Игракаккультурнаяформадеятельностиребёнкапередаётсяемудвумяпутями–черезживыеобразыдеятельностивзрослогоичерезигровойматериал.
Чтобыподбиратьматериалдлядетскойигры, педагогунеобходимынекоторыеобщиеориентиры, позволяющиеопределить, какиеигрушкибудутнаиболееполезныдляосвоенияиактивизацииигровойдеятельностинакаждомвозрастномэтапе. Конкретныйподборигровогоматериалаосуществляетсявзависимостиотусловийивозможностейдетскогосада.
Играребёнкадошкольноговозрастапредставляетсявдвухвидах:
- сюжетнаяигра;
- играсправилами.
Сюжетнаяиграсвязанасусловнымдействиемввоображаемойситуации (Приложение 1). Похарактерувключённостивнеёвыделяютсяразновидностисюжетнойигры. Это:
- собственноролеваяигра (ребёнокпринимаетнасебяигровуюроль, вокругкоторойстроитсявоображаемаяситуация);
- режиссёрскаяигра (воображаемаяситуацияразвёртываетсячерездействияигрушечныхперсонажей, которыеслужаткакбыпосредникамимеждуребёнкомиигровымиролями);
- игра-фантазирование (воображаемаяситуацияразвёртываетсяпреимущественновречиипредставлении, сюжетныесобытияпроисходятскем-то, т.е. ребёнокнеотождествляетсебяскакой-токонкретнойролью).
Вдошкольномдетствепроисходитпостепенныйпереходотовладенияпредметным (условным) замещающимдействием (в 2-3 года) кролевомудействию–вформесобственноролевойигры (в 3-5 лет) иксюжетосложениювформережиссёрскойигрыилиигры-фантазирования (в 5-7 лет).
Играсправиламитакжеимеетсвоикультурныеформы:
- игранафизическуюкомпетенцию (подвижная, наловкость),
- игранаумственнуюкомпетенцию (внимание, память, комбинаторику),
- игранаудачу (шансовая), предъявляющаяминимальныетребованиякспособностямиграющих.
Играсправиламискладываетсяудошкольниковпостепенно. Ребёнокпреждевсегоосваиваетдействияпоправилу (в 2-4 года), затем–представлениеовыигрышеврамкахготовыхправил (в 4-5,5 лет) ивдальнейшемприобретаетспособностьвидоизменятьправилаподоговоруспартнёрами (в 5,5-7 лет).
Всеэтиизмененияигрынапротяжениидошкольногодетствавключаютсявобщуютенденциюпсихическогоразвитияребёнка: онпостепенноосвобождаетсяотситуационнойсвязанностивнешнейобстановкой, егодействияначинаютвсёвбольшеймерезависетьотзамысла, которыйзаставляетребёнкаактивнопреобразовыватьпредметно-игровуюсреду“подзамысел”. Ребёнокстановитсявсёменеезависимымотигрушекиигровогоматериала, специальносозданногодляобслуживанияигры: кконцудошкольноговозрасталюбаявещьможетполучитьигровоезначение–бытьвстроенавсюжетнуюигруилистатьповодомдлявозникновенияигрысправилами.
Исходяизэтихобщихпредставленийобигровойдеятельностиможнообозначитьтипыигровогоматериаладлясюжетнойигрыиигрысправилами. Принятовыделятьследующиекомпонентывоображаемойситуации:
персонажи (роли),
действияперсонажей,
пространство (место) действия.
Воображаемаяситуациявдетскойигреподдерживаетсяпредметнымиопорами.
Ктипамигровогоматериала (игрушек) относятся:
предметыоперирования—игрушки, имитирующиереальныепредметы, - орудия, инструменты, средствачеловеческойдеятельности, позволяющиевоссоздаватьсмыслнастоящегодействия (например, игрушечныечашка, утюг, молоток, рульит.п.)
игрушки-персонажи—разногородакуклы, фигуркилюдейиживотных. Сюдажеотноситсяигровойматериал, представляющийролевыеатрибуты, специфичныедлякакого-либоперсонажа (роли), напримербелаяшапочкаврача, каскапожарника, красочныйременьковбояит.п.
маркеры (знаки) игровогопространства - игрушки (игровойматериал), указывающиенаместодействия, обстановку, вкоторойонопроисходит (например, игрушечнаякухоннаяплита, дом-теремок, остовракеты, рама, изображающаяноскорабляилипереднююстенкуавтобусаит. п.).
Чтобыправильноподбиратьигровойматериалсучетомспецификидетскойсюжетнойигры, необходиморассмотретьегососторонымерыусловности.
Вдостаточноёмкомпонятиимерыусловностиигрушкискрытытрипараметра. (Приложение 2). Первыйпараметр - еевнешнийоблик. Воднихслучаяхэтокопияреальногопредмета, (например, игрушечныйавтомобиль - модель, вкрайнемвыражении - действующаямодель). Этоттипигрушкиможноназыватьреалистическойилиигрушкой-копией.
Вдругихслучаяхигрушкаможетбытьдостаточнообобщеннымотображениемреальногопредмета, например, деревянныйигрушечныйгрузовикможетнебытьточнойкопиейнастоящегогрузовика, ноотображаетеготипичныечерты: наличиекузова, кабины, колес. Такогородаигрушкипринятоназыватьпрототипическимиигрушками.
Второйпараметр, определяющиймеруусловностиигрушки, —ееразмер. Игрушкимогутбытькрупными, соразмернымиребенку, приближающимисяквеличинереальныхпредметов (например, игрушечныйпласстмассовыймолоток, утюгипр.). Этополюснаименееусловныхигрушек. Игрушкимогутбытьмелкими, располагающимикрежиссерскойигре (например, фигуркилюдейиживотных, гаражи, железныедороги, наборысамолетов, автомобилейипр.). Этополюснаиболееусловныхигрушек. Рядмеждуэтимиполюсамизаполняетсяигрушкамисреднегоразмера.
Третийпараметрсвязансостепеньюеёготовности. Так, принятовыделятьготовыеигрушкиисборные. Готовуюсюжетнуюигрушкумыможемотнестикполюсуминимальнойусловности, сборную - кполюсумаксимальнойусловности (толькопослеряданеигровыхдействийпосборкетакаяигрушкастановитсясобственносюжетной, напримерсборнаямодельсамолета, сборнаяжелезнаядорогаипр.). Впоследнеедесятилетиепоявилсябольшойпромежуточныйклассигрушекпоэтомупараметру - такназываемыетрансформеры, которыепредставляютсобойизначальноготовуюсюжетнуюигрушку, ночерезрядпоследовательныхтрансформацийона, нетеряясвоейцелостности, можетбытьпреобразованавсовершенноинойпосмыслупредмет.
Типыигровогоматериаладляигрысправилами
Какидлясюжетнойигры, материалдляигрысправиламиподобрансучетомеёкультурныхформ. Так, мыбудемговоритьоследующихтипахигровогоматериала:
1) материалдляигрнафизическуюкомпетенцию (подвижных, наловкость),
2) материалдляигрнаудачу (шансовых),
3) материалдляигрнаумственнуюкомпетенцию.
Дляигрнафизическуюкомпетенцию - этоматериалы (предметы, наборыпредметов), поддерживающиерезультативноедействиепоправилу. Примеромтакихматериаловмогутслужитьмячи, мешочкидлябросания, наборыкеглей, кольцебросыит. п.
Дляигрнаудачу (шансовых) существуютспециальносозданныематериалы - настольныеигрытипа“лото”ссамымразнообразнымтематическимсодержанием.
Предметнойопоройигрнаумственнуюкомпетенциютакжеслужатнастольныеигры: детскоедомино (скартинками), атакжешашки, шахматы, нардыит. п., неотличающиесяот“взрослых”игр.
Следуетиметьввиду, чтосуществуетмножествотрадиционныхигрдлядошкольниковсправилами, которыенеимеютпредметнойопорыирегулируютсятолькословеснымдоговором. Этомогутбытьподвижныеигры (например“салки”), атакжебольшойклассигрнаумственнуюкомпетенцию, такназываемыесловесныеигры - наупражнениевнимания, памяти, комбинаторику (например, игры“Даинетнеговорите”, “Нагружаемпароход”ит.п.).
Освоениеигрысправиламисвязаноспоследовательнымвключениемвдетскуюпрактикупростыхподвижныхигрспредметомирезультативнымдействием (2-4 года), игрнаудачу (4-5,5 лет) иигрнаумственнуюкомпетенцию (5-7 лет). Соответственноигровойматериалдлявозрастныхгруппдолженподбиратьсясучетомпоэтапногодобавленияматериаладляновоготипаигрыиусложненияматериаладляужеосвоенноготипа.
Организацияпредметно-игровойипространственно-развивающейсредыявляетсянеобходимымусловиемформированияигровойдеятельностиребенка. Одноизтребованийкорганизацииразвивающейсреды–созданиевозможностейдляудовлетворенияпотребностейдетейвновыхвпечатлениях, воткрытиинового, позволяющихфантазировать, перевоплощатьсявсамыхразнообразныхгероев.
Пространствоигровойкомнатынеобходимоорганизоватьтакимобразом, чтобыонопозволялодетямсвободноперемещаться, одновременноигратьнесколькимгруппамдетей, чтобывслучаенеобходимостилюбойребенокмогуединитьсядляиндивидуальнойигры.
Дляигрыдетей 2-3 года, почтивсецелозависящихотвнешнейобстановки, необходимынаборыигровогоматериала, вкоторыхпредставленывсетипысюжетообразующихигрушек (персонажи, предметыоперирования, маркерыпространства) (Приложение 3).
Впространствегрупповогопомещенияимеются 4 целостныетематическиезоны. Этокомплексыматериалов (ичастьпространства) дляразвертываниябытовойтематики:
1) шкафчикспосудой, кухоннаяплитаинесколькокуколнастульчикахвокругстола;
2) кукольнаякровать, шкафчикс“постельнымипринадлежностями”, диванчик, накотороммогутсидетьикуклы, идети;
3) домик-теремок - ширмасоскамеечкойилимодулямивнутри, гдемогут“жить”мягкиеигрушки-звери, прятатьсяиустраиватьсвой“дом”дети; здесьжеможетразвертыватьсяигравзрослогосдетьмипомотивампростыхсказок;
4) автобус-каркассмодулями-сиденьямивнутриирулем.
Остальныеигровыематериалыразмещаютсявнизкихстеллажах, пластмассовыхемкостях, переносныхящиках. Всематериалы, находящиесявполезрения, доступныдетям.
Во II младшейгруппеиспользуетсятотжепринцип, чтои I младшейгруппе, носюжетообразующиенаборыстановятсяболеемобильными. Здесьвоспитательпредлагаетдетямперемещатьмаркерыигровогопространства (чтобынемешатьдругимиграющим), соединятьихпосмыслусюжета, т. е. постепеннонаправляетдетейначастичнуюпереорганизациюобстановки.
Всреднейгруппепредметно-игроваясредасущественнымобразомизменена. Постоянныетематическиезоныуступаютместоболеегибкимсочетаниямигрушек. Детиужечастичносамиорганизуютсредуподзамысел.
Тематическиезонысокращаютсядоключевогомаркераусловногопространства, аподходящиеигрушки-персонажирасполагаютсявнепосредственнойблизостинастеллажах, полках.
Кухнядлякуколвэтойвозрастнойгруппеужедолжнабытьпредставленатолькомобильнойплитой; кукольнаяспальняистоловая—однойкукольнойкроватью, столикомидиванчиком, которыелегкоперемещаются; всеостальноедостраиваетсядетьмииздругихматериалов. Универсальная“водительская”зонатакжестановитсямобильной, онапредставленаштурваломилирулемнаподставке, которыйлегкопереноситсясместанаместо. Параширмобеспечиваетогораживаниелюбогоусловногоигровогопространства (дома, корабляипр.).
Встаршейиподготовительнойгруппахвесьигровойматериалразмещаетсятакимобразом, чтодетимогутлегкоподбиратьигрушки, комбинироватьих“подзамыслы”. Стабильныетематическиезоныполностьюуступаютместомобильномуматериалу - крупнымуниверсальныммаркерампространстваиполифункциональномуматериалу, которыелегкоперемещаютсясместанаместо.
Вобслуживанииигровыхзамысловуниверсальныемаркерыигровогопространстваиполифункциональныйматериалприобретаютнаибольшеезначение. Крупныеисредниеигрушки-персонажикаквоображаемыепартнерыребенкауходятнавторойплан, посколькувсебольшееместовдетскойдеятельностизанимаетсовместнаяиграсосверстниками. Функциясюжетообразованияпринадлежитразнообразныммелкимфигуркам-персонажамвсочетаниисмелкимимаркерамипространства - макетами. Визвестномсмыслемелкиефигурки-персонажиначинаютвыполнятьфункциюсвоеобразныхпредметовоперированияприразвертываниидетьмирежиссерскойигры.
Сюжетообразующиенаборыменяютсвоймасштаб - этоигровыемакетыстематическиминаборамифигурок-персонажейипредметамиоперирования.
Универсальныеигровыемакетырасполагаютсявместах, легкодоступныхдетям; онипереносные (чтобыигратьнастоле, наполу, влюбомудобномместе). Тематическиенаборымелкихфигурок-персонажейразмещаютсявкоробках, поблизостиотмакетов (так, чтобыуниверсальныймакетмогбытьлегкоибыстро“населен”пожеланиюиграющих).
Педагогипривлекаюткоформлениюигровыхзонсамихдетей, вместеснимирасставляютигрушки, обыгрываякаждуюновуюигрушкуивызываякнейэмоциональноеотношение, следятзачистотойигрушекиихсостоянием, отдаютигрушкивродителямдляремонтаиобновления.
Невозможнонедооценитьзначениедидактическихинастольно-печатныхигрдляформированияуребенкапредпосылокинавыковсюжетно-ролевойигры. Поэтомувгруппахимеютсяразнообразныенастольныеигры, соответствующиеинтересамдетейистимулирующиеихразвитие. Детидошкольноговозрастатакжеохотноиграютсмелкимидидактическимиигрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигуркамиживотных, разборнымидомиками). Этиигрушкииспользуютсядлявоплощениязамыславсюжетно-ролевойигреивыполняютвспомогательныефункции (например, украшениеинтерьера, игрушкидлядочкивигре“семья”).
Игра–подлиннаясоциальнаяпрактикаребенка, егореальнаяжизньвобществесверстников. Поэтомустольактуальнойдлядошкольнойпедагогикиявляетсяпроблемаиспользованияигрывцеляхвсестороннегоразвитияребенка, формированияегоположительныхличностныхкачествисоциализациикакчленаобщества.
Литература
КраснощёковаН.В. Сюжетно-ролевыеигрыдлядетейдошкольноговозраста. –Ростов, 2008 г.
МихайленкоН., КоротковаН. Организациясюжетнойигрывдетскомсаду. –М., 2009 г.
ВиноградоваН.А., ПлоздняковаН.В. Сюжетно-ролевыеигрыдлястаршихдошкольников. –М., 2008 г.
ДороноваТ.Н., ЕрофееваТ.И. Материалыиоборудованиедлядетскогосада. –М., 2004 г.
Обэстетикеоформлениягрупповыхпомещений. - Журнал“Ребёноквдетскомсаду”, № 1/2004.
Создаёмразвивающуюсредусами. –Журнал“Дошкольноевоспитание”, № 1/2004 г.