Дни кочевников Великой Степи




Основным занятием казахов было пастбищное скотоводство. Скот - главное богатство казахов, - доставлял им продукт питания, материал для одежды и жилища, служил им транспортом. Казахи разводили овец, лошадей и верблюдов. Крупный рогатый скот занимал в их хозяйстве незначительное место, так как не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и особенно к добыванию корма зимой из-под снега. Ведущее место по хозяйственному значению у казахов занимали овцы. Степных овец отличает выносливость и хорошие мясо-молочные качества.

Надо ли говорить, что значила в жизни кочевников лошадь. Кочевник от лошади неотделим. Он не пойдет пешком даже на малое расстояние. Лошадь, по понятию кочевника, возвышает человека. Отсюда установилось правило, согласно которому тот, кто желает оказать уважение при встрече другому лицу, должен сойти с лошади на землю. Только равный с равным могут приветствовать друг друга, оставаясь на лошадях.

Кочевники не только использовали лошадь для верховой езды и гужевой перевозки. Она их питала и одевала. Без конных состязаний не обходился ни один праздник. На досуге жители степи любовались табуном свободных лошадей с несущимся впереди долгогривым красавцем-жеребцом. Верблюды в хозяйстве казахов были незаменимы при перекочевках и перевозках грузов. Их, как и быков, использовали для перевозки домов-кибиток, поставленных на колеса. Кроме того, с верблюдов снимали шерсть, а калорийный и вкусный напиток шубат ценился наравне с кумысом.

Скот был частно-семейной собственностью. Зато право общинного пользования пастбищами принадлежало всем свободным членам кочевого общества. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезонами года. Вся территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летник (джайлау), и осенние (кузеу).

Места для зимовок чаще всего выбирались возле рек. На берегах рек находились густые заросли камыша и кустарника, служившие в суровую зимнюю пору кормом для скота и хорошо защищавшие его от снежных метелей и пурги.

Зимой казахи-кочевники размещались как можно более просторно, чтобы около каждой зимовки была обширная кормовая площадь для выпаса скота. Зимние стойбища кочевников бывали всякого рода. Но обычно - это поставленные на небольшие углубления - ямы и занесенные снежными сугробами юрты и кибитки, в которых беспрерывно разводился огонь. Для скота заранее строили загоны, чаще всего из камыша, кый, бараньего помета.

В декабре кочевники занимались согумом - раз в год шел забой скота для обеспечения себя продовольствием на зиму.

Дни согума были днями зимних игр и развлечений, пиров и взаимных угощений. Но все кончается. Наступали январь и февраль - самые трудные для хозяйства и самые тревожные для кочевников месяцы.

С наступлением весны, которую кочевники всегда встречали с восхищением, казахи откочевывали на весенние пастбища. Здесь, в отличие от зимних стойбищ, юрты и кибитки разбивались большей частью на сопках и возвышенностях. Весь световой день кочевники проводили вне жилых помещений, под открытым небом. Здесь отощавший за зиму скот набирал вес, приносил приплод.

В летние дни, когда наступает зной таммуза (июльская жара) и время множества пожаров, казахский народ занимает места по окраинам степи. На летовках жили более сплоченно, чем зимой. Жизнь на джайлау была самым привольным временем. Тут справлялись свадьбы, проводились различные игры, конные скачки, устраивались состязания борцов, певцов, музыкантов и сказителей.

С наступлением осени скотоводы уходили на осенние пастбища, которые в большинстве случаев совпадали с весенними. Здесь производилась осенняя стрижка овец. Тут же производилась баранта, т.е. насильственный угон скота за неуплаченный долг, калым, но непременно с ведома старейшин рода истца. Осенью же проходили народные собрания с участием всех взрослых мужчин казахского общества, на которых решались важные для страны дела.

Кочевой быт был сопряжен с большими трудностями и требовал огромных усилий для сохранения и умножения поголовья скота в условиях круглогодичного выпаса. Тем не менее казахи-кочевники были убеждены, что их жизнь лучше жизни горожан и земледельцев, запертых в тесном пространстве домов и кварталов. Это настроение прекрасно выражено у среднеазиатского автора Ибн Рузбихана, который писал в 1509 году: "В настоящее время казахи ничего не знают о радостной жизни, благоденствии и довольстве узбеков. Суровый и грубый образ жизни, который они ведут, они представляют себе основой спокойствия и досуга.., не признают ничего более благородного и приятного".

Жилище на арбе

В эпоху ранней истории Казахского ханства расстояния между зимовками и местами сезонной кочевки исчислялись сотнями километров и составляли путь длиной в несколько месяцев. Столь большая длина пути определяла и некоторые особенности быта жителей Дешт-и Кипчака, заключавшаяся, в частности в том, что тогда кочевали не отдельными аулами как в ХVШ-Х1Х вв., навьючив все имущество и войлочный дом на верблюдов и делая привалы через каждые 25-30 км, но целыми улусами, то есть одновременно по степи медленно двигались десятки и сотни тысяч людей и животных. Поскольку и народу было много и животных огромное число, приходилось двигаться широким фронтом, чтобы идущие впереди не уничтожили всю траву и кустарники, необходимые для тех, которые шли сзади. Промежуток между флангами "движущегося народа" составлял до двухсот и больше километров.

Жилище и прочее имущество семья перевозила на телегах, запрягавшихся волами, лошадьми или верблюдами. Основным жилищем степняков в ту эпоху были легкие кибитки, так называемые кутарме. Их не разбирали, а целиком ставили на повозки. Для обозначения повозки, крытой телеги кочевников Дешт-и Кипчака употребляются монгольское слово телеген персидское - гардуне, но чаще всего - тюркское слово арба (араба).

Арбы кочевого населения Великой Степи были двух родов: двуколка и телега на четырех больших колесах. Их возили лошади, волы и верблюды. Остов и колеса арбы сделаны обычно из березы. Их изготовляли в апреле и мае, когда дерево легко гнется. Сама же постройка производилась летом. Прочные и крепкие арбы имели по меньшей мере двоякое назначение: при обороне кочевники образовывали укрепление, окружив свой лагерь поставленными в ряд арбами. Остов домов-повозок строили следующим образом. Брали деревянный обруч диаметром в полтора шага или более и на нем устанавливали несколько полуобручей, пересекающихся в центре; промежутки застилали камышовыми циновками, которые, в зависимости от достатка, покрывали либо войлоком, либо сукном, либо шелковыми, шитым золотом, покрывалами. Когда устраивался большой привал, кочевники Кипчака снимали эти дома с повозки, ставили на землю и жили в них.

Эти "подвижные дома" имели двери и решетчатые оконца. Окошечки обтягивались сукном или зашторивались войлочными занавесками. Величина, обстановка домов-повозок и их количество отражали знатность и богатство хозяев. "Дома-повозки", принадлежавшие султанам и знати, могли вместить одновременно человек двадцать или более. Такой большой шатер укрепляли на повозке, в повозку впрягали несколько верблюдов, волов или лошадей. Дома-повозки простых казахов отличались меньшими размерами, их вез один, иногда несколько верблюдов. Когда множество повозок, нагруженных домами, двигалось по степени одновременно, то издали казалось, что двигается большой город со своими жителями.

По утверждению очевидцев, в Кипчакских степях "всякий человек спит и ест только в своей арбе во время езды"; пищу также варили во время самой езды. Постоянными обитателями шатра на колесах были в основном женщины, дети и больные.

Дома-повозки, как основной вид жилища и транспорта, исчезли среди кочевников Дешт-и Кипчака с ХУII века. Их заменило передвижение верхом. Кочевники Великой Степи перешли к разборным юртам, которые ставились прямо на землю и перевозились в разобранном виде на верблюдах.

Так, с рубежа XVI-XVII веков произошло крупное изменение быта казахов, а причины этого изменения надо искать в процессах социально-экономической истории.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.kyrgyz.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: