Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы
До реформы - «староверы» (сторонники Аввакума) | После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа: Исус |
Записи в тетрадях
1653-1655гг. - церковная реформа патриарха Никона
Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Реформы патриарх Никон проводил с присущей ему жесткостью, грубостью и даже фанатизмом.
Антиохийский патриарх, прибывший в Россию, оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: «Никон брал одну за другой подносимые ему старые иконы и, каждую показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, Никон топтал их ногами, и наконец, велел сжечь. Тогда царь, человек в высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: «Нет, батюшка, не вели их жечь, а лучше прикажи зарыть в землю». Так и было сделано».
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу.
|
Работа по учебнику: Стр. 169 – «Церковный собор»
Прочитайте о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви
Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Запись в тетрадях: - старообрядчество – религиозное течение враждебное официальной церкви, возникшее после реформы Никона
Каков же результат церковной реформы? Общество раскололось
|
На сторонников церковной реформы Никона и его противников.
Запись в тетради:
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, был сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.
Царь и священники тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. Но протопоп Аввакум был непримирим. За свой отказ на церковном Соборе 1666 был предан церковному проклятию и сослан в Сибирь, в далекий Пустозерск, где узники содержались в страшных условиях.
За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Можно ли было избежать раскола? (Да)
Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантностьнеобходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
К сожалению, власти такими качествами не обладали.
В числе сторонников старой веры были и представители господствующего сословия. Самая известная из них – боярыня Феодосия Прокофьевнаа Морозова.
Ответ на главный вопрос урока.
Да, раскол - это трагическое явление в истории нашей страны. Это слово на долгие столетия сохранило ужас в сердцах людей и оставило свой след на судьбах многих семей. Нам необходимо извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий в истории нашего государства.
Главный урок этого события состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении каких-либо проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов.
Домашнее задание до 28.04: