21.09.
Тема. Разнообразие мира музыки.
Цель: учить учащихся по звучащей мелодии определять музыкальный образ, различать особенности народной, профессиональной и религиозной музыки.
К концу урока учащиеся научатся:
- создавать картинку и словесно ее передавать по линии мелодии;
- выделять главные средства выразительности;
- анализировать сходства и различия разных видов искусств: литературы, музыки, живописи.
Получат возможность научиться исполнять в унисон несложные музыкальные произведения.
Ход урока.
Приветствие (организационный момент)
Распевание.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (осень)
- Из каких месяцев оно состоит? (сентябрь, октябрь, декабрь)
- Какая осень вам больше всего нравится: ранняя или поздняя и почему?
- О чем же сегодня пойдет речь? (осень в разных видах искусств)
Актуализация знаний.
Учитель: Природа в разные времена года всегда привлекала внимание всех творцов различных видов искусств: писателей, поэтов, композиторов, художников.
- Приведите примеры разных произведений искусств и назовите их авторов.
- Прослушайте произведение и попробуйте определить, образ чего пытался создать композитор.
Петр Ильич Чайковский и произведение его из цикла «Времена года» «Октябрь».
Первичное усвоение знаний.
- Расскажите о ваших образах.
- Дослушаем произведение ко конца.
- Были ли вы близки к композиторскому замыслу?
-Догадались ли вы, какое произведение сейчас прозвучало и кто его автор?
- Внимательно посмотрите на три портрета. Есть ли среди них автор прослушанного вами произведения?
|
- Да, действительно есть. Это Петр Ильич Чайковский и произведение его из цикла «Времена года» «Октябрь».
- А сейчас попробуйте узнать тех, кто рядом с портретом композитора.
- Это Цезарь Антонович Кюи и Алексей Николаевич Плещеев.
Как вы думаете, кто из них старше?
Математическая задачка
П.И.Чайковский родился в 1840 году, Цезарь Антонович Кюи моложе Чайковского на 5 лет, а Алексей Николаевич Плещеев на 15 лет. Сколько лет Кюи и Плещееву исполнилось бы в этом году? (186 года Кюи и 196 года Плещееву).
- А что может связывать эти личности? (Поскольку Чайковский и Кюи композиторы, а Плещеев – поэт, то, вероятнее всего, они написали музыку на его стихи)
- Да, вы правы.
Стихи читаю.
Слова - А. Плещеев
1
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
2
Вот тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят;
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров...
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?
3
Вон, и худ, и бледен,
Сгорбился больной...
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь - наводит
Желтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла...
Многим не дождаться
Света и тепла!
.
- А сейчас прослушайте произведение в исполнении солиста Сергея Лемешева.
Слушание песня «Осень»П. Чайковский Слова - А. Плещеев Исполняет Сергей Лемешев
|
Какая общая палитра на этой картине, в стихотворении Плещеева и музыке Чайковского?
Дети. Унылая, печальная, грустная, одинокая, серая, жухлая, мокрая и др.
- Вашему вниманию я предлагаю произведение Кюи на стихи Плещеева «Осень»