Урок литературы по теме «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник»
Учебный предмет | Литература |
Класс | |
Тема | Творчество А.С. Пушкина. Роман «Дубровский» |
Базовый учебник | Автор-составитель Г.С. Меркин – М.: Русское слово, 2013. – 328 с. |
Тема урока: «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник» | |
Место урока в теме:четвёртый в теме | |
Тип урока: Урок усвоения новых знаний | |
Дата урока: 12.11.2016 | |
Образовательные ресурсы: презентация, учебник, рабочие листы | |
Цель урока: | |
Задачи урока: Предметные: Выявить причины неспособности героя, наделённого лучшими личностными качествами, изменить законы, признанные обществом Метапредметные: Освоить следующие общеучебные умения на уровне применения: 1.14Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности 3.2.4Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать сходство по нескольким аспектам 2.1.25Осуществлять цитирование письменного текста 2.3.2Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения 1.12.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму | |
Планируемые образовательные результаты: Выявлятьчерты народной сказки Получат возможность научиться:Выполнять неполное комплексное сравнение. Осуществлять цитирование письменного текста Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения |
План урок
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
|
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Метапредметная карта урока
Этапы урока | Осваиваемое УУД с указанием уровня | ОДД (ориентировочная основа действия)освоения УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1.14 Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности | Умение планировать действия в соответствии с учебной целью | Учитель просит сформулировать цель и задачи урока | Учащиеся проговаривают определение цели (Цель – это желаемый результат. Задачи – это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат) и формулируют цель урока. |
4. Этап усвоения новых знаний и умений. | 3.2.4.Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. сходство по нескольким аспектам 2.1.25 Осуществлять цитирование письменного текста | Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это наличие общего. Цитирование – умение приводить откуда-либо цитату. Цитата – дословная выдержка из текста. | Учитель даёт задания по сравнению пушкинской сказки и народных сказок на уровне сюжета и композиции Учитель предлагает, обратившись к тексту сказки, выбрать цитаты, подтверждающие то или иное качество героя | Учащиеся выполняют задания (читают тексты, заполняют таблицу), делают выводы о сходстве пушкинской сказки и народных сказок на уровне сюжета и композиции Учащиеся выбирают фразы из текста, строят своё высказывание по предложенному учителем плану |
5. Этап первичного понимания | 2.3.2 Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения (неструктурированное наблюдение) | Наблюдение – это метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. Неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определён только объект наблюдения. | Дает установку на самостоятельную работу в группах. | Учащиеся разделяются на группы по и совместно выполняют задание |
8. Рефлексия | 1.12.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму | Алгоритм – это предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определённого типа. | Учитель предлагает учащимся оценить свою учебную дея- тельность и деятельность одноклассни- ков по опре- деленному алгоритму | Самооценка учебной деятельности: – Какой цели мы достиг- ли на уроке? – Все ли шаги по дости- жению цели урока вы- полнены? – Что было трудным? Как вы с этим справи- лись? – Что было самым ин- тересным? – К какому выводу мы пришли? |
Ход урока
|
1. Организационный этап.
Мы продолжаем с вами изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Посмотрите фрагмент фильма Вячеслава Никифорова 1988 года, созданного по роману.
- Есть ли такой эпизод в произведении? Обратимся к 7 главе романа. Найдите соответствующие строчки.
|
-А почему же создатели фильма придумали этот эпизод? На что хотели обратить внимание? Чем так поражён Троекуров?
- Предположите, какая тема нашего урока? (Мы будем говорить о Владимире Дубровском)
Постановка цели и задач урока
Владимир Дубровский - …….гвардейский офицер,……… учитель,……… разбойник.
Подберите эпитеты, подходящие по смыслу (необыкновенный, благородный, доблестный). Кстати, фильм, фрагмент которого вы смотрели, называется «Благородный разбойник Владимир Дубровский»
- Какие же цели и задачи мы поставим? (выяснить, как он проявляет себя в разных ролях, какие моральные качества присущи герою, что руководит его поступками (разум или чувства) и может ли он изменить законы, признанные обществом)
- Каким образом будем добиваться их осуществления? (Проанализируем поведение Дубровского в разных ситуациях). Какие эпизоды вы бы предложили для рассмотрения?
(Жизнь героя в Петербурге, болезнь и смерть отца, пожар в усадьбе, Дубровский – разбойник, Дубровский – учитель, Дубровский разоблачает себя)
Актуализация знаний
На доске перед вами – открытки с иллюстрациями Дементия Алексеевича Шмаринова к роману. Нужно пойти к доске и выбрать иллюстрации к тем эпизодам, которые будут рассматриваться на уроке. (события 4-11 главы)
- Что мы знаем о герое ещё до приезда его в Кистенёвку?
- Каким мы видим Владимира Дубровского в Петербурге? (чтение третьего абзаца 3 главы)
(Окончив Кадетский корпус, Владимир Дубровский поступает на службу в гвардейский полк (элитное подразделение армии) - недостойных, наверное, туда не возьмут.
Привязан к отцу, любил семейственную жизнь, которой был лишён.
С другой стороны, живёт беспечно, беззаботно.)