Ф.И., группа студента:
Тема занятия: Экскурсия в весенний парк в мае (повторная после экскурсии в период оживления).
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
1. Заметить изменения в природе в конце весны: увеличился день, стало теплее, больше солнечных дней, появились одуванчики, листья на деревьях и кустарниках, цветет черемуха, затем сирень, поют птицы, появились шмели, бабочки, первоцветы. Назвать конец весны – зелёная весна.
2. Определить, от чего зависят изменения в жизни растений и животных: стало теплее - прогрелась земля - цветут растения - появились насекомые - прилетели птицы.
3. Сравнить одуванчик и мать-и-мачеху (по памяти).
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: во время наблюдения отвечать на вопросы воспитателя, используя слова: ива, клен, одуванчик, ветреница, крапивница, лимонница, черемуха, сирень, муравьи, шмель, пчела, майский жук, гнездование.
Социально-коммуникативное развитие: заметить и полюбоваться красотой весенней природы, объяснить, почему необходимо её беречь.
Планируемый результат занятия: замечают и называют объекты окружающей природы и изменения в жизни растений и животных, устанавливают цепочку взаимосвязей; определяют признаки отличия и сходства одуванчика и мать-и-мачехи; с интересом наблюдают за природными изменениями и проявляют желание заботиться о ней.
Подготовительная работа: Экскурсия в весенний парк в апреле.
Материалы и оборудование: ёмкость и лопатка для пересадки растения(одуванчик).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | - Переключить внимание детей на предстоящую деятельность. - Стимулировать интерес к ней. | - Ребята, сегодня утром Незнайка попросил нас принести цветок на день рождения его друга Знайки. Как вы думаете, куда надо сходить? - Когда мы были в парке? В какое время года? Как назвали этот период весны? | Словесный - беседа | Надо сходить в парк В парке были в апреле – в середине весны. | Заинтересованы отвечают на вопросы |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | -Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности. -Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность). | Проблемная ситуация: - Ребята, Незнайка попросил нас принести такой же белый цветок, какой мы принесли в прошлый раз. Он очень понравился Незнайке. Как же этот цветок называется? Как вы думаете, мы сможем выполнить просьбу Незнайки? (выслушать предположения). - Как же узнать, цветет сейчас в парке ветреница или нет? - Кто хочет узнать? | Словесный и практический – постановка проблемного поискового вопроса. | Этот цветок называется ветреница. Высказывают предположения. Сходить и посмотреть. | Проявляют желание решить проблему Выбирают способ решения проблемы Проявляют инициативу |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | -Актуализировать имеющиеся представления. -Сформировать новые представления (умения). | > Куда мы пришли? >Когда были здесь? в какой период? Месяц? >Как называется время весны сейчас? Месяц? >Какая сейчас погода? Изменилась ли она за месяц? Что изменилось парке? >Какие стали деревья? Кустарники? Почему? >Назовите знакомые деревья и кустарники. Как узнали, что они цветут? >Появилась ли новая трава? Потрогайте. Как она изменилась? >Какие весенние цветы появились? Среди цветов вы находите ветреницу? >Как называются цветы, которые появились первыми из-под снега? Какие еще помните первоцветы? > Куда же делись подснежники? >Какие из появившихся цветов похожи на мать-и-мачеху? >Чем они похожи? Чем они отличаются: по цвету, величине, строению цветка. >Каких насекомых вы видите? >Как узнали насекомых? Что они делают? >Почему насекомые садятся на цветущие растения? Каких насекомых заметили на земле? Понаблюдайте за муравьями. Что можно сказать о них? Чем они заняты? >Почему надо охранять муравьев? >Почему сейчас появилось много насекомых? >Какие перелетные птицы прилетели? Почему? >Чем они сейчас заняты? Что вы слышите? Почему? >Каких птиц вы видели а прошлый раз? >Почему сейчас в парке по-особенному красиво? > Какие запахи ощущаете? >Что это за растение? >Как вы думаете, когда зацветет сирень? Как догадались? Потрогайте почки, что можно о них сказать? | Наглядный – наблюдение в природе Словесный – вопросы об увиденном Практический – прислушаться, понюхать, потрогать | В парк Первоцветы, подснежники, мать-и-мачеха. Отцвели Одуванчик Птицы поют, радуются теплу, весне Пахнет цветами В парке красиво, потому что цветёт черёмуха На сирени видно набухающие цветочные почки | Получают представления о весенних сезонных изменениях, происходящих в последний период – в конце весны. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Актуализировать сформированные представления. | >Какие стихи вы знаете о весне» о птицах? > Ребята, походите по дорожкам, посмотрите на красоту ПРИРОДЫ, послушайте пение птиц. А сейчас выбирайте занятие по интересам: рисование, игра, исследование Собрать детей перед уходом >Что же мы расскажем Незнайке о белом цветке - ветренице? Почему не сможем его принести? >Что расскажем ему о зеленой весне? >Какой подарок принесём Незнайке? | Словесный – художественное слово, рассказы детей Практический – игровая, исследовательская, трудовая деятельность | Читают стихи о весне Выбирают занятие для самостоятельной деятельности Рассказывают об изменениях, происходящих в природе в конце весны. Объясняют, что Незнайке можно выкопать один одуванчик и посадить его в цветочный горшок. Выкапывают и сажают одуванчик в подготовленную ёмкость. | Разрешают проблему, отвечают на проблемный вопрос, рассказывают о ветренице, оформляют продукт деятельности - выкапывают мать-и-мачеху. |
3. | Заключительный этап | -Закрепить сформированные представления (умения). -Обобщить сформированные представления. -Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки. | В группе: > Где были? > Что видели? > Как узнали о птицах, насекомых, зверях? > Что принесли Незнайке? > Кто расскажет Незнайке о весенних цветах? > Как будем беречь весеннюю природу? Почему? Что можно нарисовать о весне? | Словесный – беседа, рассказы детей | Отвечают на вопросы Рассказывают Незнайке о том, что нет уже ветреницы, поэтому принесли одуванчик. Описывают особенности последнего периода весны, называют и объясняют правила взаимодействия с природой весной. | Демонстрируют сформированные представления, понимание причин изменений, происходящих в природе, проявляют интерес к природе и желание заботиться о ней. |