1) - Когда всё меняется в его жизни?
- Что испытывает герой, когда получает письмо из Кистенёвки? Выберите предложения из текста, прочитайте.
- Что вы ещё добавите к чертам характера героя, которые успели назвать? (любящий, неравнодушный, умеющий глубоко чувствовать, действующий часто под влиянием чувств)
- В каких ещё эпизодах эти качества проявляются? (когда он подъезжает к Кистенёвке, когда видит отца, когда прогоняет Троекурова)
- Чувства, которые испытывает герой, помогают ему или мешают? (Владимир тяжело переживал болезнь отца. Поглощённый своими чувствами, он бездействует. Это и приводит к катастрофе – потере имения.)
- После смерти отца, после похорон мы видим Дубровского в Кистенёвской роще. Какой он представляет свою жизнь? Знает ли он, что ему делать дальше? Докажите текстом.
2) А.С. Пушкин всегда очень внимательно относился к словам. И нам сейчас предстоит решить литературную задачу, поработав с двумя словосочетаниями: «странные чувства» и «страшные мысли».
Перед вами два отрывка из текста. Прочитайте их, узнайте эпизод и поясните, что за «странные чувства» и «страшные мысли» волновали Дубровского.
Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. «Отец ты наш, — кричали они, целуя ему руки, — не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим». Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его. «Стойте смирно, — сказал он им, — а я с приказными переговорю». — «Переговори, батюшка, — закричали ему из толпы, — да усовести окаянных».
«И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую …или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик…. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец все утихло.
|
(Первый эпизод – когда судейские чиновники приехали отбирать имение и народ был готов к бунту. В Дубровском же только зарождается «странное чувство» - чувство протеста, он пока отдаёт себе отчёт в том, к каким последствиям может привести бунт, и приказывает дворовым разойтись.
Второй эпизод – последняя ночь в родном доме. Герой не может допустить, чтобы дорогие сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук. Поэтому рождаются «страшные чувства» - сжечь дом. То есть герой твёрдо решил не покоряться обстоятельствам.
3) Просмотр фрагмента фильма. (Эпизод пожара)
- Вы готовили цитатные планы 6 главы, сравните ваши планы и планы на слайде. Какой на ваш взгляд, важный пункт плана пропущен? («Постой… кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их»)
- Какой приказ отдаёт Дубровский и как его выполняет Архип?
- Каким перед нами предстаёт здесь Дубровский? (Убивать приказных – бессмысленная жестокость, мы не можем сказать, что герой обладает таким качеством.)
- А что произошло дальше? (Архип спасает кошку)
- Почему Пушкин вносит этот эпизод? (Автор хочет показать, что злоба – не единственное выражение натуры Архипа. Он может быть и добрым, и суровым, в нём сплетена покорность и мятежность).
|
4) Дубровский – разбойник.
- Ещё в одной роли появляется перед нами Дубровский – в роли разбойника.
- Почему он становится разбойником? Что им руководит? (Нежелание подчиняться несправедливым законам, форма замозащиты.)
- Обозначая тему, мы назвали его «благородным разбойником»? Почему? Найдите в 7 главе ответ на вопрос. («Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». То есть даже сделавшись разбойником, Дубровский остаётся служителем справедливости.)
5) Дубровский - учитель Дефорж.
- Когда вы догадались, что француз-учитель, появившийся в доме Троекурова, это Дубровский? А как вы догадались? (По его необыкновенным поступкам, например поведению в медвежьей комнате, когда мы видим, как храбро и с каким достоинством он держит себя.)
- А для чего Дубровский проникает в дом Троекурова? (Хочет отомстить ему.)
- Почему отказывается от мести? (Полюбил Марью Кирилловну)
- А здесь чувства помогают или мешают герою? (Мешают свершиться его «кровавому подвигу, помогают остаться человечным, благородным).
7) – А кто очень сильно боится Дубровского и почему? (Антон Пафнутьич Спицын, который лжесвидетельствовал против отца Дубровского и теперь боится мести сына).
- Почему Дубровский разоблачает себя перед Спицыным? (Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.)
|
Первичное закрепление
- Итак, мы рассмотрели поведение Дубровского в разных эпизодах, видели его в разных ролях, выявили мотивы его поступков, узнали, какими качествами обладает герой.
Подведём итоги.
Вставьте подходящие по смыслу слова в текст.
Владимир Дубровский наделен…, …, …, способностью…. Однако в каждой своей роли он| остается прежним — сыном…, но …дворянина (…разбойник, …слуга). Человечность в Дубровском побеждает…. Герой чаще руководствуется…, чем соображениями пользы. Он так же, как и…, не в силах изменить…, признанные обществом.
- Вернёмся к названию темы. С каким, быть может, эпитетом вы не совсем согласны?
- Что обозначает слово «благородство»? (Благородство – это высокая нравственность, самоотверженная честность и открытость.)
- Совместимы ли понятия «благородство и разбой»? Может ли офицер, человек, для которого понятие чести не пустой звук, пойти грабить на больших дорогах?
Вспомните первый фрагмент фильма. Троекуров поражён, как может дворянин, офицер жечь людей. Мы знаем, что Дубровский приказывал Архипу отпереть двери, но мы не можем сказать, что Дубровский не виноват в гибели приказных.
- Сочувствуете ли вы Дубровскому?
- Оправдываете ли его поступки?
Рефлексия.
– Достигли ли мы тех целей, которые ставили на уроке?
- Достигли ли вы своих личных целей?
- Было ли вам интересно?
- Всё ли для вас стало понятным или остались вопросы?
- Посмотрите на слайд. Перед вами темы пробных сочинений 11 класса.
( Что руководит поступками человека в экстремальной ситуации: разум или чувства?
Книга о чести и бесчестии, которая меня воспитала?
«Величайшая победа – победа над собой» (Цицерон)
Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту?
Может ли дружба перерасти во вражду?)
- Можно ли, на ваш взгляд, раскрыть эти темы, используя роман Пушкина «Дубровский»
- О чём это говорит?