Философский памятник Древнего Китая, в котором структура космоса символизируется гексаграммами:
++E) «И цзин»
Период становления первых философских школ Древнего Китая, сравнимый по культурной значимости с античностью:
+++B) эпоха соперничества всех школ
Понятия, используемые в древнекитайской философии для обозначения взаимодействующих и сменяющих друг друга противоположностей:
++D) «инь» и «ян»
«Пять стихий» (первоэлементов) в древнекитайской философии:
+++E) дерево, вода, огонь, металл, земля
Древнекитайская философская школа, разработавшая учение об управлении государством на основе единого закона:
+++B) легизм
Мо-Цзы – сторонник:
+++D) пути всеобщей любви
Философ, политический деятель, историк, основатель китайской государственной религии:
++A) Конфуций
Древнекитайский философ, сторонник «пути золотой середины»:
++D) Конфуций
Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:
A) приобщение к божественным сущностям
B) удовлетворение жизненных потребностей
C) принцип гуманности;
D) для каждого человека свой принцип
E) принцип недеяния
Сущность этико-политических взглядов Конфуция:
+++C) в концепции правового государство
Ведущие принципы в конфуцианстве: долг, этикет…
+++D) гуманность
Не относится к фундаментальным в философии Конфуция понятие
+++B)сомнение
«Человек по природе зол, добрым он становится вследствие воспитания»,- утверждал представитель неортодоксального конфуцианства…
+++E) Сюнь-Цзы
Естественный путь вещей в философии даосизма:
+++C) дао
Идеал человека в даосизме:
++D) совершенномудрый
Философская школа, к которой относится принцип «у-вэй»:
|
+++C) даосизм
Древнекитайский философ, призывавший отказаться от пути цивилизации и вернуться к состоянию «младенца»:
+++B) Лао-Цзы;
Основатель стихийной диалектики в древнекитайской философии:
+++A) Лао-цзы
В даосизме «у-вэй» означает:
+++B) недеяние
Тотальное страдание и его преодоление – центральная проблема философии:
+++A) Древней Индии;
В древнеиндийской философии закон нравственного воздаяния выражен понятием:
+++B) карма;
Завершающие тексты ведического комплекса, в которых изложены мировоззренческие идеи, ставшие фундаментом философских школ Древней Индии:
++E) Упанишады
В основе мира, одушевленных и неодушевленных предметов лежат шаровидные первоэлементы (ану), как считали представители древнеиндийской философской школы:
++A) вайшешика
В древнеиндийской философии «ахинса» означает:
+++E) ненанесение вреда живому
Религиозно-философский памятник Древней Индии, часть великого эпоса «Махабхарата»:
+++B) Бхагавадгита
Даршаны – это:
+++B) философские школы Древней Индии
Ортодоксальная философская школа Древней Индии, теоретическая основа йоги:
++++E) санкхья
Неортодоксальная древнеиндийская философская школа, признававшая субстанциальными основами мира четыре элемента-огонь, воду, воздух, землю:
++E) чарвака-локаята.
Философская школа Древней Индии, для которой характерна гедонистическая этика:
+++B) чарвака-локаята
Махавира Вардхамана – основатель:
+++E) джайнизма.
Две вечные независимые субстанции в метафизике джайнизма:
|
++++C) джива и аджива
Цель учения джайнизма:
+++C) освобождение души из сансары
Соотношение пракрити и пуруши – основная проблема древнеиндийской философской школы:
+++B) санкхъя
Возникновение и распространение буддизма связано с именем:
+++C) Сиддхартхи Гаутамы
Главный источник философской школы буддизма:
+++E) Типитака
Целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является:
+++A) нирвана
Причина страданий человека, согласно «Благородным истинам буддизма»:
+++C) жажда жизни
Наиболее характерная черта античной философии:
+++B) космоцентризм
Переход от мифологии к понятийно-философскому мышлению в Древней Греции произошел в
++E) VI в. до н.э.
Первоначало мироздания в учении Фалеса:
+++B) вода
Древнегреческий мыслитель, автор тезиса: «Числу все вещи подобны», обративший внимание на количественную сторону действительности:
+++B) Пифагор
Первоначало мироздания в учении Анаксимандра:
+++D) апейрон
Автор фрагмента: «Этот космос…не создал никто из богов, и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»:
+++В) Гераклит
Фрагменты «Все течет», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» принадлежат:
++++B) Гераклиту
Основоположник стихийной античной диалектики:
+++B) Герактит
Философская школа, впервые противопоставившая умопостигаемое бытие чувственному миру, знание – мнению:
+++A) элейская школа
Согласно Пармениду, бытие познается только
+++A) разумом
Автор афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует»:
|
+++E) Парменид
Основатель онтологии, автор фрагмента: «Быть или вовсе не быть…»
+++С) Парменид
Апория–это:
+++A) непреодолимое логическое затруднение
Автор знаменитых апорий «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела»:
+++E) Зенон Элейский.
Древнегреческие атомисты:
+++C)Левкипп, Демокрит, Эпикур;
Согласно Демокриту, человек отличается от животных:
+++C) особым соотношением атомов души и тела
Первыми просветителями античности можно назвать:
+++D) софистов;
Высказывание «Человек–мера всех вещей» принадлежит:
+++E) Протагору.
Мыслитель, придавший философский смысл дельфийскому изречению: «Познай самого себя»:
+++E) Сократ.
Основной метод своей философии Сократ назвал
+++D) «майевтика»;
Позиция Сократа, согласно которой источником добра является знание, а источником зла – невежество человека:
+++B) этический рационализм
Автор сократических диалогов:
+++Е) Платон
Крупнейший античный философ, по сути, утверждавший своим учением вечность и неизменность общечеловеческих ценностей и принципов морали:
+++С) Платон
Платон – основоположник
+++B) объективного идеализма
Главное понятие в философии Платона:
+++C) эйдос (идея)
«Мир вещей» Платон определяет как
+++B) кажущееся бытие
Согласно Платону, познание осуществляется
+++D) посредством припоминания истины душой;
Аристотеля называют «первым учителем человечества» за создание:
++E) философского учения, синтезирующего всю мудрость и науку античности
«Первая философия» (метафизика) определяется Аристотелем как наука
+++C) о причинах и началах, о сущем как таковом;
Две стороны субстанции, согласно Аристотелю:
+++E) форма и материя.
Античный философ, считавший разумность и социальность отличительными признаками человека:
+++E) Аристотель
Последователи философии Аристотеля:
+++A) перипатетики
Античная философская школа, на воротах которой было начертано:
«… здесь высшее благо – наслаждение»:
+++D) Сад Эпикура
Принципы «воздержания от суждений» и «невозмутимости» в жизни выдвинула античная философская школа:
+++А) скептиков
Эпикур полагал, что человека освобождает от страха перед природой, богами и смертью:
+++E) знание устройства мира
Философская школа, характеризующаяся тотальным отрицанием норм, ценностей, институтов общества:
+++B)& киники
«Естественная жизнь», к которой призывали стоики,- это жизнь в соответствии
+++C) с разумом;
Согласно философии Плотина, мир возникает в результате:
+++C) эманации Единого
Единое, Нус (Ум), Мировая душа, Космос – фундаментальные категории:
+++Е) неоплатонизма
Теология–это
+++C) учение о Боге
Религиозное учение о конечной судьбе существующего мира и человека:
+++D) эсхатология
Характеристика: «Философия – служанка теологии» соответствует периоду
+++E) Средневековья
Характерная черта средневековой философии:
+++D) теоцентризм
Не относится к основным этапам развития средневековой европейской философии:
+++C) догматика
Произведения христианских авторов, ставивших своей целью защиту христианского вероучения:
+++A) апологетика
Важный вклад средневековых мыслителей в развитие философии – понимание человека
+++A) как имеющей свободную волю личности
Cпецифика методов средневекового философствования определяется принципом:
+++A) Откровения;
Афоризм «Верую, ибо абсурдно» приписывается
+++C) Тертуллиану
Концепция сотворения мира Богом из ничего:
+++C) креационизм;
Учение христианских «отцов церкви»:
+++A) патристика;
Выдающийся представитель патристики, автор книг «О граде Божьем», «Исповедь»:
+++E) Аврелий Августин.
Период расцвета западноевропейской схоластики:
+++C) XIII в.
Выдающийся представитель схоластической философии, автор книг «Сумма теологии», «Сумма философии»(«Против язычников»):
++D) Фома Аквинский;
Основанное на учении Фомы Аквинского направление в схоластической философии
+++A) томизм
Фома Аквинский опирался в своей философии на наследие:
+++C) Аристотеля
Томизм, доминирующий в миропонимании католической религии, был основан:
+++Е) Фомой Аквинским
Противоположные позиции в споре философов средневековья о природе всеобщего, общих понятий:
+++B) реализм и номинализм;
Образное наименование метода, противопоставленного У.Оккамом псевдоучености схоластиков:
+++C) «Бритва»;
«Не следует умножать сущностей сверх необходимости», - считал
+++D) Уильям Оккам
Главный религиозный источник средневековой арабоязычной философской мысли:
+++D) Коран
Учение, способствовавшее появлению философии в средневековом исламском мире:
+++A) мутаззилизм
Направление средневековой мусульманской мысли, в котором cоздано учение о разуме как высшей способности человека и мериле истины:
+++C) фалсафа;
.
Первый арабоязычный мусульманский философ средних веков:
+++B) Аль-Кинди
«Вторым учителем человечества» называют арабо-мусульманского философа:
A) Аль-Фараби;
B) Аль-Газали;
C) Ибн Сину;
D) Ибн Рушда;
E) Аль-Кинди.
«Книга исцеления» принадлежит арабо-мусульманскому философу:
+++A) Аль-Фараби;
Выдающийся философ и врач арабо-мусульманского средневековья, автор «Канона врачебной науки»:
++B) Ибн Сина
Автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»:
+++D) Аль-Фараби;
Аль-Фараби полагал, что главной целью человеческой деятельности является
A) счастье
B) материальное благосостояние
C) мистическое слияние с Богом
D) индивидуальное спасение
E) власть над миром
Философский трактат «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии» принадлежит:
+++D) Аль-Кинди
В философии Аль-Фараби подчеркивается
+++E) социальная природа человека.
Книга Ибн Рушда «Опровержение опровержения» была направлена против
+++C) Аль-Газали;
Автор книги «Опровержение философов»:
+++A) Аль-Газали;
Направление в средневековой мусульманской мысли, искавшее пути достижения личного совершенства человека и мистического слияния с Богом:
+++B) суфизм
Создатель первой философии истории на мусульманском Востоке:
+++В) Ибн Халдун
Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе, отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм:
+++E) суфизм.
Практической реализацией этических норм в суфизме является
+++A) аскетизм
В суфизме процесс постижения истины сравнивается с…
+++Е) опьянением
Выдающийся средневековый арабоязычный философ, основатель рационалистического направления мысли, известного на Западе как аввероизм:
+++C) Ибн Рушд
Основатель теории «двойственности истины»:
+++E) Ибн Рушд.
Главная особенность философии эпохи Возрождения:
+++E) антропоцентризм.
Характерная черта натурфилософии Возрождения:
+++A) пантеизм
Основоположники возрожденческого гуманизма:
А) Д. Алигьери, Ф. Петрарка;
В) Ф.Бэкон, Р.Декарт;
С) И.Кант, Ф.Фихте;
D) К.Маркс, Ф.Энгельс;
Е) М.Лютер, Ж.Кальвин
Автор «Речи о достоинстве человека» - манифеста итальянских гуманистов:
+++E) Джованни Пико делла Мирандола.
Гуманисты Возрождения утверждали:
+++D) Чудо великое есть человек
Выдающийся представитель философии Возрождения, последователь и популяризатор учения Эпикура:
+++A) Лоренцо Валла;
Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей:
+++D) Николай Кузанский;
Позиция Николая Кузанского по вопросу о соотношении Бога и мира:
+++C) мистический пантеизм
«Ученое незнание», противопоставленное Николаем Кузанским догматизму схоластиков, означает:
+++Е) необходимость бесконечного углубления знаний
Основатель гелиоцентрической системы мира, мыслитель Возрождения:
+++B). Коперник;
Автор произведения «О вращении небесных сфер»:
++B) Н.Коперник
Выдающийся философ Возрождения, создатель теории множества миров:
++E) Дж. Бруно.
Философ Возрождения, утверждавший: «Природа есть Бог в вещах»:
+++A) Дж.Бруно
Название идеального государства Томмазо Кампанеллы:
+++A) «Город Солнца»;
Концепцию жесткого реализма в политике выдвинул в эпоху Возрождения:
+++D) Н.Макиавелли
Французский гуманист XVI века, мыслитель-скептик, использовавший для изложения своих идей жанр эссе:
+++E) Мишель де Монтень.
Девиз, выражающий философскую позицию М. де Монтень:
+++С) «Что я знаю?»
Представитель христианского гуманизма эпохи Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости»:
+++С) Эразм Роттердамский
Представители Реформации:
++С) М.Лютер, Ж.Кальвин, Т. Мюнцер
Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в.):
+++A) наукоцентризм;
Представители эмпирического (опытно-индуктивного) направления в философии Нового времени:
+++B) Ф.Бэкон, Г.Гоббс, Дж.Локк;
Основоположник индуктивного метода мышления и эмпиризма:
A) Р. Декарт;
B) Ф. Бэкон;
C) Дж. Локк;
D) Б. Спиноза;
E) Т. Гоббс.
Согласно Ф.Бэкону, назначение науки:
+++E) завоевание природы и улучшение условий человеческой жизни.
Согласно Ф.Бэкону, научному познанию вредят четыре рода:
+++E) идолов
Ф.Бэкон не обнаружил в человеческом интеллекте «идолов»…
+++D) академии
Образное название наилучшего способа познания по Ф.Бэкону:
+++А) «Путь пчелы»;
Направление новоевропейской философии, утверждающее приоритет в научном познании разума, логики, дедуктивных математических методов:
+++A) рационализм;
Научный метод Р. Декарта:
+++A) дедуктивный
Онтологическая позиция Р.Декарта:
++++D) дуализм;
Философское кредо Декарта:
+++B) Мыслю, следовательно, существую
Представитель английского эмпиризма XVII века, применивший естественнонаучный метод к познанию политики и морали:
+++C) Т.Гоббс;
Название известного произведения Т.Гоббса, сравнившего государство с библейским чудовищем:
+++E) «Левиафан».
Высказывание Дж. Локка: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении» выражает позицию:
+++C) сенсуализма;
Философская позиция Дж.Беркли:
++++B) субъективный идеализм
В известной работе «Три разговора между Гиласом и Филонусом» Дж. Беркли подверг критике:
+++D) материализм
«Существовать – значит быть воспринимаемым» - центральный принцип философии
+++С) Дж.Беркли;
Философская позиция Д.Юма:
+++B) скептицизм;
Философ, учением которого завершается развитие английского эмпиризма:
+++С) Д.Юм;
Создатель монистического учения, автор утверждения: «Субстанция есть причина самой себя»:
++++E) Б. Спиноза.
Учение Б.Спинозы о субстанции, которая есть «Бог, или Природа»:
+++E) натуралистический пантеизм.
Учение о множественности субстанций в новоевропейской философии было создано
+++E) Г.Лейбницем.
Основное понятие в философском учении Г. Лейбница:
+++B) монада;
Идея универсальности развития в философии Нового времени принадлежит:
+++C) Г.Лейбницу
Философ Нового времени, обосновывавший в работе «Теодицея» оптимистическую истину: «Все к лучшему в этом лучшем из миров»:
+++A) Г.Лейбниц
Основная идея философии Просвещения XVIII в.:
++++A) культ науки и прогресс человечества;
Французский материалист XVIII в., автор книги «Человек – машина»:
++++C) Ламетри;
Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия:
A) Вольтер.
B) Гольбах.
C) Ламетри.
D) Дидро.
E) Руссо.
Философ- просветитель, создавший учение о роли социальной среды в формировании личности:
++++D)Д.Дидро;
Общая философская позиция Гельвеция, Ламетри, Дидро
+++E) механистический материализм
Французский философ-просветитель, представитель географической теории общественного развития («географического детерминизма»):
++++D) Ш.Монтескье
Выдающийся мыслитель и систематизатор мировоззрения французских материалистов XVIII в., автор книги «Система природы»:
+++A) П.А.Гольбах
«Библией материализма» называли современники главный труд П.А.Гольбаха:
+++C) «Система природы»
Родоначальник классической немецкой философии:
++++E) И.Кант.
Работа И.Канта, в которой сформулирована материалистическая гипотеза о происхождении солнечной системы:
++B) «Всеобщая естественная история и теория неба»
«Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»,- так определил предмет философии…
+++D) И.Кант;
Автор книги «Критика чистого разума»:
+++D) И.Кант.
Главный вопрос работы И.Канта «Критика чистого разума»:
+++A) Как возможно научное знание?
Объективно существующий, но непознаваемый внешний предметный мир И.Кант называет:
+++E) «мир вещей-в-себе».
И.Кант называет так неразрешимое противоречие разума, стремящегося выйти за пределы своих познавательных возможностей:
++A) антиномия.
Доопытные, изначально существующие в сознании человека формы познавательной деятельности И.Кант называет:
+++B) априорные знания
Апостериорное знание, согласно И.Канту:
+++C) знание, полученное в результате опыта
Пространство и время, согласно И.Канту:
+++A) априорные формы чувственности
Автор формулы абсолютного морального закона: «Человек есть цель, как для самогосебя,так и для других»:
+++A) И.Кант;
Основной закон этики И.Канта:
+++A) категорический императив
Название основного произведения И. Фихте:
++D) «Наукоучение».
Философская позиция И.Г.Фихте:
+++C) субъективный идеализм
Согласно И.Г.Фихте, «наукоучением» как фундаментом всех наук должна быть:
A)& философия
B) физика
C) психология
D) социология
E) теология
Философская позиция Ф.Шеллинга:
+++B) объективный идеализм
Главный предмет философии Ф.Шеллинга:
++C) природа как Абсолют
Согласно Ф.Шеллингу, высшая форма познания:
+++A) эстетическое созерцание, искусство
Автор произведений «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук»:
+++D) Г.В.Ф.Гегель
Философ, впервые обосновавший систему категорий, принципов и законов диалектической логики:
+++C) Г.В.Ф.Гегель.
Философское направление, к которому относится система Гегеля:
+++A) объективный идеализм.
Последний элемент гегелевской триады:
+++B) синтез
Представитель немецкой классической философии, автор работы «Сущность христианства»:
++++) Л. Фейербах.
Философская позиция Л. Фейербаха:
++++D) антропологический материализм.
В учении Л.Фейербаха человек – существо…
++++C) природное
Предмет философии, согласно Л.Фейербаху:
++++E) человек
Согласно Л.Фейербаху, сущность религии:
+++D) отчуждение человеческой сущности
Основатели диалектико-материалистической философии:
++++C) К. Маркс и Ф. Энгельс.
Непосредственными философскими предшественниками марксизма были:
++++A) Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах
Судьба государства, ход истории, согласно марксизму, определяются
++++C) развитием экономики
Соотношение общественного бытия и общественного сознания по К. Марксу:
+++A) общественное бытие определяет общественное сознание.
Произведение, принадлежащее Ф. Энгельсу:
++++E) «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Наиболее известное произведение К.Маркса:
++++E) «Капитал»
Согласно марксизму, совокупность идей, идеологических отношений, организаций и учреждений в обществе:
++++C) надстройка
«Общественно-экономическая формация», «базис», «надстройка», «производительные силы», «производственные отношения» - важнейшие понятия философии
++++D) марксизма
В классическую “пятичленную” схему этапов истории Маркса не входит понятие:
+++++B) азиатского способа производства
В работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулирован основной вопрос…
++++D) философии
Автор работы «Материализм и эмпириокритицизм», в которой дано диалектико-материалистическое определение материи:
+++C) В.И.Ленин
Произведение П.Я.Чаадаева, в котором поставлена ключевая проблема русской философии - «Восток-Запад-Россия»:
+++B) «Философические письма» («Письма о философии истории»)
Согласно Н.Г. Чернышевскому, главный вопрос русской интеллигенции:
++++E) Что делать?
Русский мыслитель XIX в., развивавший идеи антропологического материализма Л.Фейербаха:
++++D) Н.Чернышевский
Русский писатель, философ-материалист, родоначальник революционно-демократической традиции в России:
++++C) А. Радищев
Русский ученый и философ, представитель естественно-научного материализма:
+++B)& М.В.Ломоносов
Проблема, составлявшая предмет дискуссии между славянофилами и западниками:
++++A) исторические судьбы России и русского народа.
Основоположники славянофильства:
+++E) А.С.Хомяков, И.В.Киреевский
Согласно А.С. Хомякову, важнейшая задача философии:
+++D) согласование веры и разума
Одно из главных понятий славянофильства:
+++B) соборность
Основа исторической жизни народа, согласно А.Хомякову:
+++A) религиозная вера
Социальный идеал Вл.Соловьева:
++++A) свободная теократия, вселенская церковь
Крупнейший русский философ конца XIX века, разрабатывавший идеи «всеединства», «богочеловечества», синтеза культур Востока и Запада:
A) Н.Г.Чернышевский
B) Вл.С.Соловьев
C) В.И.Ленин
D) М.В.Ломоносов
E) Г.В.Плеханов
Автор философских работ «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра»:
+++B) Вл.Соловьев
«Цельное знание», согласно Вл.Соловьеву:
++++A) синтез научного, философского, религиозно-мистического знания
Учение о Софии как «вечной женственности», «душе мира»,конкретном выражении всеединства принадлежит:
++++C) Вл.Соловьеву
Представление Вл.Соловьева о совокупном спасении человечества:
+++B) богочеловечество
Смысл жизни человека, согласно философии Вл.Соловьева:
+++C) в служении добру
Философскую позиция Вл.Соловьева можно охарактеризовать как
+++D) религиозно-идеалистическую
Философская позиция Н.А.Бердяева:
+++D) экзистенциализм и персонализм
Согласно персонализму Н.Бердяева, центром всего бытия является:
+++E) человеческая личность
Одна из главных тем экзистенциальной философии Н.Бердяева:
++++A) сущность и существование человека
Согласно философии Н.Бердяева, человек действительно подобен Богу и является Его сподвижником:
+++A) в творческом процессе
Философская позиция Л.Шестова:
+++A) иррационализм
Основоположник философии русского космизма:
+++E) Н.Ф.Федоров
Главная проблема в работе Н.Федорова «Философия общего дела»:
+++A) победа над смертью
Русский мыслитель-космист, основоположник учения о биосфере:
++++D) В.И.Вернадский
Русский философ-космист, основатель гелио- и космобиологии:
++++E) А.Чижевский
Русский мыслитель-космист и ракетостроитель, считавший главной задачей космической философии помощь человечеству в заселении околосолнечного пространства:
++++C) К.Циолковский
«Пассионарность» - ключевое понятие теории
++++E) Н.Гумилева
Представитель русской религиозной философии начала ХХ века, автор книг «Философия свободы», «Смысл творчества», «Истоки и смысл русского коммунизма»:
++++A) Н.А. Бердяев.
Представитель русского почвенничества, выдающийся мыслитель и писатель, предшественник философии экзистенциализма:
++++B) Ф.М. Достоевский.
Главная тема философского размышления Ф.М.Достоевского в «Легенде о Великом инквизиторе»:
++++E) свобода человека
Согласно Ф.Достоевскому, абсолютным основанием нравственности может быть только:
+++E) вера в Бога
Сущность человека, как полагал Ф.Достоевский, заключается:
+++A) в стремлении к свободе и самоутверждению
В русской философии идеи опрощения, ненасилия, самосовершенствования человека были выдвинуты
+++B) Л.Н.Толстым;
В русской философии «этика ненасилия» разрабатывалась
+++C) Л.Толстым
Философская позиция Л.Н.Толстого:
++++B) панморализм
Русский мыслитель XIX века, автор концепции культурно-исторических типов:
++++A) Н.Я.Данилевский;
Представитель русской религиозной философии начала XX в.:
++++D) П.А.Флоренский;
Направление философской мысли, господствовавшее в советский период в России:
+++B) марксизм-ленинизм
Религия древних тюрков:
++++A) тенгрианство
Верховное божество древних тюрков:
++++B) Тенгри
Период зарождения казахской философской мысли:
++++C) Средневековье
Развитие казахской философской мысли начинается с…
++++D) предфилософии протоказахов
Первошаман древних казахов, который обошел четыре конца света в поисках бессмертия:
+++E) Коркыт-ата
Древнеказахский мудрец, призывавший к борьбе со смертью:
+++C) Коркут-ата
Автор философско-дидактической поэмы «Кутатгу билик» («Благодатное знание»):
++++D)Ю.Баласагуни
Произведение Ю.Баласагуни, за которое он был удостоин звания «главного камергера», «министра дворца»:
++++C) «Кутатгу билик»
Крупнейший тюркский мыслитель, автор энциклопедического произведения «Диван лугат ат-тюрк»:
++++D) М.Кашгари
Произведение М.Кашгари:
++++B) «Словарь тюркских наречий»
Выдающийся представитель тюркского суфизма:
++++A) А. Яссауи
Автор философско-теологической поэмы «Дивани хикмет»:
+++C) А. Яссауи.
Осноная идея философско-теологической поэмы А.Яссауи «Дивани хикмет»:
++++A) духовное постижение Бога и слияние с ним
Выдающийся казахский мыслитель, представитель акынов и жырау XV в.:
+++B) Асан Кайгы.
Казахский мыслитель XVII-XVIII вв., представитель искусства жырау:
++++A) Ахтамберды
Начало формирования идеологии Просвещения в Казахстане:
+++E) вторая половина XIX в.
Родоначальник философии казахского Просвещения:
++++C) Ч.Валиханов
Казахский просветитель XIX в., автор произведений: «О мусульманстве в степи», «Записки о судебной реформе», «Предания и легенды киргиз-кайсацской орды» и др.:
+++E) Ч. Валиханов.
Наиболее разработанная часть философских воззрений Ч.Валиханова:
+++D) философия религии
Первый казахский мыслитель, мировоззрение которого основано на демократических идеях:
+++C) Ч.Валиханов
Сфера философских исканий, в которую внес свой основной вклад И.Алтынсарин:
++++B) философия образования;
Философская позиция И.Алтынсарина была близка…
++++B) деизму
Великий казахский поэт и философ-просветитель конца XIX - начала ХХ в.в., автор «Слов назидания»:
+++A) А. Кунанбаев
Главная проблема в философии Абая:
+++D) проблема человека.
Основной этический принцип в философии Абая Кунанбаева:
++++C) гуманизм (Адам бол!).
Понимание Бога-Аллаха в философии Абая:
++++C) творец мира, основа нравственности
Общая позиция Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева по вопросу о соотношении Бога и мира:
+++C) деизм
Казахский мыслитель, оказавший наибольшее влияние на мировоззрение Шакарима Кудайбердиева:
+++A) А. Кунанбаев
Автор философского произведения «Три истины»:
++++A) Ш. Кудайбердиев.
Известное произведение Шакарима Кудайбердиева, в котором он приводит свои аргументы в пользу материализма:
+++E) «Три истины»
«Три истины», о которых писал в одноименном произведении Шакарим Кудайбердиев:
+++D) истина веры, истина науки, истина души
Шакарим Кудайбердиев считал необходимым ввести в систему образования:
++++C) науку о совести
Выдающийся поэт, философ,автор произведения «Каноны мусульманства»:
+++E) Ш. Кудайбердиев.
Наиболее фундаментальное качество человека, согласно учению Шакарима Кудайбердиева:
+++E) чистая совесть.
Выдающийся представитель казахской демократической интеллигенции начала ХХ в., произведения которого содержат просветительскую критику религии:
++++B) С.Торайгыров
Выдающийся казахский мыслитель начала ХХ века, автор романа-поэмы «Камар-сулу», стихов философско-мировоззренческого характера:
++++C) С. Торайгыров.
Выдающийся казахский общественный деятель, писатель, внесший вклад в изучение философских проблем языка:
++++B) А. Байтурсынов.
Известный поэт, писатель, философ-просветитель, автор первого учебника по психологии на казахском языке:
++++E) Ж. Аймаутов.
Выдающийся казахский общественный деятель, писатель и историк, автор знаменитой поэмы «Проснись, казах!», внесший вклад в развитие философии истории:
+++A) М.Дулатов
В начале ХХ века наибольший вклад в развитие философии истории в Казахстане внес:
+++D) М.Дулатов
Наибольшую известность в советское время получили исследования казахстанских философов в области:
+++++D) диалектической логики.
Проблемы национальной истории и сохранения народных традиций с наибольшей полнотой изложены Н.А. Назарбаевым в книге:
++++C) В потоке истории.
Философ-пессимист, основоположник иррационализма в новейшей западной философии:
+++A) А.Шопенгауэр
Философов А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф.Ницше, В. Дильтея, объединяет то, что они – представители:
+++C) иррационализма.
«Мир как воля и представление» - это главное сочинение:
+++E) А.Шопенгауэра
Абсолютное начало, высший космический принцип, всеобщая сущность вещей в философии Ф.Шопенгауэра:
+++C) Абсолютная Воля
«Я единичный», - провозгласил предшественник экзистенциализма, датский философ:
++++A) С.Кьеркегор
Эпитафия на могиле С.Кьеркегора «Я единичный» означает в его философии:
+++C) приоритет единичного над всеобщим
С.Кьеркегор полагал, что подлинной характеристикой человеческого существования является:
+++E) страх и отчаяние
Согласно В. Дильтею, естественные науки должны опираться на метод объяснения, а социально-гуманитарные – на метод
+++C) понимания
Наиболее яркий представитель «философии жизни», призывавший к переоценке всех прежних ценностей в европейской культуре:
+++E) Ф.Ницше
Автор высказывания: «Где ни находил я живое, везде находил я волю к власти»:
+++B) Ф.Ницше
Одно из главных понятий философии Ф.Ницше:
++++C) сверхчеловек
Главный герой известнейшего произведения Ф.Ницше:
+++B) Заратустра
Основоположники позитивизма:
++++B) О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль
Согласно позитивизму, «позитивные» науки должны базироваться на:
++++E) фактах наблюдений и экспериментов
Философия «человеческого существования» в ХХ веке:
+++D) экзистенциализм.
Представители философии экзистенциализма:
+++E) Сартр, Камю, Хайдеггер.
Представитель экзистенциальной философии, автор известного произведения «Бытие и время»:
+++C) М.Хайдеггер
Эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» принадлежат:
+++D) А.Камю
«Бытие и Ничто», «Экзистенциализм- это гуманизм»- произведения:
+++A) Ж.-П.Сартра
Абсурдность жизни человека, бунт личности против антигуманных условий бытия – главные темы в творчестве:
+++E) А.Камю
Концепция «осевого времени» принадлежит
+++E) К.Ясперсу
Экзистенциализм Ж.-П. Сартра можно определить как философию
+D) свободы и ответственности
Произведение А.Камю:
+++E) «Бунтующий человек»
Доказательство бытия Бога в мире, проблема бытия человека, гармония веры и разума, религии и науки – главные темы…
+++E) неотомизма
Определение, характеризующее герменевтику как одно из основных течений философии ХХ века:
+++B) философия истолкования, понимания текстов;