Тема 2 Философия Древнего Китая




Философский памятник Древнего Китая, в котором структура космоса символизируется гексаграммами:

++E) «И цзин»

 

Период становления первых философских школ Древнего Китая, сравнимый по культурной значимости с античностью:

+++B) эпоха соперничества всех школ

 

Понятия, используемые в древнекитайской философии для обозначения взаимодействующих и сменяющих друг друга противоположностей:

++D) «инь» и «ян»

 

«Пять стихий» (первоэлементов) в древнекитайской философии:

+++E) дерево, вода, огонь, металл, земля

 

Древнекитайская философская школа, разработавшая учение об управлении государством на основе единого закона:

+++B) легизм

 

Мо-Цзы – сторонник:

+++D) пути всеобщей любви

 

Философ, политический деятель, историк, основатель китайской государственной религии:

++A) Конфуций

 

Древнекитайский философ, сторонник «пути золотой середины»:

++D) Конфуций

 

Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:

A) приобщение к божественным сущностям

B) удовлетворение жизненных потребностей

C) принцип гуманности;

D) для каждого человека свой принцип

E) принцип недеяния

 

Сущность этико-политических взглядов Конфуция:

+++C) в концепции правового государство

 

Ведущие принципы в конфуцианстве: долг, этикет…

+++D) гуманность

 

Не относится к фундаментальным в философии Конфуция понятие

+++B)сомнение

 

«Человек по природе зол, добрым он становится вследствие воспитания»,- утверждал представитель неортодоксального конфуцианства…

+++E) Сюнь-Цзы

 

Естественный путь вещей в философии даосизма:

+++C) дао

 

Идеал человека в даосизме:

++D) совершенномудрый

 

Философская школа, к которой относится принцип «у-вэй»:

+++C) даосизм

 

Древнекитайский философ, призывавший отказаться от пути цивилизации и вернуться к состоянию «младенца»:

+++B) Лао-Цзы;

 

Основатель стихийной диалектики в древнекитайской философии:

+++A) Лао-цзы

 

В даосизме «у-вэй» означает:

+++B) недеяние

Тотальное страдание и его преодоление – центральная проблема философии:

+++A) Древней Индии;

 

В древнеиндийской философии закон нравственного воздаяния выражен понятием:

+++B) карма;

 

Завершающие тексты ведического комплекса, в которых изложены мировоззренческие идеи, ставшие фундаментом философских школ Древней Индии:

++E) Упанишады

 

В основе мира, одушевленных и неодушевленных предметов лежат шаровидные первоэлементы (ану), как считали представители древнеиндийской философской школы:

++A) вайшешика

 

В древнеиндийской философии «ахинса» означает:

+++E) ненанесение вреда живому

 

Религиозно-философский памятник Древней Индии, часть великого эпоса «Махабхарата»:

+++B) Бхагавадгита

 

Даршаны – это:

+++B) философские школы Древней Индии

 

Ортодоксальная философская школа Древней Индии, теоретическая основа йоги:

++++E) санкхья

 

Неортодоксальная древнеиндийская философская школа, признававшая субстанциальными основами мира четыре элемента-огонь, воду, воздух, землю:

++E) чарвака-локаята.

 

Философская школа Древней Индии, для которой характерна гедонистическая этика:

+++B) чарвака-локаята

 

Махавира Вардхамана – основатель:

+++E) джайнизма.

 

Две вечные независимые субстанции в метафизике джайнизма:

++++C) джива и аджива

 

Цель учения джайнизма:

+++C) освобождение души из сансары

 

Соотношение пракрити и пуруши – основная проблема древнеиндийской философской школы:

+++B) санкхъя

 

Возникновение и распространение буддизма связано с именем:

+++C) Сиддхартхи Гаутамы

 

Главный источник философской школы буддизма:

+++E) Типитака

 

Целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является:

+++A) нирвана

 

Причина страданий человека, согласно «Благородным истинам буддизма»:

+++C) жажда жизни

Наиболее характерная черта античной философии:

+++B) космоцентризм

 

Переход от мифологии к понятийно-философскому мышлению в Древней Греции произошел в

++E) VI в. до н.э.

 

Первоначало мироздания в учении Фалеса:

+++B) вода

 

Древнегреческий мыслитель, автор тезиса: «Числу все вещи подобны», обративший внимание на количественную сторону действительности:

+++B) Пифагор

 

Первоначало мироздания в учении Анаксимандра:

+++D) апейрон

Автор фрагмента: «Этот космос…не создал никто из богов, и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»:

+++В) Гераклит

 

Фрагменты «Все течет», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» принадлежат:

++++B) Гераклиту

 

Основоположник стихийной античной диалектики:

+++B) Герактит

 

Философская школа, впервые противопоставившая умопостигаемое бытие чувственному миру, знание – мнению:

+++A) элейская школа

 

Согласно Пармениду, бытие познается только

+++A) разумом

 

Автор афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует»:

+++E) Парменид

 

Основатель онтологии, автор фрагмента: «Быть или вовсе не быть…»

+++С) Парменид

 

Апория–это:

+++A) непреодолимое логическое затруднение

 

Автор знаменитых апорий «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела»:

+++E) Зенон Элейский.

 

Древнегреческие атомисты:

+++C)Левкипп, Демокрит, Эпикур;

 

Согласно Демокриту, человек отличается от животных:

+++C) особым соотношением атомов души и тела

 

Первыми просветителями античности можно назвать:

+++D) софистов;

 

Высказывание «Человек–мера всех вещей» принадлежит:

+++E) Протагору.

 

Мыслитель, придавший философский смысл дельфийскому изречению: «Познай самого себя»:

+++E) Сократ.

 

Основной метод своей философии Сократ назвал

+++D) «майевтика»;

 

Позиция Сократа, согласно которой источником добра является знание, а источником зла – невежество человека:

+++B) этический рационализм

Автор сократических диалогов:

+++Е) Платон

 

Крупнейший античный философ, по сути, утверждавший своим учением вечность и неизменность общечеловеческих ценностей и принципов морали:

+++С) Платон

 

Платон – основоположник

+++B) объективного идеализма

 

Главное понятие в философии Платона:

+++C) эйдос (идея)

 

«Мир вещей» Платон определяет как

+++B) кажущееся бытие

 

Согласно Платону, познание осуществляется

+++D) посредством припоминания истины душой;

 

Аристотеля называют «первым учителем человечества» за создание:

++E) философского учения, синтезирующего всю мудрость и науку античности

 

«Первая философия» (метафизика) определяется Аристотелем как наука

+++C) о причинах и началах, о сущем как таковом;

 

Две стороны субстанции, согласно Аристотелю:

+++E) форма и материя.

 

Античный философ, считавший разумность и социальность отличительными признаками человека:

+++E) Аристотель

 

Последователи философии Аристотеля:

+++A) перипатетики

 

Античная философская школа, на воротах которой было начертано:

«… здесь высшее благо – наслаждение»:

+++D) Сад Эпикура

 

Принципы «воздержания от суждений» и «невозмутимости» в жизни выдвинула античная философская школа:

+++А) скептиков

 

Эпикур полагал, что человека освобождает от страха перед природой, богами и смертью:

+++E) знание устройства мира

 

Философская школа, характеризующаяся тотальным отрицанием норм, ценностей, институтов общества:

+++B)& киники

 

«Естественная жизнь», к которой призывали стоики,- это жизнь в соответствии

+++C) с разумом;

Согласно философии Плотина, мир возникает в результате:

+++C) эманации Единого

 

Единое, Нус (Ум), Мировая душа, Космос – фундаментальные категории:

+++Е) неоплатонизма

 

Теология–это

+++C) учение о Боге

 

Религиозное учение о конечной судьбе существующего мира и человека:

+++D) эсхатология

 

Характеристика: «Философия – служанка теологии» соответствует периоду

+++E) Средневековья

 

Характерная черта средневековой философии:

+++D) теоцентризм

 

Не относится к основным этапам развития средневековой европейской философии:

+++C) догматика

 

Произведения христианских авторов, ставивших своей целью защиту христианского вероучения:

+++A) апологетика

 

Важный вклад средневековых мыслителей в развитие философии – понимание человека

+++A) как имеющей свободную волю личности

 

Cпецифика методов средневекового философствования определяется принципом:

+++A) Откровения;

 

Афоризм «Верую, ибо абсурдно» приписывается

+++C) Тертуллиану

 

Концепция сотворения мира Богом из ничего:

+++C) креационизм;

 

Учение христианских «отцов церкви»:

+++A) патристика;

 

Выдающийся представитель патристики, автор книг «О граде Божьем», «Исповедь»:

+++E) Аврелий Августин.

 

Период расцвета западноевропейской схоластики:

+++C) XIII в.

 

Выдающийся представитель схоластической философии, автор книг «Сумма теологии», «Сумма философии»(«Против язычников»):

++D) Фома Аквинский;

 

Основанное на учении Фомы Аквинского направление в схоластической философии

+++A) томизм

Фома Аквинский опирался в своей философии на наследие:

+++C) Аристотеля

 

Томизм, доминирующий в миропонимании католической религии, был основан:

+++Е) Фомой Аквинским

 

Противоположные позиции в споре философов средневековья о природе всеобщего, общих понятий:

+++B) реализм и номинализм;

 

Образное наименование метода, противопоставленного У.Оккамом псевдоучености схоластиков:

+++C) «Бритва»;

 

«Не следует умножать сущностей сверх необходимости», - считал

+++D) Уильям Оккам

 

Главный религиозный источник средневековой арабоязычной философской мысли:

+++D) Коран

 

Учение, способствовавшее появлению философии в средневековом исламском мире:

+++A) мутаззилизм

 

Направление средневековой мусульманской мысли, в котором cоздано учение о разуме как высшей способности человека и мериле истины:

+++C) фалсафа;

.

Первый арабоязычный мусульманский философ средних веков:

+++B) Аль-Кинди

 

«Вторым учителем человечества» называют арабо-мусульманского философа:

A) Аль-Фараби;

B) Аль-Газали;

C) Ибн Сину;

D) Ибн Рушда;

E) Аль-Кинди.

 

«Книга исцеления» принадлежит арабо-мусульманскому философу:

+++A) Аль-Фараби;

 

Выдающийся философ и врач арабо-мусульманского средневековья, автор «Канона врачебной науки»:

++B) Ибн Сина

 

Автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»:

+++D) Аль-Фараби;

 

Аль-Фараби полагал, что главной целью человеческой деятельности является

A) счастье

B) материальное благосостояние

C) мистическое слияние с Богом

D) индивидуальное спасение

E) власть над миром

 

Философский трактат «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии» принадлежит:

+++D) Аль-Кинди

 

В философии Аль-Фараби подчеркивается

+++E) социальная природа человека.

 

Книга Ибн Рушда «Опровержение опровержения» была направлена против

+++C) Аль-Газали;

 

Автор книги «Опровержение философов»:

+++A) Аль-Газали;

 

Направление в средневековой мусульманской мысли, искавшее пути достижения личного совершенства человека и мистического слияния с Богом:

+++B) суфизм

 

Создатель первой философии истории на мусульманском Востоке:

+++В) Ибн Халдун

 

Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе, отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм:

+++E) суфизм.

 

Практической реализацией этических норм в суфизме является

+++A) аскетизм

 

В суфизме процесс постижения истины сравнивается с…

+++Е) опьянением

 

Выдающийся средневековый арабоязычный философ, основатель рационалистического направления мысли, известного на Западе как аввероизм:

+++C) Ибн Рушд

 

Основатель теории «двойственности истины»:

+++E) Ибн Рушд.

 

Главная особенность философии эпохи Возрождения:

+++E) антропоцентризм.

 

Характерная черта натурфилософии Возрождения:

+++A) пантеизм

 

Основоположники возрожденческого гуманизма:

А) Д. Алигьери, Ф. Петрарка;

В) Ф.Бэкон, Р.Декарт;

С) И.Кант, Ф.Фихте;

D) К.Маркс, Ф.Энгельс;

Е) М.Лютер, Ж.Кальвин

 

Автор «Речи о достоинстве человека» - манифеста итальянских гуманистов:

+++E) Джованни Пико делла Мирандола.

 

Гуманисты Возрождения утверждали:

+++D) Чудо великое есть человек

 

Выдающийся представитель философии Возрождения, последователь и популяризатор учения Эпикура:

+++A) Лоренцо Валла;

 

Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей:

+++D) Николай Кузанский;

 

Позиция Николая Кузанского по вопросу о соотношении Бога и мира:

+++C) мистический пантеизм

 

«Ученое незнание», противопоставленное Николаем Кузанским догматизму схоластиков, означает:

+++Е) необходимость бесконечного углубления знаний

 

Основатель гелиоцентрической системы мира, мыслитель Возрождения:

+++B). Коперник;

 

Автор произведения «О вращении небесных сфер»:

++B) Н.Коперник

 

Выдающийся философ Возрождения, создатель теории множества миров:

++E) Дж. Бруно.

 

Философ Возрождения, утверждавший: «Природа есть Бог в вещах»:

+++A) Дж.Бруно

 

Название идеального государства Томмазо Кампанеллы:

+++A) «Город Солнца»;

 

Концепцию жесткого реализма в политике выдвинул в эпоху Возрождения:

+++D) Н.Макиавелли

 

Французский гуманист XVI века, мыслитель-скептик, использовавший для изложения своих идей жанр эссе:

+++E) Мишель де Монтень.

 

Девиз, выражающий философскую позицию М. де Монтень:

+++С) «Что я знаю?»

 

Представитель христианского гуманизма эпохи Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости»:

+++С) Эразм Роттердамский

 

Представители Реформации:

++С) М.Лютер, Ж.Кальвин, Т. Мюнцер

Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в.):

+++A) наукоцентризм;

 

Представители эмпирического (опытно-индуктивного) направления в философии Нового времени:

+++B) Ф.Бэкон, Г.Гоббс, Дж.Локк;

 

Основоположник индуктивного метода мышления и эмпиризма:

A) Р. Декарт;

B) Ф. Бэкон;

C) Дж. Локк;

D) Б. Спиноза;

E) Т. Гоббс.

 

Согласно Ф.Бэкону, назначение науки:

+++E) завоевание природы и улучшение условий человеческой жизни.

 

Согласно Ф.Бэкону, научному познанию вредят четыре рода:

+++E) идолов

 

Ф.Бэкон не обнаружил в человеческом интеллекте «идолов»…

+++D) академии

 

Образное название наилучшего способа познания по Ф.Бэкону:

+++А) «Путь пчелы»;

 

Направление новоевропейской философии, утверждающее приоритет в научном познании разума, логики, дедуктивных математических методов:

+++A) рационализм;

 

Научный метод Р. Декарта:

+++A) дедуктивный

 

Онтологическая позиция Р.Декарта:

++++D) дуализм;

 

Философское кредо Декарта:

+++B) Мыслю, следовательно, существую

 

Представитель английского эмпиризма XVII века, применивший естественнонаучный метод к познанию политики и морали:

+++C) Т.Гоббс;

 

Название известного произведения Т.Гоббса, сравнившего государство с библейским чудовищем:

+++E) «Левиафан».

 

Высказывание Дж. Локка: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении» выражает позицию:

+++C) сенсуализма;

 

 

Философская позиция Дж.Беркли:

++++B) субъективный идеализм

 

В известной работе «Три разговора между Гиласом и Филонусом» Дж. Беркли подверг критике:

+++D) материализм

 

«Существовать – значит быть воспринимаемым» - центральный принцип философии

+++С) Дж.Беркли;

 

Философская позиция Д.Юма:

+++B) скептицизм;

 

Философ, учением которого завершается развитие английского эмпиризма:

+++С) Д.Юм;

 

Создатель монистического учения, автор утверждения: «Субстанция есть причина самой себя»:

++++E) Б. Спиноза.

 

Учение Б.Спинозы о субстанции, которая есть «Бог, или Природа»:

+++E) натуралистический пантеизм.

 

Учение о множественности субстанций в новоевропейской философии было создано

+++E) Г.Лейбницем.

 

Основное понятие в философском учении Г. Лейбница:

+++B) монада;

 

Идея универсальности развития в философии Нового времени принадлежит:

+++C) Г.Лейбницу

 

Философ Нового времени, обосновывавший в работе «Теодицея» оптимистическую истину: «Все к лучшему в этом лучшем из миров»:

+++A) Г.Лейбниц

 

Основная идея философии Просвещения XVIII в.:

++++A) культ науки и прогресс человечества;

 

Французский материалист XVIII в., автор книги «Человек – машина»:

++++C) Ламетри;

 

Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия:

A) Вольтер.

B) Гольбах.

C) Ламетри.

D) Дидро.

E) Руссо.

 

Философ- просветитель, создавший учение о роли социальной среды в формировании личности:

++++D)Д.Дидро;

 

Общая философская позиция Гельвеция, Ламетри, Дидро

+++E) механистический материализм

 

Французский философ-просветитель, представитель географической теории общественного развития («географического детерминизма»):

++++D) Ш.Монтескье

 

Выдающийся мыслитель и систематизатор мировоззрения французских материалистов XVIII в., автор книги «Система природы»:

+++A) П.А.Гольбах

 

«Библией материализма» называли современники главный труд П.А.Гольбаха:

+++C) «Система природы»

 

Родоначальник классической немецкой философии:

++++E) И.Кант.

 

Работа И.Канта, в которой сформулирована материалистическая гипотеза о происхождении солнечной системы:

++B) «Всеобщая естественная история и теория неба»

 

«Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»,- так определил предмет философии…

+++D) И.Кант;

 

Автор книги «Критика чистого разума»:

+++D) И.Кант.

 

Главный вопрос работы И.Канта «Критика чистого разума»:

+++A) Как возможно научное знание?

 

Объективно существующий, но непознаваемый внешний предметный мир И.Кант называет:

+++E) «мир вещей-в-себе».

 

И.Кант называет так неразрешимое противоречие разума, стремящегося выйти за пределы своих познавательных возможностей:

++A) антиномия.

 

Доопытные, изначально существующие в сознании человека формы познавательной деятельности И.Кант называет:

+++B) априорные знания

 

Апостериорное знание, согласно И.Канту:

+++C) знание, полученное в результате опыта

 

Пространство и время, согласно И.Канту:

+++A) априорные формы чувственности

Автор формулы абсолютного морального закона: «Человек есть цель, как для самогосебя,так и для других»:

+++A) И.Кант;

 

Основной закон этики И.Канта:

+++A) категорический императив

 

Название основного произведения И. Фихте:

++D) «Наукоучение».

 

Философская позиция И.Г.Фихте:

+++C) субъективный идеализм

 

Согласно И.Г.Фихте, «наукоучением» как фундаментом всех наук должна быть:

A)& философия

B) физика

C) психология

D) социология

E) теология

 

Философская позиция Ф.Шеллинга:

+++B) объективный идеализм

 

Главный предмет философии Ф.Шеллинга:

++C) природа как Абсолют

 

Согласно Ф.Шеллингу, высшая форма познания:

+++A) эстетическое созерцание, искусство

 

Автор произведений «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук»:

+++D) Г.В.Ф.Гегель

 

Философ, впервые обосновавший систему категорий, принципов и законов диалектической логики:

+++C) Г.В.Ф.Гегель.

 

Философское направление, к которому относится система Гегеля:

+++A) объективный идеализм.

 

Последний элемент гегелевской триады:

+++B) синтез

 

Представитель немецкой классической философии, автор работы «Сущность христианства»:

++++) Л. Фейербах.

 

Философская позиция Л. Фейербаха:

++++D) антропологический материализм.

 

В учении Л.Фейербаха человек – существо…

++++C) природное

 

Предмет философии, согласно Л.Фейербаху:

++++E) человек

 

Согласно Л.Фейербаху, сущность религии:

+++D) отчуждение человеческой сущности

Основатели диалектико-материалистической философии:

++++C) К. Маркс и Ф. Энгельс.

 

Непосредственными философскими предшественниками марксизма были:

++++A) Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах

 

Судьба государства, ход истории, согласно марксизму, определяются

++++C) развитием экономики

 

Соотношение общественного бытия и общественного сознания по К. Марксу:

+++A) общественное бытие определяет общественное сознание.

