Планы семинарских занятий по дисциплине
«Возрастно-психологическое консультирование»
Семинарское занятие 1. Сущность возрастно-психологического консультирования (2 часа).
- Специфика возрастно-психологического консультирования (2, С. 311-313; 4).
- Цели и задачи возрастно-психологического консультирования (1, С. 149-153; 2, С. 10-22, 311-313).
- Показания к выбору психологического консультирования как формы помощи клиенту (2, С. 25-27; 4, С. 19-21).
- Виды возрастно-психологического консультирования (2, С. 22-25;.3).
- Влияние возраста и психологических особенностей клиента на эффективность психологического консультирования (4, С. 24-33).
Литература
1. Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Вараксин В.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2008.
2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
4. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М.: Академия, 2008.
5. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.
Семинарское занятие 2. Проблема нормативов психического развития в возрастно-психологическом консультировании (2 часа).
- Учет нормативов развития в возрастно-психологическом консультировании (2, С. 4-99; 3; 4).
- Понятие о возрастной, статистической, социальной норме (1, С. 163-164; 2, С. 4-99).
- Понятие о дидактической, критериальной, индивидуальной, индивидуальной относительной норме (1, С. 163-164; 2, С. 4-99).
- Основные подходы к определению нормативов возрастного развития (1, С. 163-164; 2, С. 4-99).
Литература
1. Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Вараксин В.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2008.
|
2. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1999.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
4. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.
Семинарское занятие 3. Клиент как субъект возрастно-психологического консультирования (2 часа).
1. Сравнительная характеристика объектной и субъектной позиции клиента в психологическом консультировании (1).
2. Типичные варианты возникновения психологических проблем: фрустрация, стресс, конфликт, кризис (1).
3. Типы неконструктивного поведения в ситуации возникновения психологической проблемы (1).
4. Уровни сложности психологических проблем и соответствующие им симптомы психологических нарушений (1).
5. Основные проблемы возрастного развития, рассматриваемые в психологическом консультировании (2,3).
Литература
1. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М.: Академия, 2002.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
3. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.
Семинарское занятие 4. Психологическое консультирование по проблемам раннего детства (2 часа).
- Консультирование по проблемам соответствия ребенка в период младенчества и раннего детства нормативам возрастного развития (1,2).
- Консультирование родителей по проблемам возрастных кризисов 1 года и 3 лет (3).
- Примерные критерии и нормативы возрастного развития ребенка в период младенчества 1,2).
- Примерные критерии и нормативы возрастного развития ребенка 1-3 лет (1,2).
Литература
|
- Мамайчук Л.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2002.
- Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.
Семинарское занятие 5-6. Психологическое консультирование по проблемам дошкольного возраста (4 часа).
- Психическое развитие ребенка дошкольника: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования (3,4).
- Психологическое консультирование по проблемам развития личности ребенка-дошкольника (3,4).
- Психологическое консультирование по проблемам развития психических процессов ребенка-дошкольника (2,3).
- Использование психодиагностических методик в консультировании по проблемам дошкольного возраста (3,4).
- Моделирование ситуаций консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников.
- Обсуждение эссе студентов «Практика психологического консультирования в дошкольных образовательных учреждениях».
Литература
1. Мамайчук Л.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001.
2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2002.
|
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
4. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.
Семинарское занятие 7. Психологическое консультирование по проблемам готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (2 часа).
- Готовность к школьному обучению и ее составляющие (3, С. 37-58).
- Неправомерность ориентации только на становление познавательной готовности ребенка к школе (3, С. 37-58).
- Проблемы личностной и социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению (3, С. 37-58).
- Приоритетные направления психологического консультирования по проблемам готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (2; 3, С. 37-58).
- Сравнительная характеристика готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению (4).
- Использование психодиагностических методик в консультировании по проблемам готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (1, С. 141-142, 151; 3, С. 37-58; 4).
Литература
- Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Вараксин В.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2008.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
- Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.