а) конвенционализм
б) концепция когеренции
в) концепция корреспонденции
г) прагматизм
Какая из перечисленных концепций утверждает, что в основе научных теорий лежат не принципы, отвечающие критериям истинности, а произвольные соглашения между учёными?
а) конвенционализм
б) концепция когеренции
в) концепция корреспонденции
г) прагматизм
В какой из перечисленных концепций «истина определяется как полезность» (Дж. Дьюи), или работоспособность идеи?
а) конвенционализм
б) концепция когеренции
в) концепция корреспонденции
г) прагматизм
Какая из перечисленных концепций трактует истинность как согласие мышления с самим собой?
а) конвенционализм
б) концепция когеренции
в) концепция корреспонденции
г) прагматизм
Каким термином характеризуются философские учения, отрицающие возможность объективности и истинности познания?
а) агностицизм
б) алогизм
в) анимизм
г) априоризм
Каким термином в философии обозначается носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект?
а) предмет
б) субъект
в) тип
г) элемент
Как называется то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности?
а) концепт
б) объект
в) проект
г) феномен
Как называется способность непосредственного усмотрения истины без использования процедур логического вывода и доказательства?
а) индукция
б) интенция
в) интроспекция
г) интуиция
В чём, по словам К. Маркса, «должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посоюсторонность своего мышления»?
а) в научных исследованиях
б) в практике
в) в споре
|
г) в теории познания
12.Как называется неадекватное представление о действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и знания?
1-заблуждение
2-ложь
3-профанация
4-фальсификация
Как называется воззрение, представляющее все мнения и суждения относительными, так что никакое из них не может считаться более истинным или приемлемым в сравнении с другими?
а) рационализм
б) реализм
в) редукционизм
г) релятивизм
14.Как называется процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно-исторической практикой?
1-верификация
2-воспитание
3-познание
4-социализация
15.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
1 - суждение
2 - представление
3 - воображение
4 - убеждение
16.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
1 - интуиция
2 - предвосхищение
3 - понятие
4 - озарение
17.Что из перечисленного относится к форме логического познания?
1 - произвольность
2 - последовательность
3 - априорность
4 - метафоричность
Раздел 5.
Философия и методология науки
Семинар.
Вопросы:
1. Основные проблемы философии науки
2. Структура научного знания
3.Развитие науки и смена типов научной рациональности
4. Главные факторы развития науки. Сциентизм и антисциентизм
Основные понятия: сциентизм, антисциентизм, эвристичность, научное знание, научная рациональность, научная революция, методология
Контрольные вопросы:
1. Какие проблемы являются предметом рассмотрения философии науки?
2. Какова структура научного знания?
3. Чем объясняется некумулятивный характер развития науки?
|
4. С чем связано возникновение новых типов научной рациональности?
5. В чем смысл философского сциентизма?
6. В чем смысл философского антисциентизма?
7. Каковы основные этические принципы науки?
Рефераты, доклады, эссе:
1. Наука как социокультурный феномен
2. Общие закономерности развития науки, ее генезис и история
3. Социальные, политические и экономические факторы развития науки. взаимодействие науки и общества
4. Возникновение предпосылок (элементов-научных знаний в Древнем Мире и в Средние века
5. Зарождение и развитие классической науки
6. Неклассическая наука
7. Научное знание как система, его особенности и структура
8. Соотношение философии и науки
9. Научная картина мира и ее эволюция
10. Наука и эзотеризм
11. Проблема рациональности в философии и науке
12. Роль конвенций в научном познании
13. Догматизм и критицизм в науке
14. Актуальные проблемы науки XXI века
15. Наука как ответ на человеческие потребности
16. Наука и нравственность
17. Пределы научности в жизни и истории
Тест
Как называется сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности?
1. а) наука
2. б) образование
3. в) практика
4. г) теория
Какая из перечисленных форм знания является результатом исследования на эмпирическом уровне?
1. а) аксиома
2. б) принцип
3. в) теория
4. г) факт