В соответствии с выдвинутой гипотезой, поставленными целями и задачами курсовой работы был использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников); эмпирических (16-факторный личностный опросник Кеттелла и разработанный нами опросник с цветосочетаниями). Математико-статистическая обработка данных осуществлялась при помощи SPSS Statistics (Version 17).
В исследование приняло участие 39 человек, женщины до 30 лет - 16 человек (1 группа), женщины после 30 лет -10 человек (2 группа) и мужчины - 3 человек (3 группа).
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные данные обогащают существующие представления о феноменологии, закономерностях и механизмах восприятия человеком цвета в условиях взаимодействия с миром при осуществлении реальной практической профессиональной деятельности (а не лабораторного экспериментирования) и объединяют их со знаниями, полученными эмпирическим способом многими поколениями художников и отрефлексированными в современном искусствоведении.
Полученные результаты раскрывают закономерные связи между предпочтением цветовых сочетаний с индивидуальными особенностями личности, что обогащает проблемные области цветоведения, психологии восприятия цвета и психологии личности.
В целом данная работа вносит вклад в развитие психологии восприятия цвета, выдвигая в качестве объекта перцепции не отдельные цвета, а цветовые сочетания, что существенно более значимо, поскольку именно в таком виде и открывается человеку "цветовое измерение" мира в его реальном бытии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ней эмпирические данные могут быть использованы
|
совершенствования цветоведческой компетентности профессионалов в области флористики и реализации цветочной продукции;
в прикладных областях психологии (психологии рекламы, психологии искусства), в дизайнерских разработках;
для повышения общей цветовой культуры личности.
Объем и структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по результатам исследования, заключения, списка литературы и приложений. Основной объем …..страниц. Список литературы включает …. наименование. Приложение содержит:..рисунков,.. таблиц.
психологический цветоразличение личность флористика
Глава 1. Теоритические аспекты цветовых предпочтений и черт личности по Кеттелу
Общее понятие цветовых предпочтений
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения. Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Факторов, влияющих на цветовые предпочтения людей огромное множество: часть из них связано с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи - с характеристиками цветового раздражителя. Не исключено выделение и другого рода подобных факторов. Так, например, Л. П. Урванцев (1981) (Урванцев Л. П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.) выделяет пять факторов: утомление и адаптация; размеры цветового образца; принцип аффективного контраста; фон, на котором предъявляется цветовой образец; насыщенность и яркость. Нетрудно заметить, что, по меньшей мере, три из пяти перечисленных факторов связаны с энергетическими свойствами цвета.
|
По данным многомерного анализа цветовых предпочтений психически здоровых испытуемых, проведенного А. Н. Румянцевой (1986) (Румянцева А. Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. //Вестник МГУ. М., 1986. серия 14. "Психология". N 1. с. 67-69.), их цветовые симпатии определялись, как минимум, двумя факторами: энергетическим и информационным.
Каждый цвет (из 8-ми цветового варианта теста М. Люшера (Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993. 160 с.) имеет определенное сочетание оценок по факторам силы (Р) и активности (А), по которым его можно дифференцировать. Разброс значений факторов оказался для этого достаточным. В то же время, различия по фактору оценки (Е) были значительно меньшими.
Ч. Осгуд (1957) (Ч. Осгуда (1957) Осгуд Ч., Суси Дж., Таннебаум П. Приложение методики "СД" к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. //Семиотика и искусствометрия. М., 1972. с. 278-298.), изучая с помощью СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов по фактору "А", практически, совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки по фактору "А" отмечены у цветов красно-желтой части спектра, а наименьшие - у сине-зеленой.
|
Результаты данных экспериментальных работ дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним из ведущих при формировании цветовых предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать объективную нужду его Центральной нервной системы в энергетическом воздействии цвета. Косвенно это подтверждается данными изучения корреляций между различными показателями электроэнцефалографического (ЭЭГ) исследования и цветовыми симпатиями испытуемых, проведенного нами.
Было выявлено, что показатель активации ЦНС (уровень биоэлектрической активности - УБА) достоверно связан с предпочтением определенных цветов теста М. Люшера. При активации НС наблюдалось предпочтение фиолетового, красного и желтого цветов, тогда как при торможении, наоборот, эти цвета отвергались. В целом, низкому УБА соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над сине-зеленой, а для высокого УБА наблюдалось обратное соотношение. При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают свое состояние как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной нервной системы.
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в "Основах физиологической психологии" (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств, эмоций и чувств. Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных.
Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень "закрепленности" за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.
Сотрудницей проф. Кравкова Л. А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением - к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л. А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.
В работе В. Н. Ворсобина и В. Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось - зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще - зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов.
А. М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980).
А. Е. Ольшанникова, выделяющим три "базисные" эмоции - страх, гнев и радость, было выявлено, что для лиц с преобладанием базисной эмоции страха и гнева характерно предпочтение фиолетового цвета и отвержение зеленого, синего и коричневого. Испытуемые с доминированием "радости" в сравнении с испытуемыми двух других групп, по данным И.А. Переверзевой, отличались более частыми предпочтениями желтого и коричневого.
По данным Ч. Осгуда (1957) ранговый ряд цветов, составленный на основе их нагрузок по фактору "активность" (А), соответствует последовательности цветов в спектре. Поэтому красный, как самый активный в психофизиологическом и психологическом планах цвет, выражает все активные эмоциональные переживания человека, без учета их знака (валентности), как, например, "радость" и "гнев". Синий - цвет, оказывающий тормозящее влияние на ЦНС человека, выражает эмоциональные переживания противоположной, пассивной направленности: от спокойного созерцания до "вселенской грусти" по выражению Гете.
Подобный вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных слоев и групп населения. В детском возрасте цветовые предпочтения несколько отличаются от предпочтений взрослого возраста.
Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в 19 веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: "...вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов" (Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.с.249). По результатам большинства работ красный цвет занимает первое место в списке цветовых предпочтений детей. Что дает право считать его "самым любимым" цветом детского возраста. Вслед за красным следует желтый.
Р. Франсе в "Психологии эстетики", а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон (см. М. Афасижев - журн. "Искусство", 4, 1971 г.) делают вывод о "врожденности цветовых предпочтений детей". По их данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Любовь детей к цветам "активной стороны" проявляется и в их рисунках. Следуя задаче, нарисовать нечто "красивое", "приятное", "хорошее" дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски - желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: "цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные" (с. 205). Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, что в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению (в терминологии В.С. Мухиной - "неподражательный цвет"). Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5-ти лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. Проведенный сравнительный анализ использования "неподражательных" цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено "красивое", а где "некрасивое".
Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от 4-х до 10 лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями. "Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый" (с. 88).
При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают. Воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о "цветовой депривации", которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка.
Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично. Однако подобные попытки неоднократно предпринимались.
Наиболее широкомасштабное из подобных исследований было проведено R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), обследовавших 21060 испытуемых различного пола и возраста. Наиболее предпочитаемыми цветами оказались голубой, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый.
Сходные результаты, поставив перед собой задачу определения нормативных показателей цветовых предпочтений взрослых, получили А. Е. Ольшанникова, В. В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976) при изучении цветовых выборов 386 испытуемых. Самым привлекательным испытуемые выбрали голубой цвет. Вслед за ним расположились белый, зеленый, красный, синий, желтый, серый, фиолетовый и черный.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов - коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины - синему.
А. М. Эткинд (1985) указывает на несколько иные зависимости цветовых выборов. Так испытуемые юношеского возраста в его выборке оказывали значительно более частое предпочтение синему и черному в сравнении с пожилыми. Но вместе с тем, последние чаще предпочитали серый и коричневый. Кроме того, молодые испытуемые "недолюбливали" оттенки зеленого. Половые различия сказались в предпочтении желтого: он чаще выбирался мужчинами. В отношении 2-х цветов (в качестве экспериментальной методики использовался тест Люшера) была выявлена значимость фактора образования: испытуемые с высшим образованием реже предпочитали синий и фиолетовый.
И. А. Скоттом (см. руководство к тесту М. Люшера под ред. Г. Клара - 1974) в Англии было проведено обследование 800 испытуемых, взрослых обоего пола. Для экспериментальных целей из всего массива данных были взяты две выборки, по 50 результатов тестирования методикой М. Люшера в каждой. Статистический анализ методом Х 2 ("хи-квадрат") показал, что цветовые предпочтения 2-х, случайно выбранных, групп испытуемых ничем достоверно друг от друга не отличаются. Последовательность цветовых предпочтений была следующей: синий, зеленый, красный, желтый, серый, коричневый, фиолетовый и черный.
Согласно эксперименту Б.А. Базыма (с использованием теста Люшера), в котором приняло участие 400 человек, 230 женщин и 170 мужчин, большая часть испытуемых пришлась на возраст от 21 до 34 лет (195 человек), факторы пола и возраста проявили себя достаточно традиционно: более молодые испытуемые чаще выбирали яркие и светлые цвета, чем пожилые. Это же верно и, в целом, для мужчин по сравнению с женщинами. Однако для испытуемых в возрасте от 45 до 54 лет фактор пола оказался связанным с обратной тенденцией - женщины этого возраста отдавали предпочтение ярким цветам почти в два раза чаще, чем мужчины.
Несмотря на определенный разброс значений, полученных в рассмотренных работах, их результаты позволяют сделать ряд достоверных выводов. Господствующая тенденция детского возраста - предпочтение ярких и светлых оттенков (особенно красного и желтого) у взрослых, практически, нивелируется. Особенно это касается желтого цвета, который, если и не переходит в разряд отвергаемых цветов, то начинает испытывать к себе достаточно "прохладное" отношение. Возрастной границей, разделяющей "детский" и "взрослый" типы цветового выбора может считаться период от 15 до 20 лет, то есть время окончательного формирования Центральной нервной системы человека. Предпочтение цветов сине-зеленой части спектра взрослыми, нередко, становится доминирующим над выборами красного и желтого.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.
Влияние черт личности на предпочтения
Психофизиологическое воздействие цвета на человека. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические.
Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Такие цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв. - модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.
Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:
. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС). Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.
. Желтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.
. Оранжевый - тонизирующий, действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности, укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).
. Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.
Воздействует противоположно красному.
. Синий - замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др. [по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра - 1973; Л. Н. Мироновой - 1984; И. В. Андрианова и Г. И. Демидова - 1991 г]
. Голубой - успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.
. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.
Восприятие красно - желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС (см. также Л. Буш - 1965 г.).
Исходя из этого, становится "психофизиологически" понятным ряд "положительных" и "отрицательных" значений цветов.
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов "активной стороны". В этих цветах "заинтересована" НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный - трофотропную; активация ПНС увеличивает "нужду" в белом цвете, а СНС - в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть.
Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также в работах Б.И. Шапиро (1965) и J.H. Stolper (1977).
С учетом этих данных, цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей.
Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой - дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.
Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. "цветового голодания", когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях "цветового голодания", отмечаются даже задержки интеллектуального развития (В.Е. Демидов - 1987).
Энергетическая сторона цветового воздействия на Центральную нервную систему изучена, явно недостаточно. Но можно смело говорить о том, что цвет - это то, что вызывает в человеке эмоции, которые в свою очередь помогают человеку жить.
Представление о чертах личности в психологии по Р.Кеттелу
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля, в букете и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе.
Психологи в таких случаях исследования используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами.
Формы отношения к цвету у человека, как уже говорилось, несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах - темпераменте, характере и чертах личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций (см. Л.П. Урванцев - 1981), но данный вопрос все же остается мало изученным.
В настоящем разделе мы используем понятие "черты личности" достаточно условно - как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует.
Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом (1924) понятие "экстраверсии-интроверсии", под которой понимается, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь от того психологического содержания, которое вложил в это понятие К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экстровертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
Л. П. Урванцев (1981) сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами "экстраверсии" и "нейротизма" по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже - синего и зеленого. У интровертов Л. П. Урванцев отмечает противоположную тенденцию.
В исследованиях Б. А. Базыма 1983 года удалось выявить определенную связь между цветовыми выборами по тесту М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. Испытуемые с высокими показателями экстраверсии достоверно чаще предпочитали красный, чем испытуемые с низким уровнем экстраверсии (интроверсией). Для интровертов оказалось характерным более частое предпочтение фиолетового и черного цветов.
Связи между цветовыми предпочтениями и факторами 16-PF изучались и А.М. Эткиндом в его диссертационной работе (1985). Автором отмечено большое число достоверных взаимосвязей. Предпочтение темных, тусклых цветов теста Люшера оказалось свойственным для лиц с повышенной эмоциональной напряженностью, склонностью к фрустрации и чувству вины (+Q и +Q4), эмоциональной неустойчивостью (-С), робких (-Н). И наоборот, выбор ярких, светлых цветов коррелировал с отсутствием эмоциональной напряженности, самоуверенностью и расслабленностью (-Q и -Q4), что оказалось наиболее характерным для испытуемых, предпочитающих желтый цвет. Как и в работе И.М. Дашкова и Е.А. Устиновича были выявлены кажущиеся странными и малопонятными корреляции. Так, например, положительные выборы черного цвета из таблицы "серого цвета" полного варианта теста Люшера оказались связанными с проявлением активной, яркой, экстравертированной эмоциональности (+А, +F) и творческим воображением (+М).
Т.А. Айвазян, В.П. Зайцев и др. (1989), проводя сравнение цветовых предпочтений со шкальными оценками испытуемых по факторам опросников 16-PF и СМОЛ, получили результаты, свидетельствующие, что предпочтение "основных" цветов теста Люшера (синего, зеленого, желтого и красного) коррелирует с активностью, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, низкими показателями тревожности и ипохондрической настроенности. Отвержение этих цветов оказалось связанным с той или иной формой внутриличностного неблагополучия. В частности, отрицательный выбор синего цвета коррелировал с повышенным уровнем тревоги и невротизацией.
В качестве альтернативного можно рассматривать подход, предложенный самим М. Люшером в книге "Четырехцветный человек" (1977), где основой типологии характеров служит сам цвет. Значительно обедняет возможности изучения связей цвета с типическими особенностями личности человека то, что исследователи, как правило, используют лишь один прием определения отношения человека к цвету - метод цветовых предпочтений. Поэтому представляет особый интерес работа И.Г. Беспалько (1975), в которой изучалось соотношение между порогами цветоразличения и соматотипами. Было выявлено, что средние величины цветовых порогов для пикников и астеников резко и достоверно различаются между собой по всему спектру цветов. Цветовые пороги у пикников превышали аналогичные астеников. Причем, эти различия значительно превосходили колебания цветовых порогов, обусловленные изменением эмоционального состояния. У пикников с изменением эмоционального состояния происходило качественное изменение профиля порогов цветоразличения (соотношение порогов красного и синего), а у астеников - количественное. Автор работы не исключает, что подобные различия между пикниками и астениками могут иметь отношение к предложенной Э. Кречмером (1924) структуре эмоциональности у данных соматотипов (диатетическая шкала настроений пикника: от веселья к грусти; психэстезическая - астеника: от повышенной к пониженной чувствительности типа "стекла и дерева").
Еще одним ограничением, сужающим возможности нахождения взаимосвязей между отношением к цвету и характером следует признать ограниченное число показателей, характеризующих особенности цветовых предпочтений человека. Очевидно, что только цветовых рангов явно недостаточно для выявления возможных корреляций.
Кроме цветовых предпочтений черты личности имеют влияние и на музыкальные, вкусовые пристрастия, далее мы в этом сможем убедиться.
1.4 Влияние черт личности на формирование предпочтений
Напрашивается еще один вопрос, связаны ли музыкальные предпочтения человека с чертами его характера? На наши предпочтения в музыке оказывает влияние на все, что мы делаем, или же музыка, которую мы выбираем, отражается на наших чертах характера?
Люди, имеющие всесторонние интересы, обычно предпочитают разную музыку, в их плеерах можно найти большую коллекцию музыки самых разнообразных жанров. Однако один или два жанра особенно четко характеризуют их личность, как утверждают исследователи.
Вспомните, когда кто-то критиковал вашу любимую группу или музыку. Вам казалось, что оскорбляли вас лично. Профессор Адриан Норт из шотландского Университета Хериот-Вотт считает, что это происходит потому, что мы часто ассоциируем музыку с нашей личностью. Мы привязываемся к определенным музыкальным жанрам, так как по-особому к ним относимся. Последние несколько лет профессор занимался изучением музыкальных предпочтений и черт характера разных людей по всему миру. Он просил участников выбрать из более ста музыкальных жанров те, которые им больше нравятся, а также участники заполнили анкеты с вопросами относительно их личных черт характера. Чтобы выдвинуть несколько гипотез, ученому пришлось обработать 36 тысяч таких анкет.
В результате исследований Норт подтвердил уже сложившиеся стереотипы о том, что фанаты танцевальной музыки - творческие люди, а фанаты классики - интроверты, однако было и несколько неожиданных открытий. Например, считалось, что те, кто предпочитает рок музыку и "хэви метал" достаточно грубые, однако результаты исследования показали, что они на самом деле более тихие и спокойные люди, чем кажется.
Питер Рентфроу, профессор Кембриджского Университета в сотрудничестве с профессором Сэмом Гослингом из Университета Техаса в 2003 году провели исследование относительно личных черт и музыкальных предпочтений. Они подразделили музыкальные жанры на четыре основные категории: рефлексивные и сложные (блюз, классика, фолк, джаз), энергичные и ритмичные (хип-хоп, дэнс), оптимистичные и традиционные (религиозный жанр, кантри, поп), интенсивные и бунтарские (хэви метал, рок, альтернативный рок). Исследователи обнаружили, что те, кто предпочитает одну из групп, имеют общие черты.
Энергичные и ритмичные жанры: уверенные, с прогрессивными взглядами, компанейские, спортивные, привлекательные.