Теоретические основы развития мировой торговли




 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

Международная торговля – это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называется торговым балансом. Часто под международной торговлей понимают не только торговлю товарами, но и торговлю услугами («Невидимая торговля»). Услуги – тоже товары, но зачастую не имеющие товарно-вещественной формы. В отличие от обычных товаров услуги производятся и потребляются, в основном, одновременно.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей ассиметричностью в пользу развитых стран, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Все торгуемые услуги подразделяются на:

1) транспорт, поездки (деловые, личные);

2) связь;

3) строительство;

4) страхование (рисков, личное);

5) финансовые услуги;

6) компьютерные и информационные услуги;

7) роялти и другие лицензионные платежи;

8) другие бизнес – услуги (лизинг, рекламные);

9) лицензионные культурные (выставки); правительственные.

На мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

1) снизилась доля фрахта и других транспортных услуг;

2) увеличилась доля туризма в экспорте услуг;

3) основным и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские и прочие услуги;

4) произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

В настоящее время в мировую торговлю вовлечены практически все субъекты мирового хозяйства – как крупные транснациональные корпорации, так и множество мелких и средних фирм.

В конечном счете, абсолютный рост международной торговли опирается на увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства в целом.

Как показывают исследования, внешняя торговля обнаруживает высокую зависимость с колебаниями промышленного производства и ВВП. Хотя международная торговля в своем развитии не следует автоматически за изменением темпов производства, в ее динамике находят отражение структурные сдвиги и циклические колебания мировой экономики.

До начала 70-х годов экономические кризисы, как правило, вызывали лишь некоторое снижение темпов ее роста.

В современных условиях влияние циклических экономических кризисов на динамику международной торговли возросло.

Так, мировой экономический кризис 1980–1982 гг. во внешнеторговой сфере проявился в абсолютном снижении оборота международной торговли в текущих ценах в 1981–1983 гг., рост которого возобновился лишь в период послекризисного оживления экономики и происходил медленнее, чем в 60–70-х гг.

Спад производства в мировом хозяйстве в 1991–1993 гг. повлек за собой снижение темпов роста международной торговли в 1991–1992 гг. и абсолютное падение мирового экспорта и импорта в 1993 г. в текущих ценах.

Возобновление темпов роста мировой экономики выразилось в расширении мирового товарного экспорта и импорта в 1994–1995 гг.

1. Преимущественный рост внешнеторговой сферы по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран.

После 80-х гг. в мире обеспечивался ежегодный прирост ВВП в среднем около 5% и экспорта 9%.

В 1990–1998 гг. среднегодовой темп роста ВВП в США составил 3%, а экспорта товаров и услуг – 4,7%.

В 1980–1990 гг. разрыв был еще больше – 2,9 и 8, 1% соответственно.

Опережающее развитие внешней торговли по сравнению с национальным производством вызвало тенденцию к увеличению экспортной квоты (отношение экспорта товаров и услуг к валовому внутреннему продукту) национальных экономик. В последующие десятилетия на экспорт поступает возрастающая доля продукции, произведенной в рамках

национальных хозяйств. Если в 1978–1987 гг. на экспорт направлялось 13,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, то в 1990 г. -15,2%, в 1995 г. – 17%, в 1997 г. – 20%. Этот показатель в среднем составляет для развитых стран 27%, развивающихся – 12%.

Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном итоге определяют географическую структуру международной торговли.

Географические направления международной торговли представляют собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному принципу.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет 70–75%, развивающихся стран – около 20%.

2. Преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров.

Несомненными лидерами в мировой торговле являются три центра мирового хозяйства – США, ЕС и Япония, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта. Причем около половины мирового товарооборота падает на «большую восьмерку» (США, Канада, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Италия и Россия) ведущих развитых стран. В мировом экспорте преобладающее место занимают готовые изделия, а их подавляющая часть приходится на промышленно развитые страны (примерно 80%).

3. Активное расширение внешней торговли государств, входящих в интеграционные объединения.

В настоящее время в России действуют 85 региональных торговых и экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (ЕС). Северной Америке (НАФТА), Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Латинской Америке (МЕРКОСУР).

Ведущим центром мировой торговли является Европейский Союз (ЕС). На его долю приходится более 40% мирового импорта. Отличительная черта внешней торговли ЕС состоит в том, что большая ее часть имеет внутрирегиональный характер. Основными торговыми контрагентами стран являются их партнеры по интеграционной группировке. Одновременно с этим возрастает роль торговли ЕС со странами Центральной и Восточной Европы и Россией.

Еще одной мощной группировкой является НАФТА, доля которой в мировом экспорте постепенно возрастает. Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказывают возрастающее влияние на развитие внешней торговли США, Канады и Мексики. Главенствующее положение в ней занимают США, обеспечивая 70,8% совокупного экспорта и 78,2% совокупного импорта стран НАФТА.

4. Неравномерность развития внешней торговли отдельных стран. Соотношение сил между ведущими развитыми странами в сфере экспорта и импорта товаров постоянно меняется. Так, в середине 80-х гг. ФРГ опережала США, а Япония вплотную приблизилась к ним по такому показателю, как стоимость товарного экспорта. Однако, в начале 90-х гг. внешнеторговые позиции США стабилизировались; они вновь возглавили список ведущих мировых экспортеров товаров, оставив позади своих конкурентов.

5. Увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле. Тенденцию к повышению имеет удельный вес в международной торговле стран Азии. Бурное развитие экспорта в Южной Корее, Тайване, Сингапуре опиралось на устойчивые и высокие темпы внутреннего экономического роста (7% в год в среднем за последнее десятилетие).

Возрастает доля Китая в мировом экспорте, благодаря высоким темпам роста китайской экономики.

6. Значительное расширение номенклатуры товаров, поступающих в каналы международной торговли. Еще 10 лет назад многие зарубежные компании не производили более половины из ныне выпускаемых изделий. А в ряде отраслей, например, общем машиностроении, автомобильной промышленности, приборостроении, продукция обновляется на 60% и более в течение 5 лет.

7. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Почти 40% стоимости международного экспорта падает на технически сложную, дифференцированную продукцию – на машины, транспортное оборудование. Укрепляется тенденция международной торговли наукоемкими, технически сложными изделиями.

8. Преобладание индустриальных стран в экспорте промышленных товаров. Важной чертой международной торговли становится обмен изделиями, сходными по своему назначению, но различающимся по технико-экономическим параметрам. Поэтому наращивание экспорта промышленной продукции из индустриальных стран сопровождается расширением импорта одноименных изделий.

9. Снижение удельного веса продовольствия в международной торговле. Если в 1937 году его доля в мировом экспорте составляла 22,8%, то в 1995 году – 8,2%, что объясняется падением доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран. При этом промышленно развитые страны стали ведущими экспортерами продовольствия.

10. Неравномерное развитие международной торговли текстилем и одеждой. Развивающиеся страны сблизили свои позиции на рынке текстиля с промышленно развитыми странами, а на рынке одежды обеспечивали 60% стоимости ее мирового экспорта (промышленно развитые страны – 35,4%, страны с переходной экономикой 4,6%).

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:

1) через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

2) развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами;

3) развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

4) стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Международная торговля представляет собой куплю – продажу товаров и услуг между странами, состоит из двух встречных потоков – экспорта (вывоза) и импорта (ввоза). Применительно к одной стране обычно используют термин «внешняя торговля», применительно к торговле двух стран между собой используют термин «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом – «международная или мировая торговля».

Долгий опыт «торговый войн» научил наиболее развитые страны тому, что в таких «войнах» проигрывают обе стороны и лучше не допускать начала «боевых действий». Ведь мировая торговля – шоссе с двухсторонним движением. И глупо надеяться на беспрепятственное расширение экспорта в те страны, импорт товаров из которых ограничивается.

Все это в сочетании с пониманием огромного значения мировой торговли для обеспечения устойчивого экономического роста заставило многие страны в XX веке пойти на отказ от протекционизма (защита отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны зарубежных фирм) и приступить к поиску новых методов организации мирового рынка.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: