Кюи на стихи Плещеева песня «Осень»




МЛАДШИЙ ХОР ДМШ ПРИ КОЛЛЕДЖЕ МОСК КОНС.mp4

Анализ интонационных особенностей произведений по таблице.

Ребята называют средства музыкальной выразительности, помогающие передать единство замысла композиторов и поэта.(лад, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия)

Сравниваем, находим сходства и различия в интонационно-образном исполнении.

Сравните песню Чайковского с вокальным произведением, сочинённым русским композитором Цезарем Антоновичем Кюи на стихи поэта А. Плещеева (показ портрета композитора).

Учитель: Чем похожи эти произведения?

Деятельность обучающихся: Оба грустные, печальные, жалобные, одно название, у них один автор стихов.

Учитель: Да, в обоих произведениях выражено чувство сожаления, грусти, вызванное картиной увядающей, унылой осени. Какой пейзаж более подходит к содержанию музыки Кюи и стихотворению Плещеева? Объясните выбор (слайд презентации).

1. Витольд Бялыницкий-Бируля. «Задумчивые дни осени».

2. Исаак Левитан «Золотая осень».

Дети: Выбирают, аргументируют.

Учитель: В этой песне слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и в музыке чувствуется уныние, грусть:

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

 

Аккомпанемент, как и мелодия, почти не движется, лишь нижние звуки (басы) сползают вниз (исполнение фрагмента аккомпанемента).

На слова «Вянет и желтеет травка на лугах» мелодия поднимается вверх и грустно поникает, словно и впрямь изображает вянущую травку..

Вторая часть песни более взволнованная, трепетная, беспокойная. Музыка очень красива! (Исполнение фрагмента.) Мелодия снова кружится вокруг одного звука, но теперь она поднимается выше, становится взволнованнее. На слова «Зашумели воды быстрого ручья» мелодия поднимается высоко, а сопровождение становится ярким, бурным, встревоженным (Исполнение фрагмента). Это самое напряжённое звучание в песне - её кульминация. После неё музыка опять успокаивается, становится унылой, грустной, поникает, звучит с сожалением (исполнение окончания песни).

Прохлопайте ритмический рисунок.

 

- Если мы с вами вернемся к теме урока, то, как вы думаете, какую музыку мы с вами сегодня слушали: народную, профессиональную или религиозную? Докажите.

 

Исполнительское мастерство.

Исполнение песни 004 «Я на камушке сижу»

Я на камушке сижу

Народные -

Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу,
Ай ли ай люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
Вот я колышки тешу,
Ай ли ай люли,
Вот я колышки тешу.

Вот я колышки тешу,
Изгород горожу,
Ай ли ай люли,
Изгород горожу.

Изгород горожу,
Я капусту сажу,
Ай ли ай люли,
Я капусту сажу.

Я капусту сажу,
Да все беленькую
Ай ли ай люли,
Да все беленькую.

Да все беленькую,
Я кочаненькую,
Ай ли ай люли,
Я кочаненькую.

У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород,
Ай ли ай люли,
Прошу к нам в огород.

Прошу к нам в огород,
Во девичий хоровод,
Ай ли ай люли,
Во девичий хоровод.

Рефлексия.

ТЕСТ в тетрадке

1. Под каким названием Чайковский создает цикл фортепианных пьес?

2. Момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения-

3. Автор поэтических строк:

«Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты…»

4. Кого из русских художников называют «мастером пейзажа настроения»)

5. Произведение задумчивого, печального характера

6. Автор поэтических строк: «Скучная картина! Тучи без конца…»)

 

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какая информация, на ваш взгляд, может вам пригодиться в дальнейшем и почему, где вы сможете ее использовать?

Оценивание

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. Озвучьте свою отметку.

Д/З - Скажите, какое домашнее задание по сегодняшней теме вы желали бы выполнить? (предлагаю варианты: рисунок, наизусть слова песни «Осень» Плещеева, презентация «Осень в различных видах искусств», кроссворд, исполнение на музыкальном инструменте произведения об осени)

До свидания, до новых встреч с музыкой!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: