Примерная организация обучения




Введение

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подго­товки к школе детей, которые не посещали (не посещают) до­школьное учреждение.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком­плексной программы:

социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система­тическому обучению.

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции модернизации российского образования за пери­од до 2010 г.» особое внимание уделено решению проблемы до­ступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повыше­нию уровня квалификации педагогов и родителей для достиже­ния соответствия образования актуальным и перспективным по­требностям личности, общества и государства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (де­кабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществля­ется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним нача­лом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом по­требностей и возможностей детей этого возраста;

• отбор содержания образования детей на ступени пред­школьного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом классе школы;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

• формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм орга­низации образования детей 5-6 лет должен прежде всего опре­деляться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.

Авторы проекта стремились уйти от конъюнктурного по­нимания подготовки детей к школе как узкопредметной (фор­сированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло­гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб­ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се­бе и др.

Программа обучения и развития детей шестого годи жизни построена на основе следующих принципов:

• реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти­рованность процесса обучения и воспитания;

• учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

• сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

• обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

• обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея­тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де­тям с отставанием в развитии;

• развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри­ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто­рия и др.).

Авторы понимают необходимость учета целостности вос­приятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлага­ют интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных облас­тей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

В программу «Предшкольная пора» входят: программа обу­чения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

 

Структура программы

Программа определяет те знания и умения, которыми дол­жен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «По­знаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем вы­деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содер­жанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способно­стей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятель­ность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содер­жание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим ор­ганизмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобра­зие других людей. У него воспитывается доброжелательное, вни­мательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива­ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель­ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи­ваются правила поведения в природе и обществе. Одной из за­дач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Матема­тики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уде­ляется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространст­венные ориентировки и др.)

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю­чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле­ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть­ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после­довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле­ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

• формирование базовых умений, лежащих в основе мате­матических понятий, изучаемых в начальной школе;

• логическая пропедевтика, которая включает формирова­ние логических умений, составляющих основу формиро­вания понятия числа;

• символическая пропедевтика — подготовка к оперирова­нию знаками.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготов­ке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

1. Программа предназначена для обучения детей с родным язы­ком — русским, но она может быть использована и для обучения детей на родном — нерусском языке.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела на­правлено на развитие графической деятельности детей, вклю­чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет­рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме­ний, которые можно объединить в несколько блоков:

• пространственная ориентировка;

• умение анализировать форму предмета и изображения;

• развитие воображения;

• освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие во­ображения, в значительной степени способствующего успешно­сти обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется тако­му качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятель­ности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).

Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Осо­бое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

• принятие и удержание учебной задачи;

• самостоятельный выбор средств для достижения ре­зультата;

• точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «часа игры» (подробнее об этом см. Методические рекомендации к организации учебно-воспитательной работы в условиях предшкольного образования. Программное содержание, реализуемое в «час игр» отмечено в тексте звездочкой*.

 

 

Примерная организация обучения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: