УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС





ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой философии:

доктор философских наук Рыбаков Н.С.

«_____» _____________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Рекомендуется для направления (ий) подготовки

Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника _____бакалавриат__________________

Форма обучения: очная

Курс 1, семестр – 2

Всего - 3 ЗЕ/К, 108 часов

Аудиторные занятия (всего) 46 часов
В том числе:    
Лекции 20 часов
Семинары (С) 26 часов
Самостоятельная работа (всего) 62 часа
Вид промежуточной аттестации экзамен  
Общая трудоемкость   108 часов
Программу подготовила: З.В. Оловянникова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПсковГУ ПСКОВ  
   

1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в курс философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.Б.3.).

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются; является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., "философия науки", философия техники"), если таковые предусмотрены учебным планом.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

По окончании изучения дисциплины предполагается, что выпускник обладает следующими общекультурными компетенциями (ОК):

 

l владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

l способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

l способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

В результате изучения дисциплины студент должен

  • Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
  • Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
  • Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

 

 

 

Содержание разделов дисциплины

 

  Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
Философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.  
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновения философии. Философия древнего мира . Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции русской философии.
Философская онтология Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

 

Теория познания и методология науки. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.
Философия и методология науки Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Социальная философия и философия истории Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.
Философская антропология Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса     Разделы дисциплины и виды занятий  
№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Семинары СРС Всего
Философия, ее предмет и место в культуре
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.
Философская онтология
Теория познания и методология науки
Философия и методология науки
Социальная философия и философия истории
Философская антропология  
           
     
Всего
                   

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«ФИЛОСОФИЯ»

 

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

 

  1. Философия, ее предмет и место в культуре
  2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии
  3. Философская онтология
  4. Теория познания
  5. Философия и методология науки
  6. Социальная философия и философия истории
  7. Философская антропология
  8. Вопросы для экзамена и собеседования

 

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

 

Раздел 1





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.08 с.