Практическая работа. Подготовка пособий по развитию тонкой моторики рук детей с дизартрией.




Недостаточность функции рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы. Это положение обосновывается данными М.М.Кольцовой о значении двигательного анализатора в развитии как моторной, так и сенсорной речи ребенка. Автор экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и становится более совершенной.

Недостатки развития мелкой моторики у детей с дизартрией проявляются:

-в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;

-затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;

-невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

-снижении двигательной памяти и самоконтроля;

-замедленности, застревании на одной позе.

Кроме того, при дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц.

После тщательного анализа различной литературы практического характера по развитию мелкой моторики рук выявилась возможность выстроить систему работы с детьми старшего дошкольного возраста для повышения эффективности процесса развития и коррекции речи.

В реализации данной системы ведущая роль отводится учителю-логопеду. Он планирует все виды работ, разучивает с детьми наиболее сложные из них (сопряженная артикуляционная гимнастика, приемы самомассажа), консультирует воспитателей и родителей.

Для подготовки детей к обучению были выделены два направления развития мелкой моторики: 1) пальчиковый игротренинг; 2) формирование графомоторных навыков.

К задачам развития мелкой моторики относятся:

  • Ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;
  • Развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;
  • Формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;
  • развитие зрительно-моторной координации.

Вся система работы по развитию мелкой моторики рук должна реализовываться поэтапно. Были выделены несколько групп упражнений.

Первая группа -упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. К этой группе относится самомассаж и массаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения. При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

Для массажа используют приспособления и мелкие предметы: массажные щетки («ежики»), маленький каучуковый мячик, грецкий орех, карандаши.

Вторая группа – упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики - сопряженная гимнастика.

Третья группа – упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Например, упражнения с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем.

Четвертая группа – упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками.

Пятая группа – самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами; на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами.

Шестая группа – упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. В работе по формированию графомоторных навыков используют опыт копирования геометрических форм, соединение контура рисунка по точкам, раскрашивание картинок внутри контура с применением шаблонов.

Для развития мелкой моторики в свободной деятельности детям предлагают игры: «Собери бусы», «Вырежи и наклей», «Шнуровки», разнообразные мозаики, мелкий конструктор.

Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей со стертой формой дизартрии уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: