Развитие коммунального хозяйства




Характеристика социально-экономического положения

Остров Шикотан входит в состав Южно-Курильского городского округа Сахалинской области. Население острова составляет 3319 человек, и проживает в двух сельских населенных пунктах – с. Малокурильское (2293) и с. Крабозаводское (1026). Иные населенные пункты на острове отсутствуют

Основную часть территории острова (71%) занимает заказник «Малые Курилы», наличие которого существенно осложняет ведение экономической деятельности и реализацию проектов капитального строительства.

Основу экономики острова составляет рыбохозяйственный комплекс. Более 80% валового объема реализации товаров, работ, услуг по острову обеспечивают филиал «Крабозаводск» АО «Курильский рыбак» и ООО «Рыбокомбинат ОСТРОВНОЙ».

Производство электрической, тепловой энергии, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, коммунальному обслуживанию осуществляют ООО «Шикотанский водоканал», ООО «Дальэнергоинвест», МУП «Шикотанское жилищное управление».

В сфере строительства и организации благоустройства деятельность осуществляют ООО «Курильские острова», ООО «СахСпецСтрой», ООО «Техностройгарант» и др.

В сфере потребительского рынка, общепита и оказания бытовых услуг работают около 30 юридических лиц и предпринимателей.

Социальная инфраструктура острова представлена детскими дошкольными учреждениями и школами в селах Крабозаводское и Малокурильское,


Экономическое развитие

В рамках поступательного развития рыбохозяйственного комплекса острова в настоящее время находятся в различных стадиях реализации инвестиционные проекты «Создание рыбоперерабатывающего комплекса «Островной» в с. Малокурильское, о. Шикотан», реализуемый УК «Дальневосточный рыбак» (инвестиционная стадия) и «Строительство рыбоперерабатывающего производства мощностью до 1000 т в сутки», реализуемый АО «Курильский рыбак» (стадия эксплуатации).

Общий объем переработки водных биоресурсов двумя рыбообрабатывающими комплексами в 2023 году приблизится к 650 тыс. тонн рыбы в год. В то же время, объемы запасов сайры, скумбрии и сардины-иваси, доступные к вылову в акватории, приуроченной к Южной группе Курильских островов, составляет по некоторым оценкам до 2 млн. тонн. Однако товарные качества выловленной рыбы существенным образом зависят от логистики доставки улова на берег и возможности его переработки в короткие сроки.

Таким образом, основные вопросы развития рыбохозяйственного комплекса заключаются в эффективном управлении добывающим флотом и оптимизации временных затрат на подготовку к переработке рыбы, с целью максимизации загрузки производственных мощностей.

С учетом смены сезонов промысла (минтай, сайра, скумбрия, сардина, треска, белорыбица) в течение года обеспечивается практически равномерная загрузка мощностей рыбообработки.

В целом, необходимо отметить, что эксплуатация запасов ВБР (особенно - ценных видов), нагуливающихся в естественных условиях, близка к пределу экономической эффективности. Таким образом, необходимо обеспечить интенсификацию рыбного хозяйства через внедрение методов и процедур индустриальной морской аквакультуры.

Акватории Малой Курильской гряды относятся к наиболее подходящим для развития аквакультуры за счет сочетания природных факторов (апвеллинг, высокая интенсивность биопродукции) и экологической чистоты.

В последние годы, добыча ценных видов биоресурсов (морские ежи, гребешки, голотурии, крабы, креветки) колеблется около 25 тыс. тонн в год. В то же время, по оценкам специалистов, на Малых Курилах с возможно выращивать до 75 тысяч тонн ценных видов ежегодно.

Учитывая изложенное, безусловно, наиболее перспективным направлением, способным придать дополнительную динамику экономическому развитию
о. Шикотан является аквакультура.

Для развития аквакультурных производств необходимо обеспечить обследование акваторий о. Шикотан и иных островов Малой Курильской гряды для последующего формирования рыбоводных четкой специализации.

Также необходимо обеспечить наличие маточного хозяйства, обеспечивающего нерест и выращивание молоди целевых видов ВБР. Реализовать такое производство можно в кооперации с рыбохозяйственной наукой и прикладными лабораториями Тихоокеанского Госуниверситета, а также Институтом биологии моря ДВО РАН.

Концентрация на дополнительных объемах выращивания высокомаржинальных ВБР обеспечит прирост выручки от реализации в комплексных производственных цепочках.

Одновременно, будет обеспечена реализация нескольких десятков инвестиционных проектов, направленных на выращивание из полученной молоди товарной продукции с объемом реализации в 8,8-9,5 млрд. рублей в год, что сопоставимо с выручкой крупных рыбообрабатывающих производств.

Однако комплексным сдерживающим фактором развития индустриальной аквакультуры является заказник Малые Курилы.

Туризм

Еще одним ключевым направлением развития экономики острова является индустрия гостеприимства. Имеющееся в настоящее время количество гостиниц и мест размещения на острове явно недостаточно для обслуживания туристского потока, что является безусловным тормозом в дальнейшем развитии. Однако, в результате комплекса мероприятий по созданию опорной туристической инфраструктуры, ситуация будет изменена.

В соответствии с согласованными решениями, необходимо развитие сети технологических проездов по территории острова, обустройство точек притяжения на острове (стандартным набором средств – аншлаги, монокуляр, площадка наблюдения и фотографирования, биотуалет, герметично закрывающийся ящик для мусора).

Кроме того, для обеспечения комфорта проживания и пребывания на острове, планируется создание сети глэмпингов – экодеревень, на основе модульных домов, обеспеченных всем необходимым автономно.

Также предполагается реализация трех инвестиционных проектов по созданию гостиничных комплексов.

Однако, реализация всех мероприятий в сфере туризма зависит от регулярности пассажирского сообщения с островом и наличия возможности оперативно скорректировать планы проведения досуга.

Учитывая эти ограничения, ключевыми объектами инфраструктуры туризма являются также скоростные суда и оборудование проездов к местам притяжения. В настоящее время ведется проработка вопроса приобретения двух или более скоростных морских судов, которые должны обеспечить регулярность и скорость доставки заинтересованных потребителей-туристов на остров и их отправку назад без задержек.

Развитие индустрии туризма на острове должно являться одним из механизмов повышения реальных доходов граждан, деловой активности в целом, а также – собственных доходов местных бюджетов.

Транспорт

На территории острова имеется два морских терминала – Малокурильское и Крабозаводское, входящие в состав морского порта Невельск. Морское регулярное пассажирское сообщение c о. Сахалин осуществляется теплоходом «Игорь Фархутдинов», с островом Кунашир – самоходными плашкоутами «Дружба» и «Надежда». Грузовое морское сообщение осуществляется без ограничений.

В морском терминале «Малокурильское» грузопассажирские операции осуществляются на причале, оконченном строительством в 2011 году и находящемся в областной собственности. В настоящее время причал передан в пользование ООО «Рыбокомбинат ОСТРОВНОЙ».

Рыбокомбинатом запланирован масштабный проект реновации береговой линии бухты Малокурильская, предусматривающий оборудование рыбоприемного причала, береговых причальных стенок, формирование судоремонтных мастерских с сооружением слипов и иных технических приспособлений.

Государственной программой «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» (далее – Программа) запланировано проведение мероприятий по берегоукреплению бухты, в рамках которых также планируется строительство береговых причальных сооружений.

Особое внимание необходимо грузовому пирсу Малокурильского, завершенному строительством в 2010 году. Этот объект, по имеющимся данным, строился с отклонениями в технологии, и нуждается в реконструкции. Кроме того, параметры грузопассажирских судов «И. Фархутдинов» и PV22 исключают правильную постановку к этому причалу. Для решения вопроса необходима реконструкция пирса с удлинением минимум на 20-25 м или оборудование береговой причальной стенки (и дноуглубление), в рамках мероприятий по берегоукреплению.

Еще одной проблемой является отсутствие специализированного причала для разгрузки ГСМ. В перспективе, необходимо строительство двух очередей топливного причала в южной части бухты с оборудованием причального сооружения и перекачивающего устройства на первом этапе и строительством инфраструктуры приемки, хранения и регазификации СПГ - на втором.

В морском терминале «Крабозаводское» имеются два причальных сооружения – построенный в 2013-2015 годах в режиме ГЧП основной причал и наплавной причал понтонного типа. Оба причальных сооружения используются АО «Курильский рыбак» для обслуживания рыболовного флота.

В перспективе, целесообразно строительство грузового причала на юге острова (предположительно в бух. Звездная), для маломерного флота, занятого на обслуживании мариферм в акватории Малой Курильской гряды и бухтах острова.

Морское пассажирское сообщение между островами Кунашир и Шикотан осуществляется самоходными плашкоутами, переданными в формате гуманитарной помощи от Японии в конце 1990-х годов. Данные суда маловместительны, малокомфортны и тихоходны. Для активизации пассажирского сообщения, в том числе для развития туризма, необходимо обновление флота с доведением скорости доставки пассажиров из Южно-Курильска до Малокурильского до полутора часов. В этих условиях становится возможной организация двух возвратных рейсов в день, которые, в совокупности с новыми грузопассажирскими судами на линии Корсаков – Курильские острова, снимут вопрос обеспечения транспортной доступности о. Шикотан.

Авиасообщение осуществляется с островами Кунашир и Итуруп вертолетами Ми-8. Авиационное транспортное сообщение нестабильно, т.к. сильно зависит от погодных условий.

Для снятия ограничений, целесообразно осуществление строительства взлетно-посадочной полосы на о.Шикотан, для организации сообщения с островами Кунашир и Итуруп, в перспективе – с островом Сахалин с использованием самолетов. Для строительства полосы пригодны несколько площадок на острове, но по метеорологическим параметрам лучшая площадка находится на территории заказника «Малые Курилы», в предгорьях горы Ноторо. Альтернативой может служить площадка, находящаяся рядом с межпоселковой дорогой, в лощине выходящей в бухту Отрадная. Однако выносы тумана из бухты, а также близкое расположение площадок размещения ТКО и планируемого объединенного энергоцентра – препятствуют ее использованию.

Дорожное хозяйство острова представлено межпоселковой дорогой Малокурильское – Крабозаводское протяженностью 6,5 км, по которой осуществляется регулярное автобусное сообщение между селами и улично-дорожной сетью сел. Для решения вопроса асфальтирования дорог, в 2019 году на остров приобретен и доставлен асфальто-бетонный завод.

Подготовлен проект реконструкции с оборудованием асфальтобетонного покрытия межпоселковой дороги. Необходимо бюджетное финансирование в 2021-2023 годах в объеме около 700 млн. рублей.

Реконструкция улично-дорожной сети (УДС) предполагает формирование необходимой инфраструктуры и асфальтирование улиц населенных пунктов, включая частный сектор. Проекты реконструкции УДС разрабатываются муниципалитетом в настоящее время.

Иные дороги на острове существуют в виде временных проездов, так как их модернизация невозможна в том числе - из-за ограничений, накладываемых функционирующим заказником. В особенности это относится к наиболее посещаемым маршрутам на острове – к маяку Шпамберга, бухте Димитрова, бухте Дельфин. Обновление дороги и водопропускных сооружений вынужденно осуществляется нерегулярно, с нарушением режима заказника частными лицами. Перспективные проекты по развитию аквакультуры и туризма, потребуют наличия дорог, отвечающих минимальным требованиям безопасности.

В дальнейшем - целесообразно строительство дороги до бух. Звездная в параметрах дороги 4 категории, с переходным типом покрытия, для обеспечения транспортной доступности юга острова при реализации проектов в сфере аквакультуры и туризма. Кроме того, в районе бухт Звездная и Дельфин возможно строительство детского лагеря.

Еще одним нерешенным до настоящего времени вопросом является реконструкция морского пункта пропуска (МПП) в морском терминале Малокурильское. В настоящее время, все операции по оформлению трансграничного перемещения товаров, включая уловы ВБР осуществляются в МПП Южно-Курильск, пропускной способности которого явно недостаточно для обслуживания всего рыбопромыслового флота данного района плавания. Нередки случаи, когда простой судов, в ожидании оформления, длится несколько суток.

Решение о реконструкции должно приниматься Минтрансом России по согласованию с центральными аппаратами контролирующих структур. Для принятия положительного решения необходимо оборудования здания, соответствующего установленным требованиям. В настоящее время, предполагается только оборудование временных сооружений для пункта пропуска на базе Рыбокомбината.

Энергетика.

Необходимость устойчивого снабжения объектов жизнеобеспечения, производственных предприятий, населения острова электроэнергией формирует необходимость системного подхода к планированию мероприятий по реконструкции энергосистемы. К сожалению, до настоящего времени, принимаемые решения не обладают системной логикой, что приводит к перерасходу средств и экономической неэффективности.

В настоящее время на острове сформированы четыре изолированных энергоисточника: ДЭС Малокурильское, ДЭС Крабозаводское, ЭС «Курильского рыбака», ЭС «Рыбокомбината», функционирование которых осуществляется изолированно, без перетоков мощности. Существующая (построенная в 2014 году) линия 10 кВ между селами - не используется и ветшает.

Из указанных энергоисточников максимальной экономичностью и эффективностью обладает ДЭС Крабозаводское, построенная в 1999 году по линии гуманитарной помощи Японии. На станции использован агрегатный парк среднеоборотных дизель-генераторов Daihatsu, обладающих ресурсом более
250 тыс. часов. Среднеоборотные дизель-агрегаты - менее требовательны к качеству ГСМ и предназначены для несения постоянной нагрузки. Их более высокая стоимость многократно окупается при эксплуатации за счет сниженного расхода топлива и масла, а также кратно меньших ремонтных фондов. Кроме того, их ресурс в три раза превышает ресурс высокооборотных генераторов.

Остальные энергоцентры, включая два изолированных, производящих электроэнергию для производственных мощностей рыбохозяйственных предприятий, используют высокооборотные дизельные генераторы.

Для оптимизации затрат бюджета на строительство и обеспечение эксплуатации энергосистемы целесообразно строительство единого энергоцентра с установленной мощностью 36-38 МВт, на основе двухтопливных среднеоборотных генераторов высокой единичной мощности. Такой энергопарк позволит обеспечить необходимую экономичность, резервирование и перспективную возможность использования СПГ в энергогенерации.

Объем потребностей включает в себя объемы расчетного потребления рыбохозяйственных предприятий (15,2 и 6 МВт), коммунальных объектов, жилищного фонда и социальной сферы в селах, а также резервирование энергомощностей. В то же время схема загрузки мощностей (основные потребители – рыбохозяйственные организации, промысел которых сезонный) исключает использование крупных энергоагрегатов для большей маневренности

В перспективе потребуется формирование изолированных энергоисточников в местах расположения предприятий аквакультуры и туристских объектов.

Энергосетевая инфраструктура представлена городскими сетями напряжением 6 кВ и 0,4 кВ. Единственная ВЛЭП 10 кВ между селами, проложенная параллельно существующей дороге, не эксплуатируется и ветшает.

При строительстве единого энергоцентра необходимо предусматривать строительство сетей 35 кВ до с. Малокурильское и с. Крабозаводское. Дальнейшее развитие энергосетевой инфраструктуры возможно при экономической целесообразности строительства.

Строительство единого энергоцентра требует решения комплекса вопросов, включающих подбор площадки центра (подходящей по сейсмичности, экологическим, метеорологическим, логистическим параметрам), а также решение вопроса топливоснабжения. Вариант расположения площадки энергоцентра также должен учитывать необходимость формирования охранной и санитарно-защитной зоны.

Все указанные ограничения исключают возможность строительства энергоцентра вблизи сел, ограничивая выбор площадки либо территорией заказника, либо необходимостью переноса площадки энергоцентра за бухту Горобец. Однако, расположение за бухтой Горобец - кратно удорожает строительство центра, систем топливоснабжения и системы выдачи мощности.

Учитывая изложенное, площадка, находящаяся на территории заказника, фактически становится безальтернативной.

Жилищное строительство

Жилищный фонд с. Малокурильское и Крабозаводское, включает значительную долю ветхого и аварийного жилья. По состоянию на 01.08.2020, общий объем такого жилья составляет 15 610 кв. м.

Однако, даже в случае расселения всего ветхого фонда, обеспеченность граждан, проживающих на Шикотане, жилыми помещениями останется низкой (<14 кв. м / чел.) и продолжит уменьшаться. Этому способствует улучшение демографии и реализация инвестиционных проектов, привлекающая граждан к переезду на Шикотан на постоянное место жительства.

Таким образом, целесообразно дальнейшее строительство жилья, на территории острова, в объеме не менее 1 кв. м на человека в год на протяжении 7-8 лет, однако в настоящее время, свободные и обеспеченные инфраструктурой земельные участки в границах поселений практически исчерпаны.

В данном случае необходимо развитие поселений через включение в их границы новых земельных участков и районов. Так, в с. Крабозаводское возможно включение в границы поселения земельного участка с кад. № 65:25:22:125, переданного от Минобороны России. Данный земельный участок имеет ровный рельеф, площадь почти 26 га и находится вблизи существующей инфраструктуры.

Также, на территории села находится пригодный к застройке район улицы Юбилейной. Площадь этого участка составляет более 4 га, что также позволяет осуществлять комплексную застройку. Для осуществления комплексной застройки необходимо модернизировать инфраструктуру участка.

Вкупе, два участка позволят осуществить проекты жилой застройки с возможностью расселения около 9 тыс. человек (по действующим градостроительным нормам).

В селе Малокурильском развитие жилой застройки сдерживают следующие факторы:

- примыкание к границам поселения территории заказника;

- наличие значительных по площади цунами- и паводкоопасных зон;

- сложный рельеф местности.

Кроме того, значительные по площади земельные участки используются рыбокомбинатом для производственной и иной деятельности.

Вариантами решения проблемы могут быть последовательная реконструкция системы водохранилищ на р. Отрада и водопропускных сооружений на улицах Болотная, Луговая, Спортивная, Строительная, а также мероприятия по берегоукреплению русла реки. В этом случае возможно устранение паводковых явлений и эффективное использование долины реки (около 11 га). Радикальным решением в данном случае может быть перепланировка русла реки и осуществление строительства водоотводного канала вдоль левого борта долины по кратчайшему пути к морю. При этом нижняя часть прежнего русла может быть рекультивирована и застроена.

По настоящему комплексное решение проблемы развития жилой застройка в селе Малокурильское возможно только при расширении границ села и включения в него дополнительных, значительных площадей.

Кроме того, отмечается, что из-за кадастровых ошибок и неточностей, в настоящее время все водозаборы села находятся на территории заказника. В соответствии с действующим положением о заказнике, проведение любых работ на этих объектах критически важной инфраструктуры, требует согласования Минприроды России. В то же время, отсутствует даже закрепленный в нормативных документах порядок осуществления такого согласования, с указанием конкретных сроков, необходимых форм и прочего.

Таким образом, с учетом необходимости формирования новых зон застройки, благоустройства и необходимости обеспечения нормативных площадей озеленения, требуется включение в границы населенного пункта земельных участков площадью около 600 га, прилегающих с северо-востока и востока к существующей границе села.

Развитие коммунального хозяйства

Как уже указывалось, для развития жилищного строительства, экономики и социальной сферы сел, необходима срочная реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры.

Теплоснабжение жилищного фонда и иных объектов осуществляется от пяти угольных котельных (три в Малокурильском и две в Крабозаводском), а также, в отдельных случаях, от дизтопливных котлов. Все котельные имеют практически 100% износ зданий, дефицит сейсмостойкости, недостатки инфраструктуры золо- и дымоудаления. В то же время объемы присоединенных нагрузок - растут год от года.

Нуждается в совершенствовании и сетевое хозяйство. В с. Крабозаводское завершается реконструкция магистральных теплосетей, но обеспечение жилищного строительства требует дальнейшего развития сетей, включая обеспечение теплом перспективного района «ул. Строителей».

В сфере выработки тепловой энергии предполагается тотальная реновация всех котельных, включая строительство центральной котельной
с. Крабозаводское (6 Гкал/ч) и котельных в с. Малокурильском (8,0 и 3,4 Гкал/ч). Дополнительным и весьма серьезным источником тепла станет энергостанция, способная вырабатывать до 25 Гкал/ч, которые возможно транспортировать к зоне застройки сел, для чего необходимо строительство системы утилизации и транспортировки тепла.

Строительство новых котельных и системы утилизации тепла на энергостанции позволит удовлетворить все потребности жилищного фонда и иных потребителей в тепловой мощности на перспективу до 2030 года.

Система водоснабжения и водоотведения населенных пунктов на острове остается проблемной. На ситуацию влияет много факторов:

- неверные решения по источникам водоснабжения, строившимся ранее;

- высокие потери на старых сетях;

- задержка запуска объектов водоотведения;

- рост потребностей промышленных объектов.

В с. Малокурильском действует три поверхностных водозабора, обеспечивающих потребности коммунально-бытовых потребителей и рыбокомбината «Островной».

Водозабор на ручье Безымянном обеспечивает объем поставки воды на уровне 400-450 куб. м в сутки (около 30% потребности села). «Нижний» водозабор на реке Отрада обеспечивает всю оставшуюся потребность населения и прочих потребителей.

Для целей снабжения водой рыбокомбината действует «верхний» водозабор на р.Отрада. В планах рыбокомбината существенное увеличение водопотребления на технологические нужды, сравнимое со всем объемом стока р. Отрада. Таким образом две трети потребности населения и прочих потребителей в 2023 и последующие годы могут остаться без удовлетворения, возможно введение сеансовой подачи воды. Иных водных ресурсов на территории села нет. Объемы подземных вод незначительны, и не являются надежным источником водоснабжения.

Решение возможно только в виде строительства водозабора на р. Свободная. Данная река по объему стока аналогична р. Отрада, строительство водозабора на ней создаст необходимый резерв для удовлетворения перспективных потребностей водоснабжения с. Малокурильское на 10-15 лет.

Гидрологический режим реки обуславливает необходимость строительства водозабора на расстоянии не менее 300 м от устья, для предотвращения заплеска нагонной морской волны и проникновения фильтрата, стекающего с полигона ТБО, находящегося ниже по течению. Таким образом, ложе водохранилища инфраструктура водоснабжения и округа горно-санитарной охраны попадают на территорию заказника.

В с. Крабозаводском, существует водозабор на ручье Снежном, обеспечивающий 100% водоснабжения промышленных и коммунально-бытовых потребителей. Ранее был построен еще один водозабор выше по течению, но из-за проектных ошибок, его эксплуатация невозможна.

В связи с развитием рыбохозяйственного предприятия, ожидается двукратное увеличение объемов потребления воды. В этих условиях действующий водозабор не способен обеспечить текущие и перспективные потребности в водоснабжении.

Для решения проблемы предлагается строительство водозабора на реке Анама, производительностью около 2000 куб. м в сутки. Функционирование двух источников водоснабжения обеспечит удовлетворение всех существующих и перспективных потребностей на период как минимум до 2030 года.

Системы водоотведения, рассчитанные на объемы стоков не превышающие 1200 куб. м / сутки через 3-5 лет перестанут справляться с возросшими объемами.

Для решения проблемы необходимо строительство вторых очередей очистных и сетей, сравнимой с имеющимися производительности.

Не менее важным вопросом является обеспечение функционирования схемы обращения с отходами. В соответствии с утвержденным нормативом, население острова генерирует в год почти 7 тыс. куб м ТКО, помимо этого, отходы также производятся предприятиями торговли, общественного питания и т.д.

В то же время, на территории острова нет официально функционирующего полигона ТКО/ТБО. Существующая свалка не отвечает требованиям безопасности, расположена в водоохранной зоне реки, не подвергается обслуживанию, регулярно возгорается.

Для обеспечения утилизации формирующегося объема ТКО, необходимо проектирование и строительство мусоросжигательного завода с площадкой накопления отходов и хвостохранилищем. Данный объект в силу особенностей функционирования, необходимо располагать на удалении от населенных пунктов, водных объектов, мест массового отдыха граждан, объектов туристской инфраструктуры.

В качестве места размещения объекта предлагается площадка над бухтой Дыба, отвечающая всем вышеуказанным требованиям. Указанная площадка также расположена в границах заказника.

Кроме того, необходимо срочно решать вопрос с рекультивацией существующей свалки, в связи с неблагоприятной гидрологией и загрязнением водоема (бух. Отрада), имеющего высокое рекреационное значение.

В зданиях сельских администраций обоих сел размещены множество служб разной подчиненности. Здания ветхие, со 100% износом, недостаточно сейсмостойкие.

Необходимо строительство двух зданий для размещения общественно значимых служб: администраций сел, МФЦ, коммунальных и социальных служб.

Одним из вопросов, требующим решения в короткий срок является необходимость оборудования мест массового отдыха граждан. На острове практически отсутствуют такие места отдыха.

В качестве пилотного проекта предлагается обустройство березовой рощи, рядом с мкр. Студенческий. В проект должны войти прокладка дорожек, чистка установка малых форм и лавочек, а также оборудование освещения.

В рамках дальнейшей работы над благоустройством среды, предполагается осуществить реконструкцию еще трех скверов, набережной в с. Малокурильское.

Кроме того, для повышения туристической привлекательности необходимо обустройство двух смотровых площадок в поселках.

Жители острова неоднократно обращались и по поводу оборудования пляжей. Предлагается создать пляжи в бухтах Отрадная и Горобец.

Создание и обеспечение устойчивого функционирования объектов благоустройства положительно скажется на привлекательности острова для туристов и внутренней социальной обстановке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: