Билет № 18
В любом православном храме России АЛТАРЬ от средней части храма отделяет иконостас (алтарная преграда). Появился он в храме не сразу. Сначала были лишь низкие алтарные преграды, на которые ставили две иконы – Христа и Богородицы. Со временем число икон возрастало. К XV веку, времени Андрея Рублева, на Руси были уже иконостасы в три яруса, через два века их стало пять. Система пяти рядов (по-древнерусски они называются «чинами») глубоко символична. Это совершенная гармония мира, построенная на строгих принципах. Сверху – вниз, от Неба – к земле, от самого храмового свода – к молящимся нисходит в иконостасе Священная история.
Полный иконостас состоит из пяти горизонтальных рядов икон – пяти чинов или ярусов. За ними происходят главные таинства – превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа.
В нижнем Местном ряду расположены иконы, которые почитаются в данной местности. В центре этого ряда – Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное. На створках врат обычно изображают Благовещение и четырех евангелистов. Над вратами – образ Тайной Вечери. Справа от царских врат от образа Спасителя находится храмовая икона, которая отражает название данного храма.
Праотеческий чин | |||
Пророческий чин | |||
Праздничный чин | |||
Деисусный чин | |||
Местный чин | Царские | врата | Храмовая Местный Икона чин |
Во втором ряду, над Местным чином, - Деисусный (от греческого слова «дейсис » - моление).
Это центральный ряд иконостаса. Его главная идея – предстояние святых перед Христом. В центре ряда – икона «Спас в силах», изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Справа от Спаса – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча. За ними архангелы, апостолы, святители. Все святые предстоят в молитве, повернувшись в сторону Спасителя. Деисус является и образом Страшного Суда, так как каждый из молящихся в храме, стоит перед образом Спаса как Царя и Судии.
Праздничный чин включает в себя иконы двунадесятых праздников, основных праздников церковного года от Рождества Богородицы до Успения. Эти иконы рассказывают о земной жизни Христа и Богородицы.
Пророческий ряд вмещает в себя иконы, изображающие ветхозаветных пророков (Моисей, Давид, Илия, Даниил и другие), предрекающих приход Христа Спасителя на землю. В центре пророческого чина располагается образ Богородицы, которая была избрана для воплощения Бога через рождение Иисуса.
Праотеческий ряд состоит из икон праотцов – ветхозаветных патриархов (Ной, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, те, кто подвигом веры закладывали основу Священной истории). В центре ряда помещают образ Троицы.
Венчает иконостас Голгофа – изображение Распятия. Голгофа – вершина мира, центр мироздания, где соединилось земное и небесное через жертву Христа – Сына Божьего и Человеческого.
Иконостас в сжатом и символическом виде передает Благую Весть, историю человеческого спасения. Он повторяет смысл росписей храма.
Вопрос 2. Романтизм – метод познания мира.
XIX в. обнаружил невозможность реализации гуманистических идеалов и ценностей эпохи Просвещения. Это породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой – замкнуться в сфере идеалов, скрывшись от низменной прозаической действительности. Суть второй – признать реальную действительность в качестве единственно существующей и истинной (реализм).
Первая получила название романтизм - общекультурное движение первой трети XIX в. «Безумная, пламенная, до крайности возбужденная эпоха», так определяли это время (Теофиль Готье). Все чувства обострены до предела и находятся в
непрерывном напряжении, любой переживание мгновенно принимает самые крайние формы и ищет драматического воплощения, лихорадочные всплески энергии и порывы к действию сменяются безнадежной усталостью и апатией.
«Мир раскололся, и трещина прошла через мое сердце» (Генрих Гейне). Идеи «свободы, равенства, братства» оказались утопической мечтой, эпоха революции и наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией, крушением идеалов. Все это породило настроения разочарования жизнью, пессимизма, новую модную «болезнь» - «мировую скорбь» и нового героя, бунтующего, не находящего себе места, обуреваемого глухой тоской, которая гонит его из края в край, из страны в страну часто в поисках смерти.
Властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон (1788-1824), сумевший выразить этот надрыв. Байрон получил невероятную известность своими поступками и стихами. Страдавший с детства хромотой, он выработал такую скользящую и легкую походку, что тысячи юношей Европы «хромали» как Байрон. Герой его поэм Чайльд – Гарольд – мыслитель, снедаемый тоской. Тысячами снова и снова издавались поэмы о нем. Мрачный, погруженный в себя, всюду видит насилие, обман, коварство, жестокость. Сколько юношей также старались подражать ему! Даже существует термин настроений тех лет «байронизм ». В русской литературе образ романтика создан в «Евгении Онегина» (Ленский). Романтическими героями наполнена лермонтовская проза и стихи.
Романтики едва ли не первыми обратились к систематическому изучению духовного наследия прошлого, в том числе средневековья, Ренессанса, культуры Востока. Они дали новую жизнь произведениям Данте, Шекспира, Сервантеса и другим писателям. Мышление романтиков было историческим. Это особенно наглядно выразилось в жанре исторического романа (Ф.Купер, В.Скотт, В.Гюго).
Для романтиков стало характерно обращение к народному творчеству. За счет фольклора они обогащали и обновляли литературный язык, усиливали своеобразие каждой национальной школы литературы и музыки (бессмертные сказки датского сказочника Андерсена, немецкие сказки Гофмана - «Щелкунчик»). В народном творчестве черпали музыкальные темы и образы композиторы-романтики (венгр Лист, австриец Шуберт, немец Шуман, поляк Шопен…).
Впервые термин «романтизм» к живописи был применен в некрологе рано умершего французского художника Теодора Жерико (1781 – 1824).Он и его младший современник Эжен Делакруа (1798 – 1863) в картинах рассказывали о ярких моментах человеческой жизни («Плот «Медузы» Жерико, «Свобода, ведущая народ» Делакруа).
В русской живописи ярчайшим представителем романтизма был Карл Брюллов («Последний день Помпеи»).
Характерным для романтиков было обращение к образам природы, которая была в созвучии с их настроениями. Излюбленной темой романтического пейзажа стала природа, когда все находится во власти бунтующих стихий, грозит небывалыми катастрофами. Носителями естественной стихии свободы у романтиков выступали животные (любимый образ – кони, из диких зверей – львы).
Неприятие действительности побуждало романтиков к бегству от неё. Зачастую это был Восток, который приобрел для них притягательность мечты. Восточные мотивы пронизывали и литературу, и музыку, и живопись.
Главный интерес романтиков был сосредоточен в интересе к личности романтиков. Автопортреты живописные, литературные, музыкальные. Особенностью эпохи романтизма стало и взаимопроникновение различных видов искусства, например, это выразилось в жанре мелодекламации. Особую жизнь приобрели малые формы искусства (миниатюры): песни без слов, ноктюрны, баллады, прелюдии…, для которых характерен интимно-доверительный тон высказывания.
Каждое «расколотое» сердце передавало жизнь души по-своему, неисчерпаемы грани романтического искусства.
Вопрос 3. Каллиграфия – основа восточного искусства.
Каллиграфия – искусство красивого письма.
Китайская живопись тесно связана с искусством каллиграфии, которую называют«музыкой для глаз ». Первоначально иероглифы напоминали своеобразные рисунки, похожие на тот или иной предмет, со временем они становились всё более упрощенными, абстрактными. Велико их число и разнообразие, овладение искусством каллиграфии свидетельствует об уровне образованности и культуры человека. (Для чтения книг конфуцианского канона надо знать 10 000 иероглифов).
В живописи изображение и иероглифы тесно связаны. «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины » - писал китайский критик в IX веке.
Арабский орнамент тесно связан с письменностью. Отношение к слову и его начертанию у арабов священно. Ведь сам аллах научил владеть каламом – тростниковым пером для письма. Красивое письмо – «радость для очей », «язык руки и изяществомысли». Письмом словно второй раз создается рай на земле. В книгах текст пишется и читается слева направо. Особое внимание обращается на красоту почерка, гармонию его линий и форм. Нажимы пера, утолщения и ослабления, плавные очертания закруглений и росчерков очертаний, сочетающихся с прямыми вертикальными линиями, имеют строгие правила. Первые и последние буквы каждой строки пишутся так, что, не отрывая калам или кисть от листа бумаги, можно плавно переходить с одной строчки на другую, создавая из букв и слов непрерывный орнамент. Арабы считают «письменность – половиной знания ». Такое огромное уважение к слову, изречениям, выраженным в Коране, которые вдохновляли арабов на завоевание мира, легло в основу письменного орнамента. Письмена имеют два основных вида:
-
Куфи - более древний, геометрического клада
- Насхи – округлое по форме, более беглое письмо
Особой разновидностью декоративного письма является «цветущий куфи», у которого концы букв как бы «прорастают» сложным орнаментом.