Суконная слобода помнит всех.




БУНТЫСУКОНЩИКОВ

Казанская суконная мануфактура просуществовала с 1714 по 1881 год. И все эти годы не прекращалась борьба суконщиков за свои права. Как писал известный краевед Н.Загоскин: "...Для работы на суконных фабриках были приписаны крестьяне - большей частью из лиц, осужденных за разные проступки, которые и образовали первоначальный контингент населения Суконной слободы, всегда отличаясь замечательным свободолюбием, на почве которого неоднократно возникали разного рода движения и столкновения".

Недовольные тяжелыми условиями труда и нищенской оплатой, суконщики неоднократно подавали жалобы на высочайшее имя. А в 1741 году выступили открыто: на три месяца прекратили работу и организовали массовые демонстрации, в которых участвовало более тысячи человек. К выступлению их подтолкнул императорский указ от 1736 года, по которому всем работающим не только на казенных, но и на частных предприятиях запрещалось уходить с фабрики. Таким образом, вольные работники фактически превращались в крепостных. Казанские суконщики заявили, что не желают становиться рабами. Но кнут и палка заставили их смириться - хотя бы на время.

Указом от 1 декабря 1755 года императрица Елизавета Петровна закрепила этот статус, приписав к Казанской суконной мануфактуре 1369 душ некогда вольных суконщиков.

Настроения казанских суконщиков были хорошо известны "мужицкому царю" Емельяну Пугачеву. Вовсе не случайно он решил штурмовать Казань со стороны Суконной слободы. И хотя владелец фабрики Дряблое всячески ублажал своих работников, выдавая им ежедневно вино и калачи, они дружно встали на сторону Пугачева. Восставшие рабочие убили пятерых и ранили 21 мастерового. Один из суконщиков - Андрей Яковлев -стал у Пугачева полковником, другой - писарем. Всего же после осады Казани с пугачевцами исчезли 27 рабочих - суконщиков. Видимо, ушли с бунтовщиками.

После подавления крестьянского бунта Суконная слобода стала своего рода лобным местом. Даже лет десять спустя здесь еще можно было видеть виселицы, на которых казнили бунтовщиков.

До нас дошли многочисленные жалобы и прошения казанских суконшиков, написанные много позднее - в 1820 - 1840-х годах. В 1837 году одних "строптивцев" прогнали сквозь строй, других отдали в солдаты, третьих сослали в Сибирь на вечное поселение. А тех, кто отказался дать подписку в том, что не будет выступать против хозяина, высекли во дворе фабрики. Некоторые из суконщиков, получив до тысячи ударов, скончались на месте.

И только в 1849 году суконщики, наконец, получили волю. Их уравняли в правах с городскими обывателями.

 

Судьба рабочих была полна драматизма. Об этом свидетельствуют волнения работников Казанской суконной мануфактуры. Они вспыхивали трижды и не стихали по несколько лет подряд. На первом этапе суконщики выступали против роста норм выработки, обременительных военных постоев и издевательств мастеров. Их многочисленные жалобы оставались без внимания. Тогда суконщики решились на забастовку — «самовольно отказались от исправления фабричных работ», запретили участвовать в них своим женам и детям. Результатом трехлетней борьбы (1803-1806) стало снижение норм выработки в 1,3 раза и увольнение нескольких ненавистных мастеров. В 1819 г. вновь вспыхивает забастовка как ответ на самовольство хозяина Осокина, установленные на мануфактуре кабальные порядки. В следующем году суконщики организовали демонстрацию к сенатору Санти, который прибыл в Казань для ревизии губернии.

В августе 1836 г. в Казани находился российский император Николай I. Сотни суконщиков вместе с женами, детьми и стариками двинулись на Арское поле, чтобы вручить ему жалобу. Им было на что жаловаться. По данным комиссии, расследовавшей год назад положение на предприятии, треть суконщиков умерла от истязаний и непосильной работы, около 140 человек были сосланы в Сибирь или отданы в рекруты. Тогда суконщикам никакого послабления сделано не было. Не оправдывались их надежды на справедливость и теперь. В конце января 1837 г. на предприятии, оцепленном войсками, была устроена массовая экзекуция. Тех, кто отказывался дать подписку о полном повиновении, пороли розгами. Более 30 человек оказались в больнице. Истязания не остановили суконщиков. Летом 1837 г. они вновь подали жалобу, на этот раз проезжавшему через Казань наследнику престола.

Волновались не только посессионные рабочие Казани. Крупные волнения состоялись в Москве и на Урале. Правительство оказалось перед необходимостью ликвидации посессионных мануфактур вообще.

Принятый в 1840 г. закон разрешал давать свободу крестьянам, прикрепленным к фабрике. Через девять лет на осокинской мануфактуре почти не осталось посессионных рабочих.

Важным социальным последствием изменений в экономике являлось и расширение слоя предпринимателей, купцов-фабрикантов. Одним из его источников были крестьяне, которые, скопив средства на торговле, покупке

+товаров, изделий сельских кустарей, приобретали мануфактуры, мастерские, или сами заводили собственное дело. Вместе с ростом у предпринимателей капиталов растет также их влияние в обществе, в том числе среди дворянства. Этому способствовало и то, что в предпринимательской среде появляются люди со средним и высшим образованием.

Борьба казанских суконщиков. В первой половине XIX в. продолжалась борьба приписных рабочих Казанской суконной мануфактуры Осокина, на­чавшаяся еще в XVIII в. Рабочие выражали недовольство высокими нормами выработки, чрезмерно длинным рабочим днем, обременительными военными постоями. Их жалобы на слишком высокие нормы выработки признавал сам губернатор, но никаких мер по решению вопроса не предпринимал. Потеряв надежду на удовлетворение своих законных жалоб, рабочие в 1803 г. за­бастовали. С некоторыми перерывами забастовка продолжалась до 1806 г., когда Осокин был вынужден сделать суконщикам ряд уступок: снизились годовые нормы выработки, были уволены мастера, издевавшиеся над рабо­чими.

В последующие годы борьба суконщиков, стремившихся получить освобож­дение, стала еще более организованной. Постепенно выработались основ­ные формы их выступлений: подача жалоб, демонстрации протеста на ули­цах Казани и забастовки, длившиеся по несколько месяцев. Среди рабочих выделяются вожаки: Мясников, Хлебников и др. В 1828 г. губернатор пи­сал, что на рабочих "не действуют никакие меры", и предлагал применять исключительно жестокие репрессии.

В 1832 г. рабочие снова жалуются на Осокина, заявляя, что "они не перестанут отыскивать свободу", ибо уверены, что он незаконно считает их крепостными. Комиссия, расследовавшая в 1835 г. положение на предп­риятии, установила, что из 972 рабочих умерло от истязаний и непосиль­ной работы 326, сослано в Сибирь 69, отдано в рекруты 76, т.е. выбыл каждый второй рабочий.

Почти поголовное избиение рабочих было совершено в январе 1837 г., когда они подали жалобу Николаю I во время его пребывания в Казани. Рабочих вызывали небольшими группами и требовали от них подписки в по­виновении. Рабочие отказывались, и их начинали пороть розгами. Затем многие в кандалах были отправлены в Сибирь. Однако суконщики не прек­ратили борьбу и летом 1837 г. вновь подали жалобу проезжавшему через Казань наследнику Александру.

Движение казанских суконщиков совпало с восстаниями рабочих в Моск­ве и на Урале. Это заставило правительство в 1840 г. ликвидировать институт посессионных рабочих. Тем не менее, казанские суконщики лишь в 1849 г. получили возможность перейти в мещанское сословие и при же­лании покинуть мануфактуру.

 

Н.Калинин «Пушкин в Казани»

 

Суконная слобода
 

Во времена Казанского ханства на северо-восточных берегах Ближнего Кабана простирались болотистые низменности и топи, поросшие густой уремой (зарослями тальника, камыша и осоки). В первой половине XVI века на более сухом и возвышенном месте, в районе пересечения нынешних улиц Айдинова, Спартаковской и Островского, поселились армянские купцы. Со временем здесь появились армянская церковь и кладбище (на подъеме улицы Ульянова-Ленина).

Своим возникновением Суконная слобода обязана Петру I. Заботясь о развитии промышленности в России, император повелел создать ряд казенных мануфактур для снабжения армии и флота сукном. В 1714 году Петр I основал на Шарной горе (ныне ул. Калинина) шерстяную мануфактуру (суконную фабрику). Там же были построены первые деревянные корпуса. Управляющим фабрикой назначили полковника Грузинского. Около фабрики группировалась вся слободка. Вскоре появились домики и под горой на лугу, ближе к озеру Кабан. Там возникло несколько улиц, которые сохранились до сих пор. Старейшая из них - Шарная гора гордится тем, что никогда не горела, несмотря на частые пожары, опустошавшие Казань.

• При суконной фабрике в 1719 году, опять же по указу Петра I, был основан пумповый завод (кожевенное предприятие), который выпускал пумповые кожи для корабельных помп (насосов).

• Первое десятилетие работы казенных заводов не увенчалось особыми успехами. Шерсть обходилась казне слишком дорого, а сукна выходили плохими. Приехав в 1722 году в Казань, император лично убедился в этом. Совсем иначе об­стояли дела на частной суконной фабрике Ивана Михляева, расположенной в каменном здании под Кремлем (ул. Батурина, 7, сейчас здесь онкологический диспансер).

•Убедившись в преимуществах частной инициативы, император передал казенные суконные заводы Ивану Михляеву - сначала в управление, а затем, когда дела сразу пошли в гору, и в личную собственность (Указ от 15 июня 1724 года). В знаменитом письме Петра I Ивану Михляеву в частности говорится:

• "Господин Михляев! Мы, ведая доброе ваше состояние, отдаем вам казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и прочими инструментами: только вы приложите свое старание об оном, размножить для

•своего интереса".

• Михляев соединил свой завод с пожалованным и расширил здание суконной фабрики на Шарной горе новыми пристройками. В прежнем здании под Кремлем разместилась городская пересыльная тюрьма.

• После смерти И.Михляева в 1728 году суконная фабрика перешла по наследству к его родственнику, купцу Афанасию Аряблову. По документам 1729 года во владении вдовы Михляева Авдотьи Ивановны и Афанасия Дряблова значит­ся селение мастеровых и работ­ных людей площадью 1053 на 533 сажени на берегах Кабана. И тогда же императрица Анна Иоанновна объявила за фабрикой привилегию "поставлять на армию и гарнизон сукно, остальное продавать в империи свободно и невозбранно, так как с других таких же мануфактур продаваема".

Казанская суконная мануфактура просуществовала с 1714 по 1881 год. И все эти годы не прекращалась борьба суконщиков за свои права. Как писал известный краевед Н.Загоскин: "…Для работы на суконных фабриках были приписаны крестьяне - большей частью из лиц, осужденных за разные проступки, которые и образовали первоначальный контингент населения Суконной слободы, всегда отличаясь замечательным свободолюбием, на почве которого неоднократно возникали разного рода движения и столкновения".

• Недовольные тяжелыми условиями труда и нищенской оплатой, суконщики неоднократно подавали жалобы на высочайшее имя. А в 1741 году выступили открыто: на три месяца прекратили работу и организовали массовые демонстрации, в которых участвовало более тысячи человек. К выступлению их подтолкнул императорский указ от 1736 года, по которому всем работающим не только на казенных, но и на частных предприятиях запрещалось уходить с фабрики. Таким образом, вольные работники фактически превращались в крепостных. Казанские суконщики заявили, что не желают становиться рабами. Но кнут и палка заставили их смириться - хотя бы на время.

• Указом от 1 декабря 1755 года императрица Елизавета Петровна закрепила этот статус, приписав к Казанской суконной мануфактуре 1369 душ некогда вольных суконщиков.

• Настроения казанских суконщиков были хорошо известны "мужицкому царю" Емельяну Пугачеву. Вовсе не случайно он решил штурмовать Казань со стороны Суконной слободы. И хотя владелец фабрики Дряблов всячески ублажал своих работников, выдавая им ежедневно вино и калачи, они дружно встали на сторону Пугачева. Восставшие рабочие убили пятерых и ранили 21 мастерового. Один из суконщиков - Андрей Яковлев - стал у Пугачева полковником, другой - писарем. Всего же после осады Казани с пугачевцами исчезли 27 рабочих - суконщиков. Видимо, ушли с бунтовщиками.

• После подавления крестьянского бунта Суконная слобода стала своего рода лобным местом. Даже лет десять спустя здесь еще можно было видеть виселицы, на которых казнили бунтовщиков.До нас дошли многочисленные жалобы и прошения казанских суконщиков, написанные много позднее - в 1820 - 1840-х годах. В 1837 году одних "строптивцев" прогнали сквозь строй, других отдали в солдаты, третьих сослали в Сибирь на вечное поселение. А тех, кто отказался дать подписку в том, что не будет выступать против хозяина, высекли во дворе фабрики. Некоторые из суконщиков, получив до тысячи ударов, скончались на месте.

И только в 1849 году суконщики, наконец, получили волю. Их уравняли в правах с городскими обывателями

 

Последним из Дрябловых "Суконкой" владел внук Афанасия Ивановича, "голштинский коммерции советник" Иван Дряблов (1728 -1774). Есть сведения, что в 1767 -1769 годах он избирался первым городским головой Казани. Но каких-либо видимых следов его деятельность на этом поприще не оставила.

Вплоть до середины XX века на здании сохранялась чугунная доска, на которой можно было разобрать следующее: "1752 году сентября 1 дня построил суконную фабрику содержатель господин Дряблов c детьми своими..." Ныне доска утеряна.

И.Дряблов женился на сестре балахнинского купца и владельца медеплавильных заводов на Урале Петра Осокина. Жили супруги Дрябловы в собственном доме напротив суконной фабрики (ул. Свер­длова, 55). Иван Дряблов умер в возрасте 46 лет в один год со своей супругой Феодосией Гавриловной.

• После их кончины фабрику унаследовал племянник Феодосии Дрябловой Иван Осокин. Во время посещения Казани императрицей Екатериной II Иван Дряблов как член семьи, пострадавшей от пугачевского бунта, получил чин подполковника и потомственное дворянское звание.

• Продукция суконной фабрики продавалась на ярмарках в Нижнем Новгороде, Мензелинске, Бугульме и других городах. Сырье же для фабрики поставляли из Троицка, Оренбурга, Арского и Чистопольского уездов.

• Последний владелец фабрики П.Осокин несколько раз попадал под следствие. Но до суда дело так и не доходило. Но после закрытия фабрики в 1881 году он задолжал крупную сумму Самарскому земельному банку и после смерти в 1898 году был объявлен несостоятельным должником. Оставшиеся после него фабричные корпуса с двенадцатью десятинами земли оценивались в 225 тысяч рублей.

• Так закончилась предпринимательская деятельность Михляевых-Дрябловых-Осокиных, оставившая заметный след в истории Казани.

• Сейчас, когда Суконная слобода практически исчезает с карты города, когда идет планомерное выселение жильцов по антитрущобной программе и снос ветхого жилья (а жилье здесь почти все ветхое) особенно интересно прочесть свидетельство очевидца о том, как все это выглядело полтора-два века назад. В книге В.Невельского "Казанские захолустья и трущобы" (1867) сохранились красочные описания минувшего.

“Перед нами развернулась Суконная слобода со своими заборчатыми переулками... Снова захолустья со своими мизерными домиками, дровяными дворами и пустошью. Перед нами опять выдающиеся личности, просящиеся на бумагу: что ни шаг, то субъект, что ни перекресток, то поражающая глаз обстановка. Улицы здесь не кипят народом, - здесь пустошь в полном смысле слова. Домики здесь большей частью старинной постройки, с какими-то допотопными балконами и террасами. Улицы неправильные, немощные, заваленные каким-то мусором. Здесь даже забор как-то особенно отличается от заборов прочих улиц города... На вывесках изображен сахар, лимоны, виноград и даже ананасы, - в самой лавке, кроме рафинада и сушеной воблы, ничего не найдет покупатель из так называемых сластей. Там увидишь такие пряники, о которые если и не сломаешь зубов, то наверное испортишь на долгое время свой аппетит. Здесь у жителей главным развлечением служат сплетни и карты или щелканье семян подсолнечника... Здесь по первому колоколу, возвещающему начало заутрени, обедни или вечерни - старухи длинной вереницей тянутся со всех сторон к Сошественской церкви..."

Сегодня от былой Суконки осталось немногое. Сохранилось каменное главное здание суконной мануфактуры, построенное еще в 1752 году. Это сильно вытянутое прямоугольное в плане здание является у нас практически единственным памятником промышленной архитекту­ры середины XVIII века. Вначале здание было одноэтажным, но в 1968 году надстроили второй этаж, заложили часть оконных проемов, внесли существенные изменения в интерьер.

Немногие знают, что магазин "Цветы" в центре города, у Черно-озерского сада (ул. Лобачевского, 5) сто с лишним лет назад тоже торговал цветами и принадлежал известному цветоводу и озеленителю Михаилу Николаевичу Квасникову, потомку известной в городе купеческой фамилии. Дом М.Квасникова находился в Суконной слободе на углу улиц Эсперанто и Павлюхина, там, где сейчас расположен концертный зал филармонии. Здесь же были и прекрасная оранжерея, питомники и теплицы, откуда зеленый товар оптом и в розницу отпускался всему городу. Можно без преувеличения сказать, что все общественные сады и скверы и многие частные сады берут свое начало именно отсюда.

Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая

Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая создана двадцать первого августа 1937-го года. С самого становления перед Татарской филармонией были поставлены благородные цели по культивации в обществе произведений лучших представителей классической и народной музыки.

• За более чем полувековую историю филармонии на ее сцене стояли самые выдающиеся музыкальные деятели России и Татарстана, неся свою энергетику миллионам благодарных слушателей.

• Из истории филармонии никоим образом нельзя вычеркнуть таких заслуженных художественных руководителей, как Дж. Г. Садрижиганов (1948-1949 гг.), А.С. Ключарев (1950-1952 гг.), Дж. Файзи (1953-1959 гг., Р.К. Волкова (1959-1964 гг.), А.З. Монасыпов (1966 гг.), М.Н. Нигметзянов (1967- 1973 гг.), И.Г. Мазитов (1975-1992 гг.), ведь они внесли поистине огромные вклад в восстановление национального татарского музыкального искусства.

В настоящее время в филармонии одновременно работают четыре коллектива:

  • Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, главный дирижер и художественный руководитель народный артист Татарстана, России, Казахстана, профессор Мансуров Фуат Шакирович.
  • • Отдел оперной и камерной музыки Татарской Государственной филармонии им. Г. Тукая, художественный руководитель народный артист Республики Татарстан Варшавский Владимир Валентинович.
  • Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, главный дирижер и художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, Шутиков Анатолий Иванович.
  • • Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан, художественный руководитель народный артист Республики Татарстан Файзрахманов Айдар Фаттрахманович, директор ансамбля и балетмейстер Нигматуллина Халиса Хаметовна.
Здание бывшего Петровского женского училища

12 ноября 1872 года по решению Казанской городской думы торжественное открыто Петровское женское училище.
В 1912 г. построено специальное здание для женского училища, в этом здании сейчас расположен лицей №5.

К концу XIX века Суконная слобода была обширным районом города, насчитывающим более 12 тысяч жителей и не уступающим по размерам какому-либо заштатному уездному городу. В этом районе было несколько крупных церковных приходов.
Сохранились и две уникальные старообрядческие церкви, принадлежавшие общине Белокриницкого согласия.

•Первая - Покровская (ул.Старая, 17) построена в 1909 году на средства А.И.Володина и Е.И.Новиковой. Здесь предстоит еще большой ремонт.

• И вторая - церковь Казанской Божьей Матери (ул.Островского, 81). Построена в 1906 году на средства Гребенщикова. В ноябре 1989 года эта небольшая церковь была возращена верующим. На торжества по этому случаю прибыл глава русской православной старообрядческой церкви митрополит Олимпий. Помогали освящать церковь дьякон из США Павел, священники из Ржева, Нижнего Новгорода, Ижевска. Казанцы впервые за многие десятилетия увидели крестный ход с хоругвями, иконами и колокольным перезвоном.

К сожалению, не сохранилась самая старая церковь Суконной слободы - Георгиевская, возведенная еще в 1717 году. Это была большая и своеобразная церковь с престолами Святого Георгия Победоносца, Святого Зосимы и Савватия и Дмитрия Салунского. Перед церковью имелась обширная Георгиевская площадь.
Впоследствии здесь был разбит сквер и установлен бюст Карла Маркса.

На освящение этого храма приезжал сам Петр Великий.

Георгиевская церковь, стоявшая на улице Георгиевской (ныне Свердлова) была одной из самых красивых в городе. К огромному сожалению, во время войны с "опиумом для народа" (как в советские годы называли религию) храм был варварски уничтожен. На его месте был разбит небольшой сквер, в центре которого установили памятник с бюстом К.Маркса.

По древнему преданию, на месте Георгиевской церкви во времена Казанского ханства стояла армянская церковь. Сегодня это может показаться удивительным, но в мусульманской столице строились и христианские храмы. И именно в Казани уже в начале ХVI века была изготовлена одна из редких армянских рукописей - Евангелие, как указывают документы, "списанное плененным от татар армянином Василием во время нашествия их на армян в 1501 году". В свою очередь, русское книгопечатание в Поволжье, зародившееся в Свияжске и Казани в конце 1550-х годов, началось именно с переиздания армянского Евангелия.

Армянская слобода располагалась позднее и вокруг Георгиевской церкви. А собственно память об армянской колонии ханских времен долгое время сохранялась в названии одной из улиц Суконной слободы (Армянская, ныне Спартаковская).

А вот улица, на которой стоял Георгиевский храм, первоначально называлась Проломной. Позднее, в конце XVII века, она была разбита на две части. Одна из них - та, что ближе к Кремлю, стала называться Большой Проломной (ныне ул.Баумана), а другая - Кирпичной, поскольку пролегала по Кирпичной слободе (а позднее здесь выросла и Суконная) с ее многочисленными заводскими цехами и мануфактурами. Георгиевской (в просторечье Егорьевской) - по названию построенного на ней храма - улица стала называться с 1722 года, когда эту индустриализованную часть города посетил Петр I. Храм должен был прославлять победы русского оружия над Швецией в годы Северной войны, посильный вклад в достижение которой внесли и казанцы.

С 1930 года улица Георгиевская получила имя Свердлова - известного революционера и политического деятеля. Яков Михайлович начинал свою активную революционную деятельность именно в Казани. Одно время он жил на Георгиевской улице в доме Т.Михеева (ныне №29, разрушен) у своего товарища М.Михельсона. В 1905 году по его инициативе была основана нелегальная газета казанских большевиков "Рабочий" (предшественник одноименного издания 1917 года, с которого, кстати, ведет отсчет "РТ"). он же под партийной кличкой Андрей являлся и ее идейным руководителем. Газета печаталась неподалеку - на улице 1-я Гора (ныне ул.Ульяновых) в доме Беловой (ныне №49).

Самый богатый... По сведениям церковного историко-археологического общества Казанской епархии, деревянная Георгиевская церковь была построена в 1717 году. Белокаменной она стала в промежутке между 1767 и 1788 годами. Церковь неоднократно перестраивалась, чему причиной служили многочисленные казанские пожары, а также желание прихожан расширить, благоустроить и украсить храм.
• В 1825 году было перестроено крыльцо, далеко выдававшееся на улицу, сделаны два каменных входа, а под колокольней устроена часовня. Иконостасные работы выполнил прославленный иконописец Петр Гаврилов, а окраску стен и сводов - мастер Никифор Андреев. В 1863 году к приделу соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия добавился придел святого Дмитрия Солунского.


Накануне Октябрьской революции Георгиевская церковь накопила немало древнего церковного имущества, представлявшего несомненную ценность в плане изучения местного казанского искусства. Назовем лишь некоторые святыни и произведения искусства: икона святого Николая, перенесенная по преданию из армянского храма, икона казанских чудотворцев Гурия, Германа и Варсонофия, афонская икона святого Пантелеймона, напрестольный крест 1722 года, старопечатные Требник 1671 года, Евангелие 1758 года, Толковая Псалтирь 1791 года, рукопись службы святым Гурию и Герману ХVIII века. Среди колоколов Георгиевской церкви один в 1809 году был отлит казанским мастером Иваном Астраханцевым. А вот крест главного купола Георгиевской церкви - это видно и на снимке - был увенчан гербовой короной.

...и популярный храм Поскольку эта церковь была центром густонаселенной Суконной слободы, то по количеству прихожан она занимала одно из ведущих мест в городе. Да и их состав был предельно пестрым. С одной стороны, это социальные низы, включая падших женщин, алкоголиков и других маргиналов, обитавших в основном на улицах Дегтярной и Мясницкой. С другой - богатые купцы, в том числе тайные старообрядцы. Георгиевский храм в свое время посещали многие знаменитости - будущий певец Ф.Шаляпин, будущий фаворит семьи Романовых Г.Распутин, будущий председатель СНК СССР - министр иностранных дел СССР В.Скрябин. Георгиевской церкви жертвовали купцы Дрябловы, Михляевы, Осокины, Тихомирновы. Естественно, что среди жертвователей была и армянская диаспора.

Об интересной личности, связанной с Георгиевской церковью, рассказывает семья Григорьевых. В 1810 году, сообщают они, известный казанский историк-краевед Дмитрий Зиновьев учредил при Георгиевской церкви, возле которой жил, похоронно-врачебную кассу, которая оказывала помощь малоимущим прихожанам в лечении и похоронах близких. Сам Дмитрий Николаевич обладал многочисленными талантами, главным из которых был талант писателя. В 1789 году в Москве в типографии Н.Новикова он опубликовал подробное "Топографическое описание г.Казани и его уезда". В 1807 году в Москве вышла его книга "Михельсон и бывшее в Казани возмущение", ставшая одним из первых неофициальных печатных источников по истории пугачевского восстания.

В дальнейшем Д.Зиновьев содержал губернскую типографию - первое русское издательство, печатавшее книги гражданским шрифтом. Здесь же в 1807 году он напечатал памфлет "Набат по случаю войны с французами" - это была одна из первых книг, изданных в Казани гражданской азбукой. А годом раньше по случаю войны с Францией Зиновьев организовал в Казанской губернии полувоенное формирование.

Дмитрий Николаевич имел непосредственное отношение и к появлению в нашем крае журналистики. В 1811 году он стал выпускать первую в России провинциальную газету "Казанские известия", в которой опубликовал множество заметок на разные темы.

«...Мешает уличному движению» В документах комиссии по сохранению древних памятников дореволюционного Московского археологического общества Георгиевская церковь числилась одним из наиболее ценных и интересных памятников казанской истории. Наверное, потому отдельные попытки местных "реформаторов" на рубеже XIX-ХX веков кардинально перестроить церковь не находили поддержки общественности. И это несмотря на то, что колокольня Георгиевской церкви заметно выступала на проезжую часть и "мешала уличной перспективе". Однако это неудобство полностью компенсировалось великолепным видом казанского памятника архитектуры. При прокладке линии конки городская дума сочла возможным сделать изгиб трамвайных путей, оставив историческую панораму в неприкосновенности.

Несмотря на многочисленные природные, стихийные и социальные потрясения (наводнения, пожары, взятие города Пугачевым, революции 1905 и 1917 гг.), Георгиевская церковь простояла до начала 1930-х годов. Не вдаваясь в подробности тех событий, приведем лишь небольшой, но о многом говорящий отрывок-донос, который наши читатели отыскали в старых казанских газетах.

"В целях планировки города надо закрыть и сломать Георгиевскую церковь. На этом месте рабочие требуют устроить сквер... Противником закрытия ряда церквей, как это ни странно, является Наркомпрос Тат республики в лице его музейной комиссии. В ведении последней находится 38 церквей (всего в городе 47 церквей, следовательно, только 9 действующих), в большинстве случаев не имеющих никакой музейной и исторической ценности. Эту косность музейной комиссии Наркомпрос должен во что бы то ни стало преодолеть... Попутно не мешает с глаз долой убрать и Георгиевскую церковь. Уж очень она глаза намозолила, стоя перед фабрикой. Особенно мешает она уличному движению. Хорошо бы на ее месте разбить сад, в котором так нуждается Суконка"...

Между прочим, сквер, разбитый на месте церкви, никогда не был популярен - ни раньше, ни тем более сейчас, когда продолжается кардинальная перестройка этого микрорайона современной Казани

Суконная слобода помнит всех.

А.С. Пушкин

6 сентября 1833 года в Суконной слободе побывал А.С.Пушкин, приезжавший в Казань собирать материалы по истории Пугачевского восстания. Поэт посетил так называемый Горлов кабак (от слова "драть горло", орать пьяные песни), расположенный там, где стоял кинотеатр "Победа", а ныне - Дом офицеров Казанского гарнизона.

А.С.Пушкин осмотрел Шарную гору (ныне ул. Калинина), откуда Пугачев начал наступление на Ка­зань, беседовал со старым суконщиком В.П.Бабиным. Рассказы Бабина использованы им в седьмой главе "Истории Пугачевского бунта".

Уезжая из города, поэт еще раз проезжал через Суконную слободу, в конце которой (нынешняя улица Эсперанто) находилась Оренбургская застава. (Въезжал он в город через Московскую заставу в другом конце города.)

Ф.И. Шаляпин

С Казанской Суконкой тесно связана и биография великого русского певца Федора Шаляпина. Здесь прошли его детские и отроческие годы. В Духосошествинской церкви юный Федя пел в церковном хоре. В доме номер 58 по улице Георгиевской (ныне Свердлова) находилось 6-е городское начальное училище, которое он с отличием закончил.

Во время своего приезда в Казань в 1912 году Федор Иванович вновь посетил Суконную слободу. Побывал в родном училище, встретился со своим учителем Н.В.Башмаковым. В фондах музея А.М.Горького хранятся многочисленные фотоснимки, сделанные во время посещения Шаляпиным Суконной слободы. Есть среди снимков и фото небольшого дома, где в двух тесных комнатках полуподвального этажа ютилась семья Шаляпиных. Именно здесь будущий великий певец услышал над головой церков­ное пение и понял, что над ними, в мансардной комнате живет ре­гент. Он давал Феде первые уроки пения и обучал нотной грамоте. Сюда же будущий певец возвращался "невменяемым" после посещения спектаклей Панаевского и Казенного театров.

Немало времени будущий певец проводил на тогда еще чистом, прекрасном озере Кабан - рыбачил, варил с ребятами уху, ночевал в шалашах. Много лет спустя, в эмиграции Шаляпин вспоми­нал об этом: "Бывал я и на прекрасном Средиземном море, и в Адриатическом, а все-таки и до сего дня с любовью помню тихое темное озеро. Посреди ночи я шел на берег... о чем-то думал, глядя в даль озера. Тишина и спокойствие его приводили мысли мои в порядок, отвлекали меня от скверны, в которой медленно и лениво тянулась жизнь Суконной слободы".

В августе 1999 года при ог­ромном стечении народа у Богояв­ленской церкви (ул.Баумана, 78) -той самой, где крестили будущего великого сына России, открылся памятник Ф.И.Шаляпину (автор -скульптор А.Балашов, Москва). На торжествах присутствовала внучка Федора Ивановича, приехавшая из США.

 

• Из других выдающихся личностей, жизнь которых связана с Суконкой, следует назвать видного революционера, члена Казанского комитета РСДРП Вячеслава Скрябина (Молотова). Он был учеником Казанского реального училища и жил на улице Георгиевской. На доме номер 11 по улице Свердлова долго висела мемориальная доска, извещавшая, что во дворе этого дома в двухэтажном флигеле с 1902 по 1909 год жил видный революционер-большевик В.М.Молотов (Скрябин).

 

СОРОЧИЙ БАЗАР

Суконная слобода издавна была центром оживленной торговли. Здесь, под Третьей горой (ныне ул. Калинина), находился один из самых больших и оживленных рынков города - Суконный базар. Его начало относят к 1714 году, то есть к появлению Суконной мануфактуры. Здесь торговали сеном, дровами, продуктами сельского хозяйства. По периметру базара лепились бесчисленные лавки торговцев, отчего и сам базар у местных жителей вначале назывался "Лавочки". Позднее его стали называть Суконным, а чаше - Сорочьим базаром.

Сейчас на месте рынка стоит здание Дома офицеров, раньше бывшее кинотеатром "Победа". Слева видно здание Шамовской больницы, названная в честь Я.Шамова.

 

В этом здании ранее находился кинотеатр "Победа", а сейчас размещается гарнизонный Дом офицеров Шамовская больница

Откуда такое название? Предполагают, что это название базар получил потому, что над торгом стоял шум, напоминающий сорочий гомон. Или, может быть, потому, что у жителей Суконной слободы существовал древний обычай: приход весны встречали праздничным шествием, во время которого по улицам носили украшенный лентами шест с насаженным наверху чучелом птицы, обычно - сороки. Поскольку основные торжества проходили на базарной площади, то, вероятно, за ним и закрепилось это название.

Позднее базар несколько раз переносили, но повсюду за ним сохранялось то же название - Сорочка.

Невдалеке от Сорочки находилась улица Дегтярная, которая была своеобразной площадью Пигаль. Здесь располагалось большинство из официально разрешенных публичных домов. Они выделялись красными фонарями особой шестиугольной формы и красными занавесками на окнах. Сегодня от "улицы красных фонарей" не осталось и следа - все дома снесены до основания.

 

Я.Шамов

Больница Шамовская (ныне городская клиника № 1), начало XX в., ул. Калинина, 5 (архит.).

•Здание расположено в нагорной части города, стоит на холме, главным фасадом 'обращено на юг; окружено живописными оврагами, заросшими к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: