Оценка нехватки холодильных емкостей, тыс. тонн




Наименование федерального округа Потребление Холодильная емкость Оборот хладокомбинатов Недостающие мощности
Россия, всего 6 240   4 302 1 938
Центральный ФО 1 685   1 296  
Северо-Западный ФО        
Южный ФО        
Приволжский ФО        
Уральский ФО        
Сибирский ФО 1 061      
Дальневосточный ФО        

 

Как видим из приведенных данных дефицит холодильных мощностей примерно в 3 раза превышает имеющиеся мощности. Причем большая часть холодильный мощностей приходится на европейскую часть России, что является вполне логичным явлением по следующим причинам: в европейской части сосредоточено наибольшее количество народонаселения России; европейская часть является наиболее развивающейся областью России; существующие климатические условия заставляют считать хранение скоропортящихся пищевых продуктов насущной необходимостью. Второе место за Дальним Востоком и в большей степени за Приморским краем, находящемся на одной широте с югом европейской части России.

Сегодня крупные торговые и складские комплексы возводятся по всей стране. Практически в каждом российском городе обновляются и реконструируются муниципальные рынки, бывшие универмаги и универсамы. Вполне естественно, что вслед за этим быстро увеличивается число поставщиков торгово-холодильного оборудования. Вместе с тем, потребители торгово-холодильного оборудования предъявляют к поставщикам все более жесткие требования, особенно - по срокам его поставки, качеству и ценам. В силу этих особенностей рынка, победа в тендере на поставку торгово-холодильного оборудования достается его участникам значительно труднее, чем прежде. Конкурентные преимущества на рынке торгово-холодильного оборудования достигаются через комплексное решение поставленных клиентами задач по оснащению магазинов и логистических центров. Потребителю интересно работать не просто с поставщиком оборудования, а с контрактором, способным спроектировать магазин или склад, собрать модули из различных видов оборудования, осуществить монтаж и сервисное оборудование.

Росту рынка торгово-холодильного оборудования способствует и развитие пищеперерабатывающей отрасли, в частности, производства мороженного и замороженных продуктов питания. Активное развитие смежных отраслей промышленности и торговли значительно увеличивают потребность в промышленном холоде.

Рассмотрим основные проблемы развития отечественной холодильной промышленности.

Во-первых, для производителей торгово-холодильного оборудования из отечественных комплектующих главной угрозой является иностранная конкуренция – как прямая, так и опосредованная – через российские предприятия, осуществляющих сборку модулей из импортных компонентов. Предпочтение российские потребители отдают импортной технике, так как она соответствует критериям качества и долговечности.

Во-вторых, рост стоимости используемых в производстве торгово-холодильного оборудования материалов. В частности, стоимость металла возросла с начало года на 60%. В условиях интенсивной конкуренции падает валовая рентабельность продаж.

В-третьих, рост производства сдерживается неразвитой инфраструктурой промышленности, отсутствием специализированных отечественных производств качественных комплектующих.

В-четвертых, сильно сдерживает производства холодильного оборудования (ХО) внутри России - это большой объем "серого" (когда занижается таможенная стоимость) и "черного" (когда ХО везут как металл) импорта. Российские надзорные органы пока не нашли действенного способа борьбы с этим явлением, хотя пошлины являются далеко не заградительными, а вполне приемлемыми.

В-пятых, непродуманная ценовая политика некоторых производителей ХО, выраженная в губительном для отрасли демпинге, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли. В конечном счете, демпинг способствует резкому падению уровня качества выпускаемой продукции и разрушению сложившейся структуры рынка.

Кроме того, важным фактором является общее состояние российской экономики, в частности - плачевное состояние машиностроения, недостаток высококвалифицированных кадров, а также не лучшее состояние отечественной науки.

Вместе с тем российский рынок холодильного оборудования достаточно перспективен. Его годовая емкость составляет около 300-400 млн. евро, причем ежегодный рост составляет от 10 до 25%, и по прогнозам специалистов данная тенденция сохранится в будущем. Можно точно сказать, что рынок пока не насыщен и в ближайшее время насыщен не будет.

Кроме того, российская экономика все больше интегрируется в мировую, уже в недалеком будущем возможно вступление в ВТО, что имеет свои плюсы и минусы для холодильной промышленности. Из минусов можно перечислить неизбежную либерализацию таможенной политики, а значит снижение таможенный пошлин на импортное оборудование и его удешевление. Также вступление в ВТО приведет к ужесточению стандартов качества продукции, в частности, отказ от использования в качестве хладагента аммиака, что создаст проблемы для некоторых российских производителей.

Следует также иметь в виду и то, что после вступления России в ВТО все предприятия должны будут или работать только по своим запатентованным технологиям, или платить за использование технологий, запатентованных другими странами. Некоторые западные компании уже готовятся к патентной атаке на Россию. Так, в прошлом году некоторые компании на подобных судебных исках заработали больше, чем на производстве продукции.

Вместе с тем, представляется, что определенные преимущества от присоединения России к ВТО получат те российские компании, которые занимаются проектированием и изготовлением оборудования для крупных систем холодоснабжения, используя импортные компоненты и комплектующие, а также производят компрессорно-конденсаторные (компрессорно-ресиверные) агрегаты и холодильные машины на основе этих комплектующих. Дело в том, что комплексные системы холодоснабжения носят, как правило, индивидуальный характер. Зарубежным конкурентам в силу целого ряда причин будет очень непросто занять этот сегмент российского рынка искусственного холода. Из плюсов также можно назвать и снижение таможенных пошлин на импортные компоненты холодильного оборудования, что должно привести к дальнейшему развитию именно тех российских компаний, которые работают в сфере проектирования и производства оборудования для комплексных систем холодоснабжения на основе импортных компонентов. Если же говорить об отечественном холодильном машиностроении и уж тем более о холодильной автоматике с использованием элементов электроники, то здесь, как и в других машиностроительных отраслях, российский рынок окажется завален импортной продукцией, конкурировать с которой отечественная техника, по-видимому, не сможет. Основное преимущество компонентов холодильного оборудования отечественного производства - низкая стоимость - сегодня практически перестает работать. Выходом из этой ситуации, по-видимому, может оказаться как раз то самое международное разделение труда, которое с успехом применяется в странах-членах ВТО и которое, в той или иной степени, начинает работать и в России. В частности, имеются данные о том, что Московский завод "Компрессор" планирует организовать сотрудничество с известной японской компанией Mayekawa Mfg.Co.Ltd (Mycom) в области производства промышленных холодильных компрессоров.

Кроме того, вступление России в ВТО позволит упростить доступ к заграничному ссудному капиталу. Очевидно, что различные предприятия российской индустрии искусственного холода в результате присоединения России к ВТО тоже окажутся в неравных условиях, о чем говорилось выше, поэтому всем им надо быть готовыми как к положительным, так и к отрицательным последствиям такого присоединения.

Итак, сделаем обобщающий вывод. Как видно из вышесказанного состояние непрерывной холодильной цепи в России нельзя назвать идеальной. Большое количество оборудование изношено или морально устарело. Конечно, это негативно сказывается на темпах роста и работе агропромышленного комплекса, торговых сетей, качестве продуктов.

Однако, последние годы активно развивается торговля, появилось много предприятий, использующих хладотехнику. Как следствие, в последние годы ускоряются темпы роста ввода новых холодильных мощностей, идет активная модернизация уже имеющихся. Особенно это характерно для Европейской части России, особенно для Москвы и Санкт-Петербурга, как наиболее заселенной и развитой части нашей страны (сказывается и близость Европы). Сибирь и Дальний Восток решат эту проблему, по-видимому, позже.

Можно также ожидать и качественного скачка в развитии непрерывной холодильной цепи в России. Основными направлениями здесь могут быть применение новых холодосберегающих видов тары, внедрение энергосберегающих технологий, внедрение в производство экологически чистых хладагентов. Необходимо отметить и роль государства в развитии холодильной отрасли. С моей точки зрения, оно должно больше уделять внимание проблемам развития АПК и проводить более гибкую политику в области таможенного регулирования по отношению к импортным товарам.


Задача №1

 

Разработать маршруты и график движения автотранспорта в процессе товароснабжения с определением стоимости доставки. По условиям задачи выберем магазины №2,4,14,24 и 26. Рассмотрим таблицу №2.

 

Таблица №2

№ магазина Координаты магазина Объем поставки товаров, кг.
Х У понедельник вторник среда четверг пятница
               
               
               
               
               
Склад      
Итого: 1 740 1 950 2 280 2 460 2 860

 

Для решения задачи выберем следующее транспортное средство:

 

Таблица №3

Модель Грузоподъемность, т Коэффициент использования грузоподъемности Тариф за 1 автомобиле-час, у.д.е. За 1 км. пробега, у.д.е.
Газ-3307 3,3 0,8 53,93 2,93

 

Рассмотрим примерную схему расположения магазинов. Итак, необходимо разработать маршрут доставки груза используя ограничение на длительность транспортировки 2,5 ч.

Длительность транспортировки определяется по формуле:

, где L – протяженность маршрута, км; Vt – техническая скорость, км/ч; tв.р., tв.п. – время выполнения разгрузочных-погрузочных работ, мин/т, по условиям задачи они равны и составляют 30 мин/т; tв.з. – время заезда на пункт доставки (по условию задачи, 9 мин); М – число заездов в рейсе; mm – коэффициент, учитывающий массу тары, для картонной тары – 1,1, для деревянной – 1,2, для стеклянной – 2, для решения задачи будем исходить из предположения, что все товары упакованы в картонную тару;Ga – масса перевозимого груза. Результат расчетов сведем в таблицы.

 

Схема №1

                                     
                                       
                                     
                                       
                                       
                                       
          О                            
                                     
                                       
                                       
                                     
                                       
                                       
                                       
                                     
                                       
                                       
У/Х                                      

 

Итак, необходимо составить оптимальный маршрут, так, чтобы длительность транспортировки не превышала 2,5 часа. В условии задачи данный момент не уточнен, поэтому будет считать за длительностью транспортировки маршрут: склад – магазин (ы) – склад. Как видно из приведенной выше схемы расположения магазинов, склад находится как бы в стороне от торговых точек, исключение составляет только магазин №14. Движение возможно только по границам клеток (1 клетка – 1 км), а значит оптимальным маршрутом будет простой круговой маршрут, типа: склад – магазины №14-4-2-26-24-склад. Влияние на длительность транспортировки оказывают такие факторы как масса перевозимого груза (30 минут времени на погрузку-разгрузку), количество заездов (9 минут на заезд в магазин), и, конечно, протяженность маршрута. Если полученная длительность транспортировки не уложится в 2,5 часа, будем остаток необходимых грузов для магазинов перевозить вторым или третьим рейсом.

Итак, рассчитаем маршруты и длительность транспортировок.

Понедельник:

Итак, если проложить маршрут последовательно по всем магазинам: Склад – магазин №14 (далее – просто №14) -№2-№4-№26-№24-Склад, мы получим длительность 50 км, а с учетом пяти заездов время транспортировки составит 4,09 часа (или 246 минут), т.е. условия задачи не сохраняются, придется рассчитывать несколько маршрутов. Также заметим, что в последующие дни возрастает количество перевозимых грузов и уменьшить количество маршрутов не представляется возможным. Сделав предварительные расчеты, можно прийти к выводу, что оптимальным количеством будет 3 маршрута.

1 маршрут: Склад – №2 - №4 – Склад.

Рассчитаем длину маршрута, для этого используем разность координат: 25-16+10-6+27-25+6-2+27-16+10-2= 38 км. Заметим, что здесь не важен знак координат (вся область графика – положительная сторона), от больших значений Х и У вычитаем меньшие. Таким образом получаем то количество клеток, которое и определяет длину маршрута.

Используя формулу расчета транспортировки, имеем:

 

=

Таким образом, время 1-го маршрута оставит 1,83 часа или 110 минут, в т.ч. 26,4 минуты на погрузку-разгрузку, 18 минут на заезд в пункт доставки, 65,1 минут – время в пути.

2 маршрут: Склад - №26 - №24 – Склад.

23-16+14-10+23-20+16-14+20-16+16-10 = 26 км.

Используя аналогичные расчеты получим время второго маршрута 1,93 часа или 116 минут, в т.ч. 54 минуты на погрузку-разгрузку.

3 маршрут: Склад - №14 - Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 10 км, и 1,02 часа (61,1 минута), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 35 минут.

Согласно условиям задачи занесем полученный результат в таблицу (здесь и далее будем исходить из того, что работа по доставке ведется без перерывов, с начала рабочего дня):

 

Таблица №4

Маршрут, модель автомобиля Первая ездка Вторая ездка Третья ездка
Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин
Газ-3307 8.00 8.26 9.50 9.50 10.17 11.46 11.46 12.04 12.47

 

Вторник:

Отметим увеличение массы груза. Маршруты оставим те же.

1 маршрут: Склад - №2 - №4 – Склад.

По вышеописанной методике рассчитаем длину маршрута (она составит 38 км) и время в пути – 1,83 часа или 110 минут, в т.ч. на погрузку-разгрузку 26,4 минуты.

2 маршрут: Склад - №26 - №24 – Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 26 км, и 2,09 часа (125 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 62,7 минуты.

3 маршрут: Склад - №14 - Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 10 км, и 1,1 часа (65,7 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 39,6 минуты.

Результаты занесем в таблицу:

 

Таблица №5

Маршрут модель автомобиля Первая ездка Вторая ездка Третья ездка
Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин
Газ-3307 8.00 8.13 9.50 9.50 10.21 11.55 11.55 12.15 13.01

 

Среда:

Также отметим увеличение массы груза относительно вторника. Маршруты оставим те же.

1 маршрут: Склад - №2 - №4 – Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 38 км, и 1,88 часа (113 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 29,7 минуты.

2 маршрут: Склад - №26 - №24 – Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 26 км, и 2,21 часа (133 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 70 минут.

3 маршрут: Склад - №14 - Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 10 км, и 1,28 часа (77 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 50,8 минуты.

Результаты занесем в таблицу:


Таблица №6

Маршрут, модель автомобиля Первая ездка Вторая ездка Третья ездка
Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин
Газ-3307 8.00 8.15 9.53 9.53 10.28 12.06 12.06 12.31 13.23

 

Четверг:

Также отметим увеличение массы груза относительно среды. Маршруты оставим те же.

1 маршрут: Склад - №2 - №4 – Склад.

Масса груза относительно среды не изменилась, поэтому параметры остались те же: 38 км, и 1,88 часа (113 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 29,7 минуты.

2 маршрут: Склад - №26 - №24 – Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 26 км, и 2,32 часа (139 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 76,6 минут.

3 маршрут: Склад - №14 - Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 10 км, и 1,37 часа (82,2 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 56,1 минуты.

Результаты занесем в таблицу:


Таблица №7

Маршрут, модель автомобиля Первая ездка Вторая ездка Третья ездка
Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин
Газ-3307 8.00 8.15 9.53 9.53 10.31 12.12 12.12 12.40 13.34

 

Пятница:

Также отметим увеличение массы груза относительно четверга. Маршруты оставим те же.

1 маршрут: Склад - №2 - №4 – Склад.

Параметры маршрута: 38 км, и 2,21 часа (133 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 49,5 минуты.

2 маршрут: Склад - №26 - №24 – Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 26 км, и 2,35 часа (141 минута), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 78,5 минут.

3 маршрут: Склад - №14 - Склад.

Здесь расстояние и время в пути составят соответственно 10 км, и 1,45 часа (86,9 минут), в т.ч. время на погрузку-разгрузку 60,7 минуты.

Результаты занесем в таблицу:

 

Таблица №8

Маршрут, модель автомобиля Первая ездка Вторая ездка Третья ездка
Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин Начало работы на складе, час, мин. Отправление со клада, час, мин Прибытие на склад, час, мин
Газ-3307 8.00 8.25 10.13 10.13 10.52 12.34 12.34 13.04 14.01

 

Согласно условию задачи занесем параметры маршрутов в отдельную таблицу и рассчитаем стоимость доставки каждого рейса по формуле:

, где Сg – стоимость доставки одним рейсом, С1 – повременный тариф за 1 автомобиле-час, С2 – стоимость 1 км пробега. Параметры автомобиля приведены выше, а коэффициент Ттр мы рассчитали выше.

 

Таблица №9

№ п/п Показатели Дни недели
понед-ик вторник среда четверг пятница
1. Путь объезда магазинов по маршруту №2 - №4 №2 - №4 №2 - №4 №2 - №4 №2 - №4
№26 - №24 №26 - №24 №26 - №24 №26 - №24 №26 - №24
№14 №14 №14 №14 №14
2. Длина маршрута, км          
         
         
Совокупное длина маршрута:          
3. Время работы автомобиля на маршруте, час 1,83 1,83 1,88 1,88 2,21
1,93 2,09 2,21 2,32 2,35
1,02 1,1 1,28 1,37 1,45
Совокупное время работы: 4,78 5,02 5,37 5,57 6,01
4. Ежедневная стоимость доставки, у.д.е. 474,6 487,5 506,4 517,2 540,9
5. Стоимость доставки за неделю, у.д.е. = 474,6 + 487,5 + 506,4 + 517,2 + 540,9 = 2 526,7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Перевозка скоропортящихся грузов (справочник). – М.:Транспорт, 1986.

2. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности / под ред. Г.Я. Резго. – М.: Финансы и статистика, 2005 г

3. Аникин Б.А. Коммерческая логистика, - М.: Проспект, 2005

4. Транспортная логистика: учебник для вузов / Под ред. Л.Б. Миротина – М.: ЮНИТИ, 2002 г.

5. Материалы сайта www.holodilshchik.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: