длиной 40-50 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «Внимание!» линейка отпускается. Необходимо как можно быстрее задержать ее падение, сжав пальцы вытянутой руки. Фактическое значение БРФ определяется по расстоянию от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. Фиксируется средний результат из трех попыток. Должное значение для мужчин БРД = 9 см; для женщин БРД = 13 см.

8) Скоростно-силовые способности СС (см). Выполняется следующий тест. Из положения стоя у вертикальной стены поднявшись на носки, вытянутой вверх рукой мелом наносится отметка на стене. Затем толчком ног с махом рук производится прыжок вверх с места и в максимально высокой точке прыжка наносится вторая отметка. Фактическое значение ССФ определяется по расстоянию между двумя отметками, т.е. по высоте прыжка. Фиксируется средний результат из трех попыток. Должное значение для мужчин ССД = 56 см, для женщин ССД = 40 см.

9) Силовая выносливость мышц ног и туловища СВН (число раз). Выполняется следующий тест. Из положения лежа на спине, руки вдоль тела, в течение 20 с производятся подъемы прямых ног до угла 900. Фактическое значение СВНФ определяется по максимальному числу подъемов ног. Должное значение для мужчин СВНД = 19; для женщин СВНД = 16.

10) Силовая выносливость мышц рук СВР (число раз). Выполняется следующий тест. В упоре лежа для мужчин и в упоре стоя на коленях для женщин в течение 30 с производятся сгибания рук. Фактическое значение СВРФ определяется по максимальному числу сгибаний рук. Должное значение для мужчин СВРД = 33, для женщин СВРД = 26.

11) Общая выносливость ОВ (с). Проводится забег на 3000 м для мужчин и на 2000 м для женщин. Фактическое значение ОВФ определяется по времени пробегания дистанции. Должное значение для мужчин ОВД = 12мин 00с (720 с), для женщин ОВД = 10мин 15с (615 с). Следует обратить внимание, что время необходимо переводить в секунды.

12) Переносимость физических нагрузок ПН (уд/мин). Измеряется ЧСС до нагрузки и спустя 10 мин после нагрузки. Нагрузкой для мужчин служит пробегание 3000 м, для женщин – 2000 м или любое другое физическое упражнение, аналогичное по мощности и длительности. Фактическое значение ПНФ равно ЧСС спустя 10 мин после нагрузки. Должное значение ПНД равно ЧСС до нагрузки (обычно измеряется после разминки и несколько превышает ЧСС в покое).

  1. Произвести оценку личного физического состояния. Для этого сравнить набранную сумму баллов по всем показателям и тестам с сопоставительными нормами для людей в возрасте 18-25 лет, не имеющих существенных отклонений в состоянии здоровья и обладающих необходимым уровнем физического развития, представленными в следующей таблице:

 

 

Сумма баллов по всем показателям и тестам Физическое состояние
меньше 70 плохое
71 – 160 ниже среднего
161 – 250 среднее
251 – 340 выше среднего
больше 340 отличное

В зависимости от того, в какой интервал попадает набранная сумма баллов, сделать вывод №1 о личном физическом состоянии (плохое, выше среднего и т.д.) и записать его на странице 2 отчета.

  1. Построить профиль физического состояния, используя MICROSOFT EXCEL:
  1. Ввести в ячейку А1 рабочего поля EXCEL название ряда данных «фактический уровень», а в ячейку В1 – «должный уровень».
  2. Скопировать в ячейки А2:А13 данные столбца 6 таблицы отчета (баллы, соответствующие фактическому уровню развития).
  3. Ввести в ячейки В2:В13 цифру 30 (баллы, соответствующие должному уровню развития).
  4. Выделить ячейки А1:А13 и В1:В13 и построить лепестковую диаграмму (Вставка→Диаграммы→Лепестковая). Используя стили диаграмм выбрать контрастные цвета линий (например, синий и красный). Используя макеты диаграмм ввести название диаграммы «Профиль физического состояния». Переместить легенду (названия цветных линий) под диаграмму. Удалить границы области диаграммы (Формат области диаграммы→Цветграницы→Нет линий). Цифры по радиальным осям диаграммы (1-12) означают номера показателей и тестов, вертикальная шкала – баллы. Синяя линия соответствует фактическому уровню развития, красная – должному.
  5. Скопировать диаграмму и вставить ее сверху страницы 2 отчета. Размер диаграммы и надписей установить аналогично тому, как показано на примере.

Пример

  1. Сделать вывод №2 о равномерности физического развития и записать его на странице 2 отчета. Незначительное отклонение синей линии от красной в ту или другую сторону означает, что физические качества и функциональные системы развиты равномерно, а значительное – неравномерно. Отклонение синей линии внутрь от красной свидетельствует о недостаточном, а наружу – о повышенном развитии отдельных физических качеств или функциональных систем. Если физическое развитие неравномерное, то указать одно-два наиболее и наименее развитых качества. В представленном примере наиболее развита гибкость, а наименее – общая выносливость.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое двигательный тест и в чем его специфика?
  2. Какие известны виды двигательных тестов?
  3. В чем отличие гомогенных и гетерогенных тестов, примеры?
  4. Какие метрологические требования предъявляются к тестам?
  5. Что подразумевает стандартность методики тестирования?
  6. Что такое надежность теста и каковы ее составляющие?
  7. Что понимается под информативностью теста?
  8. Что такое норма, и какие известны виды норм?
  9. Что собой представляет профиль физического состояния?
  10. С помощью каких тестов можно оценить быстроту и гибкость?
  11. С помощью каких тестов можно оценить общую выносливость?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: