Внешняя и внутренняя среда организации
Реферат по дисциплине «Экономика организации»
Студентка 2 курса
Группы 1163
Мельянцева Полина Андреевна
Витебск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I
Внешняя среда организации. 4
ГЛАВА II
Внутренняя среда организации. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 8
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
ГЛАВА I
Внешняя среда организации
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: микросреды и макросреды.
Микросреда - среда прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории. [2, с. 113]
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: потребительском, производителей, промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя, государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). [2, с. 114]
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде:
§ Природные факторы (законодатели стали выдвигать различные меры по охране природы, изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку);
§ Демографические факторы (численность и плотность размещения населения, демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей);
§ Научно-технические факторы (новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала);
§ Экономические факторы (это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы);
§ Экологические факторы (климатические условия, запасы природных ресурсов и экологическая обстановка оказывают все большее влияние на деятельность предприятий);
§ Политические факторы (руководители предприятий должны хорошо знать законы, под действие которых подпадает их деятельность в том или ином регионе.);
§ Международные факторы (происходящие за рубежами страны события и возможности развития бизнеса компании в других странах). [3]
ГЛАВА II
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколькосрезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. [1, c. 77]
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. [1, c. 78]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ внутренней и внешней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
Единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических
и оперативных управленческих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волков, О. И. Экономика предприятия: Курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М.: Инфра-М, 2009. - 280 с.
2. Раздорожный, А.А. Организация производства и управления предприятием: Учебник для вузов / А.А. Раздорожный. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.-880с.
3. [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: https://fmi.asf.ru/Library/Book/Panova/G2_3.html. -Дата доступа: 21.02.2013 г.