На этапе предшкольного образования




 

Продолжительность обучения: 24 недели с октября по апрель.

Общее число занятий — 156:

«Познаем других людей и себя» — 24;

«Познаем мир» — 24;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 24;

«Учимся родному языку» — 36;

«Учимся рисовать» — 24;

«Играем и фантазируем» —24 (проводится во время игрового часа).

 

В условиях кратковременного пребывания детей в школе целесообразно следующее расписание занятий:

Вторник

«Познаем других людей и себя»: 18.00 — 18.25;

«Учимся родному языку»: 18.35 — 19.00;

«Познаем мир»: 19.10 — 19.35;

 

Пятница (1,3 неделя месяца)

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»: 17.30 — 17.55;

«Учимся рисовать»: 18.05 — 18.30;

«Играем и фантазируем»: 18.40 — 19.05;

«Учимся родному языку»: 19.15 — 19.40;

 

Пятница (2,4 неделя месяца)

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»: 17.30 — 17.55;

«Учимся рисовать»: 18.05 — 18.30;

«Играем и фантазируем»: 18.40 — 19.05;

«Психологическое сопровождение»: 19.15 — 19.40;

 

Режим занятий: 2 дня в неделю: 1,3 неделя-7 занятий, 2,4 неделя-6 занятий.

Дли­тельность занятий — 25 минут. Перерыв между занятия­ми — не менее 10 минут.

 

Примерное число занятий в неделю:

«Познаем других людей и себя» — 1;

«Познаем мир» — 1;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 1;

«Учимся родному языку» — 1,5;

«Учимся рисовать» — 1;

«Играем и фантазируем» — 1 (во время игрового часа).

С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями целесообразно проведение четвер­того занятия по физической культуре, музыке, ритмике и т. п. деятельности.

Особенностью программы является взаимосвязь всех разделов, поэтому их выделение достаточно условно: особенностью интегрированного принципа обучения является то, что реализация основных задач идет на разном материале с варьированием предлагаемых программой средств обучения.

Программное содержание, реализуемое в игровой форме, отмечено в тексте звездочкой*.

Каждый раздел программы снабжён списком пособий – средств обучения для дошкольника (рабочие тетради, развивающие пособия и игры, книги для работы взрослого с ребенком), которые наиболее полно обеспечивают реализацию данной прграммы.

 

Содержание программы

Раздел I «Познаем других людей и себя» (часов)

 

Знать свое полное имя и некоторые его производные фор­мы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рож­дения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/де­вочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).

Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверст­никами заниматься физической культурой: делать зарядку, зака­ливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельно­сти со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (впе­ред, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространст­венные отношения предметов, основные направления, ориенти­руясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, ря­дом, вертикально, горизонтально).

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «за­пахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться го­рячего или холодного голыми руками и др.).

Овладевать элементарными умениями определять свое и чу­жое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развесе­лить и др.)

Осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, ду­мать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще дол­жен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяю­щие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкрет­ные умения: что получается, а что — нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять тре­бования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдер­жанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных ве­щах, в окружающей обстановке, организовывать место для заня­тий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выпол­нять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за свои­ми вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми прибо­рами (включая нож), салфетками.

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совмест­ных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помо­гать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои по­ступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жа­лости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слу­шать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие раз­ных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отно­шение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этиче­ских ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Счи­таться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вме­шиваться.

В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое от­ношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мульт­фильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).

 

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Козлова С. А. «Я хочу в школу»;

Козлова С.А. «Я и мои друзья»;

Куликова Т.А. «Я и моя семья».

Раздел II «Познаем мир» ()

Предметный мир

Наблюдать основные свойства разных предметов (игру­шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ­альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку­су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа­лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (фор­ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и до­полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме­тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре­угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест­венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав­лять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме­щении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: нахо­дить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на­ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада­ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран­стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме­жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме­тов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь­ник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо­на, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью дру­гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав­но», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Природа

Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю­дей, характерные для данного времени года (например, листо­пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го­да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свой­ства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не име­ет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использо­вать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы­вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из­даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра­ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за жи­вотными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, под­кармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных се­мян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе­режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Общество

Знать название родного города, страны, столицы. Наблю­дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме­чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло­щадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс­порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни­мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко­торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб­ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо­койно сидеть и т. д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва­ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про­фессиям трудовых действий.

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпре­провождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать уча­стие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред­меты быта, костюмы).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;

СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;

Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;

Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;

Куликова Т.А. «Я и моя семья»;

Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».

 

 

Раздел III «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» ()

В процессе практической деятельности с предметами уста­навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа­ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда­лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме­ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при­бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен­ство) предметов (+1,-1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде­лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со­став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды­дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль­зоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь­зовать различные средства изображения при выполнении ариф­метических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде­лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи­гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю­щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст­вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас­познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величи­ны, расстояния, пространственных размещений, направления

счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред­метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады­вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве­личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи­тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле­ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу­ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не­правильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пикто­грамм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, меся­цев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в черниль­ных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся ли­ниях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

 

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г. «Учимся думать»;

Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;

Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;

Салмина Н.Г., ГлебоваА.О. «Учимся рисовать»

Раздел IV «Учимся родному языку» ()

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из че­го сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сход­ные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весе­ло; легко — тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объ­екты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать сло­ва, характеризующие эмоциональные состояния людей (печаль­ный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в со­ставлении более полной характеристики любого объекта — иг­рушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (на­звание, назначение, цвет, форма, величина, материал). Исполь­зовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (иг­ры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять неболь­шие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, пова­док, условий обитания животных (например, кошки, утенка, му­равья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последо­вательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где на­ходился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закон­чилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и пред­ложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин­тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-замести­телем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответст­вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы­вать слова с определенным звуком, заданной звуковой структу­рой слова и т. п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.

 

 

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.

Играем со звуками и словами»;

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.

Играем и читаем вместе»;

ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

 

Раздел V «Учимся рисовать» ( )

 

Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в про­странстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные от­ношения между элементами изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать раз­личные контуры и изображения, выполнять разнообразные ви­ды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на­тюрморт).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей

«Учимся рисовать»:

«Клетки, точки и штрихи»,

«Рисование, аппликация и лепка»,

«Анализ форм и создание образа»,

«Графика, живопись и народные промыслы»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

 

Раздел VI «Играем и фантазируем» *

Овладеть разными видами дидактических игр (с предмета­ми, словесными, настольно-печатными).

В процессе дидактических игр выполнять поставленную иг­ровую задачу, не нарушать правил и действия игры.

Участвовать в имитационных играх («превращение» предме­та, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, зна­комство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, раз­говор животных и др. Имитировать движения и звуки (по образ­цу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторе­нии движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).

Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники», «Космонавты» и др.)*. Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сю­жета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимо­действия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты дидактических игр.

Принимать участие в театрализованных играх. Учиться пе­редавать особенности образа речевыми средствами, движения­ми, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализо­ванной игры (подготовка декораций, элементов костюма, музы­кального сопровождения).

Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участво­вать в музыкальных играх, танцах, хороводах.

 

 

Методические рекомендации

 

Организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования

Независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение пятилетних детей, необходимо, чтобы его руководители (воспитатель, учитель, родитель, гувернер) ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного предложенной Программой обучения; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям: желание посещать образовательное учреждение и в будущем – школу.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, педагог должен использовать разработанные авторским коллективом дидактические пособия. Воспитатель, учитель, ведущий занятия, может, конечно, проявлять творчество, вносить новые элементы знаний, применять другие средства обучения, но пособия данного УМК должны оставаться основными и ведущими.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффектному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого – успешности обучения.

2. Нельзя «забегать вперёд» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут изучаться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др.

3. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

4. Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативной умений, необходимой для обучения в школе.

5. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п. Проведение занятий с использованием различных разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

При подготовке конкретного занятия педагог должен:

§ оценивать этап обучения и сформированность у каждого ребёнка необходимых знаний и умений;

§ предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребёнка;

§ учитывать необходимость возвращения (повторения) узученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

§ предусмотреть взаимосвязь занятий свободной игровой деятельности.

Игра в УМК «Предшкольная пора» выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника, для становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности – учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике.

В предлагаемых УМК пособиях представлены два вида игр – дидактическая и сюжетно-ролевая. При предъявлении дидактической игры педагог в доступной для детей форме озвучивает ее дидактическую цель. Чтобы игра состоялась, она должна содержать игровое правило и игровое действие. Игровое правило формулируется обычно так: «если, то…». Отсутствие игрового правила разрушает игру, поэтому так важно педагогу обратить внимание на его объяснение. Особой заботы воспитателя (учителя) требует и воспитание в детях желания победить, честно выполняя игровые правила, умение проигрывать, элементарную оценку того, почему в данной игре он не одержал победу.

При использовании ролевой игры как метода обучения на занятии педагог в косвенной форме участвует в распределении ролевой, помогает каждому исполнителю понять особенности исполняемой роли, дает образец того, как можно вступить во взаимодействие с другими участниками игры, развивать ее сюжет. Педагог должен способствовать тому, чтобы каждый играющий получил удовольствие от совместной игровой деятельности.

Эффективной работе подготовительных групп (классов) способствует создание образовательной среды, в которой происходит обучение и развитие детей наличие дидактических пособий, уголка живой природы, набора детских книг, настольно-печатных игр; разнообразных материалов ля рисования, аппликации, конструирования и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: