Практическое занятие №21, 22
Тема 21. «Патология дыхания» |
Тема 22. «Дыхательная недостаточность. Гипоксия».
Студент должен иметь представление:
- о системе дыхания;
-о процессе дыхания;
-о видах и механизмах нарушения дыхания;
-о клинических проявлениях нарушений внешнего дыхания;
Студент должен знать:
- основные причины нарушения дыхания;
- нарушение альвеолярной вентиляции;
- пневмоторакс;
- нарушение перфузии легочных капилляров;
- нарушение диффузии газов через аэрогематический барьер;
- определение понятий: «диспноэ», «брадипноэ», «тахипноэ», «гиперпноэ»;
- типы периодического патологического дыхания;
Студент должен уметь:
- использовать медицинскуютерминологию;
-зарисовать и схематически изобразить патологические изменения в органах дыхания.
1.Изучите материалы лекции № 2.1 «Патология дыхания. Дыхательная |
недостаточность. Гипоксия»
и соответствующие разделы учебной литературы:
а) И.В.Ремизов, В.А.Дорошенко «Основы патологии», изд.7-ое, «Феникс» 2013г. стр.98-115
б) В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин «Основы патологии», изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2013г., 195-208
в) Л.В.Горелова «Основы патологии в таблицах и рисунках», изд. «Феникс» 2013г. стр.89-98
2. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:
1) Каковы стадии процесса дыхания?
2) В чем различия обструктивных и рестриктивных нарушений?
3) В чем сущность нарушений вентиляции легких?
4) В чем сущность различных видов одышки и патологического дыхания?
5) Каковы виды пневмоторакса, и в чем состоит их отличие друг от друга?
6) Каков патогенез острого респираторного дистресс - синдрома?
7) Каковы виды и механизмы гипоксии?
3. Выберите один правильный ответ:
|
1.ГИПОКСЕМИЯ-это:
А) снижение содержания кислорода в крови;
Б) увеличение содержания кислорода в крови;
В) снижение содержания углекислого газа в крови.
2.СПАДЕНИЕ ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ НАЗЫВАЕТСЯ:
А) ателектаз;
Б) пневмосклероз;
В) пневмоторакс.
3.Спонтанный пневмоторакс – это осложнение:
А) пневмонии;
Б) бронхоэктатической болезни;
В) эмфиземы легких.
4.ПРИ ЭМФИЗЕМЕ дыхательная поверхность легких:
А) не изменяется;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
5.ПРИ АНЕМИИ НАРУШАЕТСЯ:
А) перфузия легочных капилляров;
Б) транспорт газов кровью;
В) тканевое дыхание.
6.БРОНХОЭКТАЗ - это:
А) сужение бронха;
Б) удлинение бронха;
В) расширение бронха.
7.Спадение ЛЕГКОГО ПРИ ЕГО СДАВЛИВАНИИ - ЭТО:
А) ателектаз;
Б) коллапс;
В) гидроторакс
8.ОБСТРУКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ - это:
А) уменьшение объемов и емкостей легких;
Б) нарушение проходимости дыхательных путей;
В) нарушение дыхания из-за сдавления легкого.
9. ПРИ АСФИКСИИ:
А) возникает гипоксия;
Б) возникает ацидоз;
В) возникает все вышеперечисленное.
10. ГИПОКСИЯ - бывает:
А) врожденная и приобретенная;
Б) наружная и внутренняя:
В) дыхательная и смешанная.
Заполните таблицы: «Этапы дыхания», «Недостаточность дыхания и ее проявления»
(Методические рекомендации «Рекомендации по заполнению таблиц»).
5.Составьте графическое изображение: «Типы периодического дыхания».
(Методические рекомендации № 3 «Рекомендации по составлению кроссвордов и графических структур»).
(Нарисуйте соответствующие кривые и отметьте патологии, при которых они наблюдаются)
|
Биота | Возникает при_________________________________________ |
Чайн-Стокса | Возникает при_________________________________________ |
Куссмауля | Возникает при_________________________________________ |
6.Составьте графическое изображение: «Виды пневмоторакса»
(Методические рекомендации № 3 «Рекомендации по составлению кроссвордов и графических структур»).
7.Дайте определение:
Гипоксия – это ____________________________________________________
_________________________________________________________
8.Заполните графы структуры «Классификация гипоксии в зависимости от причин и механизмов развития:
Заполнить таблицу «Типы гипоксии, причины и механизмы ее развития»
Тип гипоксии Причина Механизм развития
(примеры)
Дыхательный----------------------------------------------------------------------
Тканевый-------------------------------------------------------------------------------
Экзогенный----------------------------------------------------------------------------
Кровяной-------------------------------------------------------------------------------
Циркуляторный---------------------------------------------------------------------
10.Напишите определения понятий:
Гипоксемия - ______________________________________________________
Гипокапния - ______________________________________________________
11.Как изменяются указанные в графах параметры при сердечно-сосудистой гипоксии (повышаются или понижаются):
12.Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
1. Органы-резервуары – места хранения крови в организме
2. Кислородное голодание тканей
3. Газ, необходимый живым организмам для дыхания
4. Снижение концентрации СО2 в крови
5. Продукт, который образуется в клетках в процессе дыхания
По вертикали:
|
1. Элементарная структура головного мозга, наиболее чувствительная к гипоксии
2. Снижение давления кислорода в крови
3. Удушье
4. Учащенное дыхание
5. Белок эритроцитов, транспортирующий кислород в клетки.
13.Решите ситуационные задачи:
Задача 1. Ученик в классе на 6 уроке потерял сознание. В классе было душно, температура в помещении была 290 С. Какой патологический процесс стал причиной обморока? (ответ обоснуйте) ________________________________________________
Какие правила организации учебного процесса были нарушены? __________________
Задача 2. Какой тип гипоксии развивается при пневмонии? _______________________________________________________
Задача 3. Почему при кровопотере у человека учащается дыхание? _______________________________________________________
Задача 4. Почему при малокровии резко снижается переносимость физических нагрузок? _____________________________________________________________
14.Составьте словарь медицинской терминологии на тему:
«Патология дыхания. Дыхательная недостаточность. Гипоксия»
(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)
.