Большой Эрмитаж Дворцовая наб., 34, Годы постройки- 1771-1787,Арх. Фельтен Ю. М.




Маршрут 4.

13. Малый Эрмитаж —построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

Возведение здания будущего Малого Эрмитажа началось в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена с «Оранжерейного дома» — павильона, выходящего на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом. Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот), причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей» (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.

С видом на Неву разместились зал и два кабинетика по сторонам его. Именном в восточном находился подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством подъёмного механизма . Несколько позднее название «Эрмитаж» и утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Здесь после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но самым большим сокровищем Малого Эрмитажа стали картины и скульптура, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции будущего музея расположенной в здесь. Затем для разросшейся коллекции стали строить Большой Эрмитаж.

В южной части павильона, где теперь в полу размещена копия античной мозаики, находился зимний сад, в центре которого стояла статуя. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и объясняется первоначальное название павильона — «Оранжерея». Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры.

Фасад, запроектированный архитектором Валлен-Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма. Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух скульптур — статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик с скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, созданный в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером. Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин».

Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработка фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840—1843 годах В.П. Стасов надстроил четвёртый этаж.

Во времена Екатерины II, южное крыло здания получило неофициальное прозвище «Фаворитский корпус» - первым его жильцом был граф Григорий Орлов, а затем его сменил князь Григорий Потемкин. Апартаменты, в которых жили фавориты, были соединены коридором с личными покоями императрицы.

Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новом дворце Висячего сада. В 1764 году начались в спешном порядке работы по возведению этого уникального сооружения и уже в 1766 году в построенной южной части были высажены деревья и кустарники. С 1769 года по бокам сада начинают возводить картинные галереи. Планировка сада определялась конфигурацией нижележащих помещений - сараев для хранения дров. В 1841 году эти сараи и сам сад были перестроены Василием Стасовым, где были устроены амосовские печи для Висячего сада.

Большой Эрмитаж Дворцовая наб., 34, Годы постройки- 1771-1787,Арх. Фельтен Ю. М.

Первыми специализированными помещениями для хранения императорских коллекций стали галереи соседнего Малого Эрмитажа. Вскоре этих галерей стало не хватать. В мае 1770 года Екатерина II приказала построить вдоль Дворцовой набережной новое каменное здание "в линию с эрмитажем". Оно возводилось с февраля 1771 года в течение двух лет по проекту Ю. М. Фельтена и под руководством каменных дел мастера Джованни Джеронимо Руска. Работу завершили в 1774 году. Тогда на берегу Невы появился новый корпус шириной в 10 осей, который с северным павильоном Малого Эрмитажа соединила переходная галерея. Новое здание заняло бывший участок Крюйса.

Спустя ещё два года на месте обветшавшего дома Чернышёва и дома придворных прачек было решено продолжить возведение каменного здания на 17 осей по фасаду. Общий, объединивший две части, фасад был создан в 1787 году. Позже была устроена арка над Зимней канавкой, соединившая Большой Эрмитаж с Эрмитажный театром.

Отделка интерьеров Большого Эрмитажа производилась постепенно, Екатерина II обсуждала с Фельтеном оформление каждого зала.

Из-за существования Малого Эрмитажа новая постройка стал называться Большим Эрмитажем. После появления по соседству Нового Эрмитажа это здание стали именовать Старым Эрмитажем. Здесь разместились дворцовая художественная коллекция и библиотека.

За зданием Большого Эрмитажа первоначально оставались старые двухэтажные корпуса дома прачек. На их месте в 1792 году архитектор Д. Кваренги соорудил новый корпус Большого Эрмитажа для размещения Лоджии Рафаэля. Эта лоджия является точной копией галереи папского дворца в Ватикане. Только если в Риме она открыта, то в Петербурге из-за холодного климата лоджии со стороны Зимней канавки закрыты окнами. Копии рисунков с лоджий Рафаэля в 1778 году начал выполнять итальянский художник Кристоф Унтербергер, которому помогал В. Петер. Ими руководил один из самых известных археологов И. Ф. Рейфенштейн, являвшийся доверенным лицом Екатерины II. Именно по его совету Екатерина II пригласила в Санкт-Петербург Джакомо Кваренги.

Первоначально Екатерина II желала устроить только одну секцию лоджии. Но Н. Б. Юсупов, который организовывал эти работы, убедил императрицу и римского папу в необходимости копирования всего зала. При строительстве Нового Эрмитажа здание перестроено. Оно было сдвинуто на 10,5 м на юг и к ним пристроены два зала.

В здание ведут два подъезда. Ближний к Малому Эрмитажу носит название "Советский". Подъездом пользовались члены Госсовета и Комитета министров, который заседал в здании Большого Эрмитажа с 1 января 1810 по 1870 год. Парадная лестница также стала называться "Советской". Второй подъезд носит более скромное имя - "Малый подъезд".

Изначально здесь жили придворные служащие, в XIX веке помещения стали использоваться как хранилища коллекций. В 1852 году по указу Николая I Новый и Большой Эрмитажи стали открыты для публики. В 1860 году проводилась реконструкция интерьеров под руководством А. И. Штакеншнейдера. Помещения занимаемые Госсоветом и Комитетом министров были возвращены Эрмитажу в 1885 году.

 

Эрмитажный театр. Дворцовая набережная, 32,стиль классицизм, Автор проекта- Джакомо Кваренги, Основатель- императрица Екатерина II 1782 год, Ст-во 1783—1787 г. Фасад завершен в 1802 году. Это самое старое здание из сохранившихся зданий Го.Эрмитажа.

Основные даты:

1782 — Строительство театра на месте Зимнего дворца Петра

1785 — Открытие первого сезона оперой М.М. Соколовского

1894 — реставрация под руководством арх. А.Ф. Квасова.

1902 — Оформление фойе театра Л.Н. Бенуа

1991 — театр открыт после реставрации

1992 — Открыта экспозиция «Зимний дворц Петра I» .

Театр построен на месте бывшего Зимнего дворца Петра I построенного по проекту Маттарнови и Трезини . После смерти Петра в 1727 году использовалось как служебное помещение. В 1738 г. императрица Анна Иоановна разместила «Собственная ее Величества танцевальная школа» (позднее училищебалета им. Вагановой). При Елизавете Петровне здание было отдано в расположение лейб-компанского дома – гвардейцев Преображенского полка.В 1762 году Екатерина 2 передан «итальянской компании музыкантов». В 1766г. в нем разместилась Дирекция императорских театров, он стал называться театральным корпусом.

В 1783 году Екатерина2 подписала указ о создании при Эрмитаже Каменного театра. Она следила за строительством театра. По ее распоряжению увеличили сцену , к скамейкам приделали спинки на втором этапе стр-ва.

Здание театра стоит отдельно и выходит фасадом на Дворцовую набережную Невы (дом № 32). Оно примыкает к основному дворцовому комплексу аркой-переходом (1780-е годы, архитектор Ю. М. Фельтен) через канал, соединяющий реку Мойку с Невой — Зимнюю канавку. Вход в театр для зрителей осуществляется через подъезд Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34). Архитектор использовал фундамент предшествующих зданий, которые были построены на этом месте раньше при Зимнем дворце. Фасад создавался на третьем этапе строительства. Кваренги вписал его в ансамбль набережной. Нижний этаж украшен рустом. На его фоне выделяются полукруглые окна увенчанные львиными масками. Они напоминают аркаду. Верхние этажи украшены колоннами . Этажи разделены меандровым пояском. Боковые ризалиты выделены полукруглыми нишами с 6 статуями ( Флоры и Геракла и…).. Над ними маленькие ниши для бюстов известных поэтов Др.Греции. Это было сделано в 1802 году. Раньше было 2 входа, один потом был заложен.

Места для зрителей в роскошном зрительном зале, задуманному по античному принципу Палладио, располагаются амфитеатром 250 зрителей, для императорской семьи и избранной дворцовой знати. Перед сценой был устроен небольшой партер на три ряда по семь кресел для самых высоких гостей. С двух сторон ложи : правая – для Кваренги, в которую он мог спускаться из своей квартиры. Стены зала украшены трехчетверными колоннами коринфского ордера (в капителях театральные маски) и нишами со скульптурой – Аполлона и 9 муз. Над которыми раположены медальоны с портретами театральных деятелей (Мольера, Вольтера, Сумарокова и др.)Для акустики – полукруглые своды из сосны. Было 10 люстр со свечами, для зажигания опускали. Театральный занавес по эскизу художника Гонзаго по типу Миланского с изображением театра(не сохранился). В 1796 появился новый занавес худ. Дуайена с изображением Аполлона и аллегорических фигур Искусства, Добродетели и Науки на фоне Храма.Сиденья кресел зрительного зала обиты красным бархатом, полы устланы ковровыми покрытиями. При сравнительно небольшой ширине, сцена обладает достаточной глубиной, чтобы обеспечить устройство различных декораций.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!