 

Произведение, принадлежащее Ф. Энгельсу:

++++E) «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

 

Наиболее известное произведение К.Маркса:

++++E) «Капитал»

 

Согласно марксизму, совокупность идей, идеологических отношений, организаций и учреждений в обществе:

++++C) надстройка

 

«Общественно-экономическая формация», «базис», «надстройка», «производительные силы», «производственные отношения» - важнейшие понятия философии

++++D) марксизма

 

В классическую “пятичленную” схему этапов истории Маркса не входит понятие:

+++++B) азиатского способа производства

 

В работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулирован основной вопрос…

++++D) философии

 

Автор работы «Материализм и эмпириокритицизм», в которой дано диалектико-материалистическое определение материи:

+++C) В.И.Ленин

 

Произведение П.Я.Чаадаева, в котором поставлена ключевая проблема русской философии - «Восток-Запад-Россия»:

+++B) «Философические письма» («Письма о философии истории»)

 

Согласно Н.Г. Чернышевскому, главный вопрос русской интеллигенции:

++++E) Что делать?

 

 

Русский мыслитель XIX в., развивавший идеи антропологического материализма Л.Фейербаха:

++++D) Н.Чернышевский

 

Русский писатель, философ-материалист, родоначальник революционно-демократической традиции в России:

++++C) А. Радищев

 

Русский ученый и философ, представитель естественно-научного материализма:

+++B)& М.В.Ломоносов

 

Проблема, составлявшая предмет дискуссии между славянофилами и западниками:

++++A) исторические судьбы России и русского народа.

 

Основоположники славянофильства:

+++E) А.С.Хомяков, И.В.Киреевский

 

Согласно А.С. Хомякову, важнейшая задача философии:

+++D) согласование веры и разума

 

Одно из главных понятий славянофильства:

+++B) соборность

 

Основа исторической жизни народа, согласно А.Хомякову:

+++A) религиозная вера

 

Социальный идеал Вл.Соловьева:

++++A) свободная теократия, вселенская церковь

 

Крупнейший русский философ конца XIX века, разрабатывавший идеи «всеединства», «богочеловечества», синтеза культур Востока и Запада:

A) Н.Г.Чернышевский

B) Вл.С.Соловьев

C) В.И.Ленин

D) М.В.Ломоносов

E) Г.В.Плеханов

 

Автор философских работ «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра»:

+++B) Вл.Соловьев

 

«Цельное знание», согласно Вл.Соловьеву:

++++A) синтез научного, философского, религиозно-мистического знания

 

Учение о Софии как «вечной женственности», «душе мира»,конкретном выражении всеединства принадлежит:

++++C) Вл.Соловьеву

 

Представление Вл.Соловьева о совокупном спасении человечества:

+++B) богочеловечество

 

Смысл жизни человека, согласно философии Вл.Соловьева:

+++C) в служении добру

Философскую позиция Вл.Соловьева можно охарактеризовать как

+++D) религиозно-идеалистическую

 

Философская позиция Н.А.Бердяева:

+++D) экзистенциализм и персонализм

 

Согласно персонализму Н.Бердяева, центром всего бытия является:

+++E) человеческая личность

 

Одна из главных тем экзистенциальной философии Н.Бердяева:

++++A) сущность и существование человека

 

Согласно философии Н.Бердяева, человек действительно подобен Богу и является Его сподвижником:

+++A) в творческом процессе

 

Философская позиция Л.Шестова:

+++A) иррационализм

 

Основоположник философии русского космизма:

+++E) Н.Ф.Федоров

 

Главная проблема в работе Н.Федорова «Философия общего дела»:

+++A) победа над смертью

 

Русский мыслитель-космист, основоположник учения о биосфере:

++++D) В.И.Вернадский

 

Русский философ-космист, основатель гелио- и космобиологии:

++++E) А.Чижевский

 

Русский мыслитель-космист и ракетостроитель, считавший главной задачей космической философии помощь человечеству в заселении околосолнечного пространства:

++++C) К.Циолковский

 

«Пассионарность» - ключевое понятие теории

++++E) Н.Гумилева

 

Представитель русской религиозной философии начала ХХ века, автор книг «Философия свободы», «Смысл творчества», «Истоки и смысл русского коммунизма»:

++++A) Н.А. Бердяев.

 

Представитель русского почвенничества, выдающийся мыслитель и писатель, предшественник философии экзистенциализма:

++++B) Ф.М. Достоевский.

 

Главная тема философского размышления Ф.М.Достоевского в «Легенде о Великом инквизиторе»:

++++E) свобода человека

 

Согласно Ф.Достоевскому, абсолютным основанием нравственности может быть только:

+++E) вера в Бога

Сущность человека, как полагал Ф.Достоевский, заключается:

+++A) в стремлении к свободе и самоутверждению

 

В русской философии идеи опрощения, ненасилия, самосовершенствования человека были выдвинуты

+++B) Л.Н.Толстым;

 

В русской философии «этика ненасилия» разрабатывалась

+++C) Л.Толстым

 

Философская позиция Л.Н.Толстого:

++++B) панморализм

 

Русский мыслитель XIX века, автор концепции культурно-исторических типов:

++++A) Н.Я.Данилевский;

 

Представитель русской религиозной философии начала XX в.:

++++D) П.А.Флоренский;

 

Направление философской мысли, господствовавшее в советский период в России:

+++B) марксизм-ленинизм

Религия древних тюрков:

++++A) тенгрианство

 

Верховное божество древних тюрков:

++++B) Тенгри

 

Период зарождения казахской философской мысли:

++++C) Средневековье

 

Развитие казахской философской мысли начинается с…

++++D) предфилософии протоказахов

 

Первошаман древних казахов, который обошел четыре конца света в поисках бессмертия:

+++E) Коркыт-ата

 

Древнеказахский мудрец, призывавший к борьбе со смертью:

+++C) Коркут-ата

 

Автор философско-дидактической поэмы «Кутатгу билик» («Благодатное знание»):

++++D)Ю.Баласагуни

 

Произведение Ю.Баласагуни, за которое он был удостоин звания «главного камергера», «министра дворца»:

++++C) «Кутатгу билик»

 

Крупнейший тюркский мыслитель, автор энциклопедического произведения «Диван лугат ат-тюрк»:

++++D) М.Кашгари

 

Произведение М.Кашгари:

++++B) «Словарь тюркских наречий»

 

 

Выдающийся представитель тюркского суфизма:

++++A) А. Яссауи

 

Автор философско-теологической поэмы «Дивани хикмет»:

+++C) А. Яссауи.

 

Осноная идея философско-теологической поэмы А.Яссауи «Дивани хикмет»:

++++A) духовное постижение Бога и слияние с ним

 

Выдающийся казахский мыслитель, представитель акынов и жырау XV в.:

+++B) Асан Кайгы.

 

Казахский мыслитель XVII-XVIII вв., представитель искусства жырау:

++++A) Ахтамберды

 

Начало формирования идеологии Просвещения в Казахстане:

+++E) вторая половина XIX в.

 

Родоначальник философии казахского Просвещения:

++++C) Ч.Валиханов

 

Казахский просветитель XIX в., автор произведений: «О мусульманстве в степи», «Записки о судебной реформе», «Предания и легенды киргиз-кайсацской орды» и др.:

+++E) Ч. Валиханов.

 

Наиболее разработанная часть философских воззрений Ч.Валиханова:

+++D) философия религии

 

Первый казахский мыслитель, мировоззрение которого основано на демократических идеях:

+++C) Ч.Валиханов

 

Сфера философских исканий, в которую внес свой основной вклад И.Алтынсарин:

++++B) философия образования;

 

Философская позиция И.Алтынсарина была близка…

++++B) деизму

 

Великий казахский поэт и философ-просветитель конца XIX - начала ХХ в.в., автор «Слов назидания»:

+++A) А. Кунанбаев

 

Главная проблема в философии Абая:

+++D) проблема человека.

 

Основной этический принцип в философии Абая Кунанбаева:

++++C) гуманизм (Адам бол!).

 

Понимание Бога-Аллаха в философии Абая:

++++C) творец мира, основа нравственности

 

Общая позиция Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева по вопросу о соотношении Бога и мира:

+++C) деизм

 

Казахский мыслитель, оказавший наибольшее влияние на мировоззрение Шакарима Кудайбердиева:

+++A) А. Кунанбаев

 

Автор философского произведения «Три истины»:

++++A) Ш. Кудайбердиев.

 

Известное произведение Шакарима Кудайбердиева, в котором он приводит свои аргументы в пользу материализма:

+++E) «Три истины»

 

«Три истины», о которых писал в одноименном произведении Шакарим Кудайбердиев:

+++D) истина веры, истина науки, истина души

 

Шакарим Кудайбердиев считал необходимым ввести в систему образования:

++++C) науку о совести

 

Выдающийся поэт, философ,автор произведения «Каноны мусульманства»:

+++E) Ш. Кудайбердиев.

 

Наиболее фундаментальное качество человека, согласно учению Шакарима Кудайбердиева:

+++E) чистая совесть.

 

Выдающийся представитель казахской демократической интеллигенции начала ХХ в., произведения которого содержат просветительскую критику религии:

++++B) С.Торайгыров

 

Выдающийся казахский мыслитель начала ХХ века, автор романа-поэмы «Камар-сулу», стихов философско-мировоззренческого характера:

++++C) С. Торайгыров.

 

Выдающийся казахский общественный деятель, писатель, внесший вклад в изучение философских проблем языка:

++++B) А. Байтурсынов.

 

Известный поэт, писатель, философ-просветитель, автор первого учебника по психологии на казахском языке:

++++E) Ж. Аймаутов.

 

Выдающийся казахский общественный деятель, писатель и историк, автор знаменитой поэмы «Проснись, казах!», внесший вклад в развитие философии истории:

+++A) М.Дулатов

 

В начале ХХ века наибольший вклад в развитие философии истории в Казахстане внес:

+++D) М.Дулатов

 

Наибольшую известность в советское время получили исследования казахстанских философов в области:

+++++D) диалектической логики.

 

Проблемы национальной истории и сохранения народных традиций с наибольшей полнотой изложены Н.А. Назарбаевым в книге:

++++C) В потоке истории.


Философ-пессимист, основоположник иррационализма в новейшей западной философии:

+++A) А.Шопенгауэр

 

Философов А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф.Ницше, В. Дильтея, объединяет то, что они – представители:

+++C) иррационализма.

 

«Мир как воля и представление» - это главное сочинение:

+++E) А.Шопенгауэра

 

Абсолютное начало, высший космический принцип, всеобщая сущность вещей в философии Ф.Шопенгауэра:

+++C) Абсолютная Воля

 

«Я единичный», - провозгласил предшественник экзистенциализма, датский философ:

++++A) С.Кьеркегор

 

Эпитафия на могиле С.Кьеркегора «Я единичный» означает в его философии:

+++C) приоритет единичного над всеобщим

 

С.Кьеркегор полагал, что подлинной характеристикой человеческого существования является:

+++E) страх и отчаяние

Согласно В. Дильтею, естественные науки должны опираться на метод объяснения, а социально-гуманитарные – на метод

+++C) понимания

 

Наиболее яркий представитель «философии жизни», призывавший к переоценке всех прежних ценностей в европейской культуре:

+++E) Ф.Ницше

 

Автор высказывания: «Где ни находил я живое, везде находил я волю к власти»:

+++B) Ф.Ницше

 

Одно из главных понятий философии Ф.Ницше:

++++C) сверхчеловек

 

Главный герой известнейшего произведения Ф.Ницше:

+++B) Заратустра

 

Основоположники позитивизма:

++++B) О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль

 

 

Согласно позитивизму, «позитивные» науки должны базироваться на:

++++E) фактах наблюдений и экспериментов

 

Философия «человеческого существования» в ХХ веке:

+++D) экзистенциализм.

 

Представители философии экзистенциализма:

+++E) Сартр, Камю, Хайдеггер.

 

Представитель экзистенциальной философии, автор известного произведения «Бытие и время»:

+++C) М.Хайдеггер

 

Эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» принадлежат:

+++D) А.Камю

 

«Бытие и Ничто», «Экзистенциализм- это гуманизм»- произведения:

+++A) Ж.-П.Сартра

 

Абсурдность жизни человека, бунт личности против антигуманных условий бытия – главные темы в творчестве:

+++E) А.Камю

 

Концепция «осевого времени» принадлежит

+++E) К.Ясперсу

 

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра можно определить как философию

+D) свободы и ответственности

 

Произведение А.Камю:

+++E) «Бунтующий человек»

 

Доказательство бытия Бога в мире, проблема бытия человека, гармония веры и разума, религии и науки – главные темы…

+++E) неотомизма

 

Определение, характеризующее герменевтику как одно из основных течений философии ХХ века:

+++B) философия истолкования, понимания текстов;

 

Крупный вклад в р<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: