Воспитательный час «Поговорим о толерантности»
Цель: - ознакомить обучающихся с понятием «толерантность» и «интолерантность», с основными чертами личности;
- формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- развивать у обучающихся критическое мышление, способность находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Уважаемые ребята!
Сегодня тема нашего воспитательного часа «Толерантность».
Не секрет, что в настоящее время в мире отмечается рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником нашей действительности. это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.
Слово «толерантность » происходит от латинского слова tolerate, которое означает«переносить, терпеть, выдерживать». В русском языке «толерантность» означает «Способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».
В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие.
Негативные события в современном обществе часто затрагивают молодёжь и подростков в силу их возрастных особенностей: всем молодым людям свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В наши дни наблюдается рост асоциального поведения молодёжи, увеличение численности антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, повышение уровня подростковой преступности.
Взяв мудрость древних и, соединив её с современностью, можно говорить о необходимости формировать у обучающихся следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо».
Толерантность предполагает отсутствие собственной устремлённости к введению других людей в зависимость от себя.
Как вы думаете, возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Я считаю, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:
1. Не стремиться подчинить себе другого, потому, что толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
3.Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
4.Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнёров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
5.Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
А сейчас прочитайте легенду.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я дружила с ней до конца отпущенных мне Богом дней». Подумал старик и сказал: «Приходи ко мне завтра ранним утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве. Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в назначенное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.
«Вот, выбирай, - сказал старик. – Одну зовут – Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвёртую – Печаль, пятую - Доброта. «Они все прекрасны», сказала Любовь, «не знаю, кого выбрать». «Твоя правда», отвечал старец. «Они в се хороши. В жизни ты встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но сейчас выбери только одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь». Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь. (Остановитесь и подумайте:А кого бы выбрали вы и почему?)
«Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку».
Почему же Любовь выбрала Доброту? Наверное, потому, что с добротой любое дело спорится, люди к тебе отзывчиво относятся. С добротой по жизни можно и удачу встретить и радость найти.
Прочтите стихотворение
«Разные свойства»
Заяц труслив, но труслив оттого,
Что вынужден жить в тревоге,
Что нету могучих клыков у него,
А всё спасение – ноги.
Волк жаден скорее всего потому,
Что редко бывает сытым,
А зол оттого, что, наверно, ему
Не хочется быть убитым.
Лисица хитрит и дурачит всех
Тоже не без причины:
Чуть зазевалась – и всё! Твой мех
Лежит уже в магазине.
Щука жестоко собратьев жрёт,
Но сделайте мирными воды,
Она к верху брюхом тотчас всплывёт
По всем законам природы.
Меняет окраску хамелеон
Бессовестно и умело.
«Пусть буду двуличным», решает он –
Зато абсолютно целым!
Деревья глушат друг друга затем,
Что жизни им нет без света,
А в поле, где света хватает всем,
Друг к другу полны привета.
Змея примерзко среди травы
Ползает, пресмыкается.
Она б, может встала, но ей увы,
Ноги не полагаются…
Те жизнь защищают. А эти – мех.
Тот бьётся за лучик света.
А вот – человек. Он сильнее всех.
Ему-то зачем всё это?!
Э. Асадов.
В заключении хотелось бы сказать. Формирование у каждого из вас толерантного отношения к другим, не увенчается успехом, если не развивать в себе определённых личностных качеств. В первую очередь, это чувство собственного достоинства, умение слушать и слышать другого человека. Если вы хотите, чтобы вас уважали, воспринимали такими, какие вы есть, нужно поступать также по отношению к другим. Все мы разные, но мы – вместе, все мы жители планеты Земля. Мы имеем право на свой выбор и соответственно должны уважать выбор другого.
Литература
1.Абдулкаримов Г.Г., «Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания», журнал «Образование в современной школе», № 4, 2002 г.
2.Гудошникова Н.В., «Не воздавать злом на зло: важная человеческая добродетель», журнал «Граждановедение», № 44, 2002 г.
3. Кожурина Л., «В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость», журнал «Первое сентября», 2004г.