2 Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, или пристрастия к наркотикам.
3 Успокаивающая модель — один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем.
4 Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. К этому средству чаще всегоприбегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.
5 Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.
6 Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употребление психоактивных веществ используется для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.
7 Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп пой с помощью употребления психоактивных веществ.
8 Манипулятивная модель связана с возможностью использования психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ.
9 Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.
Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К факторам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.
Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизирующихся матерей дети могут иметь биологическую предрасположенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы “отмены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.
биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.
Социальные факторы риска наркомании отражают неблагополучную экономическую, культурную, политическую, криминальную ситуации в обществе. Социальные причины в совокупности образуют своего рода “дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:
© разрушение института семьи;
© отсутствие у подростков жизненных перспектив;
© плохая организация досуга;
© целенаправленное “подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.
Психологические факторы наркомании определяют индивидуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.
Среди психологических причин можно назвать следующие:
-неправильное воспитание в семье;
-вовлеченность в группу сверстников, употребляющих
наркотики;
-асоциальное поведение;
-дезадаптированность к учебному процессу;
личностные характеристики.
Профилактика наркоманий
Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осуществления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.
Первичная профилактика направлена на формирование общественного неприятия употребления наркотиков, на предупреждение приобщения детей и подростков к наркотикам. Существенную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.
Первичная профилактика разрабатывается с учетом необходимости влияния на три основные сферы самореализации ребенка — семью, образовательное учреждение и место проведения досуга (включающего микросоциальное окружение). Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-профилактической инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска” наркотизации и ребенка, заболевшего наркоманией.
Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для современного состояния развития общества является стратегия сдерживания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что проблема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.
Именно поэтому в качестве стратегического приоритета первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже испытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает проявления болезни. Цель профилактики — максимально сократить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму — друзьям, одноклассникам,
семье, то есть предотвратить возникновение хронического и!“заразного” заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей наркотизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению наркотиков и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз “наркомания”, учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.
Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном уровне.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи — ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
© — оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;
© — оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи; организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
© — оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ;
© — взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;
© — разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;
© — разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.
Заключение
Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу радикального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступательное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации.
Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки “спасение есть от этого простого порошка”.
Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возлагается на упреждающие меры.
Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массовых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболевающих и больных людей.
Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен.
ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков (“группа риска”).
Третья мера — обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.
Задачи массовой профилактики — это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникновения и развития заболеваний путем воздействия на неблагоприятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к условиям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеления заболевания; восстановление трудоспособности.
Используя силы только здравоохранения, массовую профилактику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слаженные, координированные усилия всех систем социальной инфраструктуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по целевому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических состояний, лечения и медико-социальной реабилитации.
По данному исследованию мы можем сделать вывод, что роль социального работника в этой проблеме очень высока. Главным образом в том, чтобы помоч наркоману приодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему – задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно.
Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является – сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности.
Чем здоровие социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.