Описание окружающей местности




Расположенный на юге Воронежской области в 116 километрах от Воронежа (по трассе М-4 «Дон»), город Лиски стоит на левом берегу реки Дон, между двумя его притоками Хворостань и Икорец, и является одним из самых крупных и развитых поселений региона с численностью населения около 56 тысяч человек — крупным железнодорожным узлом на Юго-Восточной железной дороге и административным центром одноименного района Воронежской области.

Весной 2016 года Лиски обрел еще один важный символ города — стелу «Населенный пункт воинской доблести», которая была установлена согласно Указу губернатора Воронежской области от 30 марта 2015 года N 121-у, изданному в соответствии с Законом Воронежской области от 31.07.2014 N 100-ОЗ «О почетном звании Воронежской области «Населенный пункт воинской доблести». Согласно этому закону, являющееся высшей степенью признательности жителей Воронежской области, почетное звание «Населенный пункт воинской доблести» присваивается населенным пунктам, на территории которых или в непосредственной близости от которых проходили ожесточенные сражения, в ходе которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

Сразу же с началом Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов через станцию Лиски на запад пошли транзитные воинские эшелоны, а на восток – составы с эвакуируемым населением, оборудованием и сельхозпродуктами. При этом Лискинский железнодорожный узел, как важнейший объект инфраструктуры и снабжения советских войск, был подвергнут регулярным бомбардировкам гитлеровской авиации. Первые десять бомб были сброшены на станцию Лиски в сентябре 1941 года, когда фронт находился в 400-500 километрах от железнодорожного узла. А затем, по мере приближения фронта, на станцию и город в среднем сбрасывалось около 400 авиабомб ежемесячно. С июля 1942г. по январь 1943г. фронт вплотную подошел к Лискам. Гитлеровцами был занят правый берег Дона, напротив города. Полгода город являлся передовой линией обороны, подвергаясь бомбежкам и обстрелам. Город выстоял и помогал выстоять стране, изготовляя оружие, бронепоезда, снабжая армию продовольствием и снаряжением. 28 июня 1942 года началась стратегическая наступательная операция гитлеровцев «Блау», имеющая первоочередной целью захват Воронежа, как города, стоящего на пути к Сталинграду. И уже 6 июля передовые гитлеровские части вступили в пределы правобережной зоны Лискинского района. 7 июля, придавая большое значение Воронежскому направлению, Ставка Верховного Главнокомандования принимает решение о создании Воронежского фронта, основные задачи которого были определены в приказе № 0027 от 18 июля 1942 года: «Враг напрягает бешеные усилия, чтобы прорваться через Дон в глубь нашей страны. Борьба за Дон — такова теперь наша задача. Дон должен стать недоступным для врага. У его берегов мы должны сломать ему становой хребет, заставить врага изойти кровью». К тому времени, заняв правый берег Дона, части вермахта и Венгерской королевской армии вели ожесточенные в районе города Свобода, стараясь захватить железнодорожный мост через Дон, паромную переправу и станцию Лиски.

За месяц сражений обе стороны понесли значительные потери. Сражающиеся на этом участке Воронежского фронта, воины 309-ой стрелковой дивизии - сибиряки-красноярцы проявили всю свою отвагу и мужество, отстояв Лиски. И в первую очередь к ним утром 8 августа 1942 года обращалось Всесоюзное радио, объявляя всей стране о победе советских войск на Среднем Дону. В историю Лискинского края, летом 1942 года вставшего непреодолимой преградой на пути гитлеровский войск, навсегда вписаны два известнейших участка обороны Воронежского фронта — Сторожевской и Щученский и плацдармы, которые были захвачены в августе 1942 года подразделениями 25-ой гвардейской стрелковой дивизии и частями 18-го отдельного стрелкового корпуса, а затем почти полгода надёжно прикрывали с разных сторон железнодорожную станцию Лиски, гнавшую под Сталинград военные грузы.

Не сдав врагу летом 1942 года город Свободу с узловой станцией Лиски, советские войска продолжали обороняться на донском рубеже, сковывая силы гитлеровцев, рвущихся к Сталинграду и кавказской нефти. А фашисты, обломавшие зубы о Лискинский железнодорожный узел, осенью 1942-го взялись спешно строить железнодорожную рокаду от Острогожска до Евдаково, прокладывая путь к Сталинграду в обход Лисок. Названная гитлеровцами «Берлин-Ростов» и сокращенная в народе до названия «Берлинка», эта рокада вошла в историю Воронежской области под именем «Дорога на крови», ибо жертвами ее строительства стали тысячи советских военнопленных и мирных граждан. У железнодорожного полотна «Берлинки» только по предварительным данным захоронены более 10 тысяч погибших.

А тем временем туда же - к Сталинграду, через станцию Лиски один за другим шли советские эшелоны с войсками и техникой, которые под непрекращающимися бомбежками гитлеровцев вели паровозные бригады специальную колонну с символическим названием «За Сталинград!», сформированую на Лискинском железнодорожном узле из особого резерва НКПС. Свидетельством беспримерного мужества и непреклонности лискинских железнодорожников стало событие, не имеющее аналогов в истории иного другого железнодорожного узла страны: в разгар 1943 года сразу трём железнодорожникам-лискинцам – Александру Карповичу Лысенко, Владимиру Николаевичу Жолудеву и Филиппу Дмитриевичу Федосову – были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда.

В январе 1943 года город Свобода, станция Лиски и Лискинский район оказались в центре Острогожско-Россошанской наступательной операции войск Воронежского фронта, которую планировалось провести совместно с 6-й армией Юго-Западного фронта с целью разгрома противника в районе Острогожска, Каменки и Россоши, овладения железнодорожным участком Лиски — Кантемировка и создания условий для последующего наступления на харьковском и донбасском направлениях. Послевоенными историками названная «Сталинградом на Верхнем Дону», Острогожско-Россошанская наступательная операция началась 12 января 1943 года с разведки боем, которую предприняли воины 25-ой гвардейской дивизии, двинувшиеся в прорыв со Сторожевского плацдарма и неожиданно для командования успешно вклинившись в оборону противника на глубину до трех с половиной километров. Командующий фронтом немедленно распорядился развить этот успех, и потому свой главный удар 40-я армия нанесла на сутки раньше планируемого срока — утром 13 января. А 14 января после мощной артиллерийской подготовки началось наступление со Щученского плацдарма. Сломав сопротивление врага, в бой пошли части 18-го отдельного стрелкового корпуса, дорогу которым прокладывали танковые бригады.

В результате стремительно развивающейся Острогожско – Россошанской операции 16 января 1943 года Лискинский район был полностью освобожден от гитлеровских захватчиков. После чего лискинские железнодорожники обратились к властям о переименовании города Свобода в город Лиски, чтобы название героической железнодорожной станции совпадало с именем города. И со 2 февраля 1943 года согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР город Свобода стал называться Лисками.

Более 450 солдат и офицеров, сложивших свои головы в боях за Лискинскую землю, навсегда упокоились на центральном воинском кладбище № 1 города Лиски. В послевоенное время здесь был установлен скромный обелиск, а в 2001 году возник мемориальный комплекс «Аллея Славы», центром которой стала скульптурная группа двух солдат, склонивших знамя перед Вечным огнем, зажженным в память о воинах, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, в том числе и 13 тысячах лискинцев, не вернувшихся с фронта домой.

Почётное звание «Населённый пункт воинской доблести» было присвоено городу Лиски в канун празднования 70летия Великой Победы в 2015 году, что было равнозначно боевой награде, нашедшей солдата в его мирной жизни. А 29 апреля 2016 года в городе Лиски был торжественно открыт памятная стела «Населенный пункт воинской славы» — гранитный монумент высотой более 10 метров, ставший наградой городу и всем жителям Лискинского района не только за личное мужество в ожесточённых полугодовых сражениях на Дону с немецко-фашистскими захватчиками, но и за мощную поддержку Москвы и осаждённого Сталинграда, за вклад в разгром гитлеровцев на Курской дуге и окончательную победу над врагом, одержанную в мае 1945 года.

Стела город Лиски – населенный пункт воинской доблести это напоминание всем ныне живущим о героизме нашего народа. Это дань памяти погибшим и низкий поклон нашим ветеранам, всем тем, кто защищал нашу Родину________________________________________________

В годы Великой Отечественной войны в ходе ожесточённых боёв немецко-фашистские войска 6 июля 1942 года были остановлены на правом берегу Дона, причём село было почти полностью разрушено.

 

Вторым этапом массового изгнания захватчиков с воронежской земли стала Острогожско-Россошанская фронтовая операция (по современной классификации – первая составная часть стратегической 50-дневной Воронежско-Харьковской операции) войск левого крыла Воронежского фронта (3-я танковая, 40-я общевойсковая армии и 18-й отдельный стрелковый корпус) и 6-й армии Юго-Западного фронта (13–27 января 1943 г.) при содействии 2-й и 17-й воздушных армий. Основную роль в окружении и разгроме крупной, 200-тысячной, острогожско-россошанской группировки 2-й венгерской армии, немецкого 24-го танкового и итальянского 8-го альпийского корпусов войск самой крупной воронежскосталинградской группы армий «Б» противника сыграли войска Воронежского фронта, особенно тан

ский корпус (две дивизии) были настигнуты за Доном и попали сначала в малые «котлы», а потом в большой «котел» между Касторным и Нижнедевицком, затем большей частью плененные или уничтоженные. При этом только наступавшая восточнее 13-й армии Брянского фронта 38-я армия Воронежского фронта освободила свыше 150 населенных пунктов [19, с. 185]. Сотни сел и деревень на западе Воронежского края очистили от оккупантов 40-я и 60-я армии генералов К. С. Москаленко и И. Д. Черняховского. Почти вся оккупированная территория (около десятка его западных районов) была освобождена уже в конце января. Однако освобождение Воронежской области завершилось одновременно с окончаниемВоронежскоКасторненской наступательной операции 2 февраля 1943 г. Дату завершения полного освобождения Воронежского края необходимо уточнить хотя бы потому, что в ряде работ (в частности, в известной книге А. И. Гринько «В боях за Воронеж») утверждалось, что это произошло уже к концу января. При освобождении села Кочетовка Хохольского района отличился подполковникСтепан Перекальский. Он организовал неожиданный удар по врагу с тыла и, будучи раненым, продолжал руководить боем. Вскоре С. Н. Перекальскому было присвоено звание Героя Советского Союза [20, с. 214, 219]. В бою за село Нижнее Турово (Шустово) Нижнедевицкого района погиб смертью храбрых командир 605-го стрелкового полка 232-й стрелковой дивизии подполковник Г. С. Васильев, также удостоенный звания Героя Советского Союза (посмертно) [11, с. 307, 308]. Последний бой за освобождение Воронежского края произошел 2 февраля 1943 г. на границе между Курской и Воронежской областями, в пойме реки Олым между селом Васильевка и хутором Широким.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: