Предметно-игроваясредадлядетейдошкольноговозраста




Игракаккультурнаяформадеятельностиребёнкапередаётсяемудвумяпутями–черезживыеобразыдеятельностивзрослогоичерезигровойматериал.

Чтобыподбиратьматериалдлядетскойигры, педагогунеобходимынекоторыеобщиеориентиры, позволяющиеопределить, какиеигрушкибудутнаиболееполезныдляосвоенияиактивизацииигровойдеятельностинакаждомвозрастномэтапе. Конкретныйподборигровогоматериалаосуществляетсявзависимостиотусловийивозможностейдетскогосада.

Играребёнкадошкольноговозрастапредставляетсявдвухвидах:

- сюжетнаяигра;

- играсправилами.

Сюжетнаяиграсвязанасусловнымдействиемввоображаемойситуации (Приложение 1). Похарактерувключённостивнеёвыделяютсяразновидностисюжетнойигры. Это:

- собственноролеваяигра (ребёнокпринимаетнасебяигровуюроль, вокругкоторойстроитсявоображаемаяситуация);

- режиссёрскаяигра (воображаемаяситуацияразвёртываетсячерездействияигрушечныхперсонажей, которыеслужаткакбыпосредникамимеждуребёнкомиигровымиролями);

- игра-фантазирование (воображаемаяситуацияразвёртываетсяпреимущественновречиипредставлении, сюжетныесобытияпроисходятскем-то, т.е. ребёнокнеотождествляетсебяскакой-токонкретнойролью).

Вдошкольномдетствепроисходитпостепенныйпереходотовладенияпредметным (условным) замещающимдействием (в 2-3 года) кролевомудействию–вформесобственноролевойигры (в 3-5 лет) иксюжетосложениювформережиссёрскойигрыилиигры-фантазирования (в 5-7 лет).

Играсправиламитакжеимеетсвоикультурныеформы:

- игранафизическуюкомпетенцию (подвижная, наловкость),

- игранаумственнуюкомпетенцию (внимание, память, комбинаторику),

- игранаудачу (шансовая), предъявляющаяминимальныетребованиякспособностямиграющих.

Играсправиламискладываетсяудошкольниковпостепенно. Ребёнокпреждевсегоосваиваетдействияпоправилу (в 2-4 года), затем–представлениеовыигрышеврамкахготовыхправил (в 4-5,5 лет) ивдальнейшемприобретаетспособностьвидоизменятьправилаподоговоруспартнёрами (в 5,5-7 лет).

Всеэтиизмененияигрынапротяжениидошкольногодетствавключаютсявобщуютенденциюпсихическогоразвитияребёнка: онпостепенноосвобождаетсяотситуационнойсвязанностивнешнейобстановкой, егодействияначинаютвсёвбольшеймерезависетьотзамысла, которыйзаставляетребёнкаактивнопреобразовыватьпредметно-игровуюсреду“подзамысел”. Ребёнокстановитсявсёменеезависимымотигрушекиигровогоматериала, специальносозданногодляобслуживанияигры: кконцудошкольноговозрасталюбаявещьможетполучитьигровоезначение–бытьвстроенавсюжетнуюигруилистатьповодомдлявозникновенияигрысправилами.

Исходяизэтихобщихпредставленийобигровойдеятельностиможнообозначитьтипыигровогоматериаладлясюжетнойигрыиигрысправилами. Принятовыделятьследующиекомпонентывоображаемойситуации:

персонажи (роли),

действияперсонажей,

пространство (место) действия.

Воображаемаяситуациявдетскойигреподдерживаетсяпредметнымиопорами.

Ктипамигровогоматериала (игрушек) относятся:

предметыоперирования—игрушки, имитирующиереальныепредметы, - орудия, инструменты, средствачеловеческойдеятельности, позволяющиевоссоздаватьсмыслнастоящегодействия (например, игрушечныечашка, утюг, молоток, рульит.п.)

игрушки-персонажи—разногородакуклы, фигуркилюдейиживотных. Сюдажеотноситсяигровойматериал, представляющийролевыеатрибуты, специфичныедлякакого-либоперсонажа (роли), напримербелаяшапочкаврача, каскапожарника, красочныйременьковбояит.п.

маркеры (знаки) игровогопространства - игрушки (игровойматериал), указывающиенаместодействия, обстановку, вкоторойонопроисходит (например, игрушечнаякухоннаяплита, дом-теремок, остовракеты, рама, изображающаяноскорабляилипереднююстенкуавтобусаит. п.).

Чтобыправильноподбиратьигровойматериалсучетомспецификидетскойсюжетнойигры, необходиморассмотретьегососторонымерыусловности.

Вдостаточноёмкомпонятиимерыусловностиигрушкискрытытрипараметра. (Приложение 2). Первыйпараметр - еевнешнийоблик. Воднихслучаяхэтокопияреальногопредмета, (например, игрушечныйавтомобиль - модель, вкрайнемвыражении - действующаямодель). Этоттипигрушкиможноназыватьреалистическойилиигрушкой-копией.

Вдругихслучаяхигрушкаможетбытьдостаточнообобщеннымотображениемреальногопредмета, например, деревянныйигрушечныйгрузовикможетнебытьточнойкопиейнастоящегогрузовика, ноотображаетеготипичныечерты: наличиекузова, кабины, колес. Такогородаигрушкипринятоназыватьпрототипическимиигрушками.

Второйпараметр, определяющиймеруусловностиигрушки, —ееразмер. Игрушкимогутбытькрупными, соразмернымиребенку, приближающимисяквеличинереальныхпредметов (например, игрушечныйпласстмассовыймолоток, утюгипр.). Этополюснаименееусловныхигрушек. Игрушкимогутбытьмелкими, располагающимикрежиссерскойигре (например, фигуркилюдейиживотных, гаражи, железныедороги, наборысамолетов, автомобилейипр.). Этополюснаиболееусловныхигрушек. Рядмеждуэтимиполюсамизаполняетсяигрушкамисреднегоразмера.

Третийпараметрсвязансостепеньюеёготовности. Так, принятовыделятьготовыеигрушкиисборные. Готовуюсюжетнуюигрушкумыможемотнестикполюсуминимальнойусловности, сборную - кполюсумаксимальнойусловности (толькопослеряданеигровыхдействийпосборкетакаяигрушкастановитсясобственносюжетной, напримерсборнаямодельсамолета, сборнаяжелезнаядорогаипр.). Впоследнеедесятилетиепоявилсябольшойпромежуточныйклассигрушекпоэтомупараметру - такназываемыетрансформеры, которыепредставляютсобойизначальноготовуюсюжетнуюигрушку, ночерезрядпоследовательныхтрансформацийона, нетеряясвоейцелостности, можетбытьпреобразованавсовершенноинойпосмыслупредмет.

Типыигровогоматериаладляигрысправилами

Какидлясюжетнойигры, материалдляигрысправиламиподобрансучетомеёкультурныхформ. Так, мыбудемговоритьоследующихтипахигровогоматериала:

1) материалдляигрнафизическуюкомпетенцию (подвижных, наловкость),

2) материалдляигрнаудачу (шансовых),

3) материалдляигрнаумственнуюкомпетенцию.

Дляигрнафизическуюкомпетенцию - этоматериалы (предметы, наборыпредметов), поддерживающиерезультативноедействиепоправилу. Примеромтакихматериаловмогутслужитьмячи, мешочкидлябросания, наборыкеглей, кольцебросыит. п.

Дляигрнаудачу (шансовых) существуютспециальносозданныематериалы - настольныеигрытипа“лото”ссамымразнообразнымтематическимсодержанием.

Предметнойопоройигрнаумственнуюкомпетенциютакжеслужатнастольныеигры: детскоедомино (скартинками), атакжешашки, шахматы, нардыит. п., неотличающиесяот“взрослых”игр.

Следуетиметьввиду, чтосуществуетмножествотрадиционныхигрдлядошкольниковсправилами, которыенеимеютпредметнойопорыирегулируютсятолькословеснымдоговором. Этомогутбытьподвижныеигры (например“салки”), атакжебольшойклассигрнаумственнуюкомпетенцию, такназываемыесловесныеигры - наупражнениевнимания, памяти, комбинаторику (например, игры“Даинетнеговорите”, “Нагружаемпароход”ит.п.).

Освоениеигрысправиламисвязаноспоследовательнымвключениемвдетскуюпрактикупростыхподвижныхигрспредметомирезультативнымдействием (2-4 года), игрнаудачу (4-5,5 лет) иигрнаумственнуюкомпетенцию (5-7 лет). Соответственноигровойматериалдлявозрастныхгруппдолженподбиратьсясучетомпоэтапногодобавленияматериаладляновоготипаигрыиусложненияматериаладляужеосвоенноготипа.

 

Организацияпредметно-игровойипространственно-развивающейсредыявляетсянеобходимымусловиемформированияигровойдеятельностиребенка. Одноизтребованийкорганизацииразвивающейсреды–созданиевозможностейдляудовлетворенияпотребностейдетейвновыхвпечатлениях, воткрытиинового, позволяющихфантазировать, перевоплощатьсявсамыхразнообразныхгероев.

Пространствоигровойкомнатынеобходимоорганизоватьтакимобразом, чтобыонопозволялодетямсвободноперемещаться, одновременноигратьнесколькимгруппамдетей, чтобывслучаенеобходимостилюбойребенокмогуединитьсядляиндивидуальнойигры.

Дляигрыдетей 2-3 года, почтивсецелозависящихотвнешнейобстановки, необходимынаборыигровогоматериала, вкоторыхпредставленывсетипысюжетообразующихигрушек (персонажи, предметыоперирования, маркерыпространства) (Приложение 3).

Впространствегрупповогопомещенияимеются 4 целостныетематическиезоны. Этокомплексыматериалов (ичастьпространства) дляразвертываниябытовойтематики:

1) шкафчикспосудой, кухоннаяплитаинесколькокуколнастульчикахвокругстола;

2) кукольнаякровать, шкафчикс“постельнымипринадлежностями”, диванчик, накотороммогутсидетьикуклы, идети;

3) домик-теремок - ширмасоскамеечкойилимодулямивнутри, гдемогут“жить”мягкиеигрушки-звери, прятатьсяиустраиватьсвой“дом”дети; здесьжеможетразвертыватьсяигравзрослогосдетьмипомотивампростыхсказок;

4) автобус-каркассмодулями-сиденьямивнутриирулем.

Остальныеигровыематериалыразмещаютсявнизкихстеллажах, пластмассовыхемкостях, переносныхящиках. Всематериалы, находящиесявполезрения, доступныдетям.

Во II младшейгруппеиспользуетсятотжепринцип, чтои I младшейгруппе, носюжетообразующиенаборыстановятсяболеемобильными. Здесьвоспитательпредлагаетдетямперемещатьмаркерыигровогопространства (чтобынемешатьдругимиграющим), соединятьихпосмыслусюжета, т. е. постепеннонаправляетдетейначастичнуюпереорганизациюобстановки.

Всреднейгруппепредметно-игроваясредасущественнымобразомизменена. Постоянныетематическиезоныуступаютместоболеегибкимсочетаниямигрушек. Детиужечастичносамиорганизуютсредуподзамысел.

Тематическиезонысокращаютсядоключевогомаркераусловногопространства, аподходящиеигрушки-персонажирасполагаютсявнепосредственнойблизостинастеллажах, полках.

Кухнядлякуколвэтойвозрастнойгруппеужедолжнабытьпредставленатолькомобильнойплитой; кукольнаяспальняистоловая—однойкукольнойкроватью, столикомидиванчиком, которыелегкоперемещаются; всеостальноедостраиваетсядетьмииздругихматериалов. Универсальная“водительская”зонатакжестановитсямобильной, онапредставленаштурваломилирулемнаподставке, которыйлегкопереноситсясместанаместо. Параширмобеспечиваетогораживаниелюбогоусловногоигровогопространства (дома, корабляипр.).

Встаршейиподготовительнойгруппахвесьигровойматериалразмещаетсятакимобразом, чтодетимогутлегкоподбиратьигрушки, комбинироватьих“подзамыслы”. Стабильныетематическиезоныполностьюуступаютместомобильномуматериалу - крупнымуниверсальныммаркерампространстваиполифункциональномуматериалу, которыелегкоперемещаютсясместанаместо.

Вобслуживанииигровыхзамысловуниверсальныемаркерыигровогопространстваиполифункциональныйматериалприобретаютнаибольшеезначение. Крупныеисредниеигрушки-персонажикаквоображаемыепартнерыребенкауходятнавторойплан, посколькувсебольшееместовдетскойдеятельностизанимаетсовместнаяиграсосверстниками. Функциясюжетообразованияпринадлежитразнообразныммелкимфигуркам-персонажамвсочетаниисмелкимимаркерамипространства - макетами. Визвестномсмыслемелкиефигурки-персонажиначинаютвыполнятьфункциюсвоеобразныхпредметовоперированияприразвертываниидетьмирежиссерскойигры.

Сюжетообразующиенаборыменяютсвоймасштаб - этоигровыемакетыстематическиминаборамифигурок-персонажейипредметамиоперирования.

 

Универсальныеигровыемакетырасполагаютсявместах, легкодоступныхдетям; онипереносные (чтобыигратьнастоле, наполу, влюбомудобномместе). Тематическиенаборымелкихфигурок-персонажейразмещаютсявкоробках, поблизостиотмакетов (так, чтобыуниверсальныймакетмогбытьлегкоибыстро“населен”пожеланиюиграющих).

Педагогипривлекаюткоформлениюигровыхзонсамихдетей, вместеснимирасставляютигрушки, обыгрываякаждуюновуюигрушкуивызываякнейэмоциональноеотношение, следятзачистотойигрушекиихсостоянием, отдаютигрушкивродителямдляремонтаиобновления.

Невозможнонедооценитьзначениедидактическихинастольно-печатныхигрдляформированияуребенкапредпосылокинавыковсюжетно-ролевойигры. Поэтомувгруппахимеютсяразнообразныенастольныеигры, соответствующиеинтересамдетейистимулирующиеихразвитие. Детидошкольноговозрастатакжеохотноиграютсмелкимидидактическимиигрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигуркамиживотных, разборнымидомиками). Этиигрушкииспользуютсядлявоплощениязамыславсюжетно-ролевойигреивыполняютвспомогательныефункции (например, украшениеинтерьера, игрушкидлядочкивигре“семья”).

Игра–подлиннаясоциальнаяпрактикаребенка, егореальнаяжизньвобществесверстников. Поэтомустольактуальнойдлядошкольнойпедагогикиявляетсяпроблемаиспользованияигрывцеляхвсестороннегоразвитияребенка, формированияегоположительныхличностныхкачествисоциализациикакчленаобщества.

 

Литература

КраснощёковаН.В. Сюжетно-ролевыеигрыдлядетейдошкольноговозраста. –Ростов, 2008 г.

МихайленкоН., КоротковаН. Организациясюжетнойигрывдетскомсаду. –М., 2009 г.

ВиноградоваН.А., ПлоздняковаН.В. Сюжетно-ролевыеигрыдлястаршихдошкольников. –М., 2008 г.

ДороноваТ.Н., ЕрофееваТ.И. Материалыиоборудованиедлядетскогосада. –М., 2004 г.

Обэстетикеоформлениягрупповыхпомещений. - Журнал“Ребёноквдетскомсаду”, № 1/2004.

Создаёмразвивающуюсредусами. –Журнал“Дошкольноевоспитание”, № 1/2004 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: