6. Информация для педагогов
Источники побудительной силы мотивов — потребности (по А.Н. Леонтьеву). Деятельность всегда имеет мотив. «Немотивированная» деятельность — та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя. Деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная) — тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации — это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотивов.
Основная задача педагогов, организующих образовательную деятельность с детьми, — замотивировать детей. От того, каким мотивом побуждается деятельность, зависят ее эффективность и качественные особенности протекания.
7. Деловая игра «Ярмарка проектов»
Цель: практическая отработка умений разрабатывать НОД с учетом определенного вида мотива.
Инструкция. Каждая группа выполняет следующее:
1) разрабатывает фрагмент НОД с учетом мотива, который определяется путем жеребьевки, как при выполнении задания «Эмблема для мотива». Тема НОД для всех групп озвучивается одна и та же, например «Весна». Возраст предполагаемых детей каждая группа определяет самостоятельно;
2) придумывает рекламную кампанию, представляющую их разработку как «лучший в мире творческий продукт».
По окончании презентаций каждый участник по предложенным критериям (табл. 2) оценивает представленные работы, делая выбор в пользу какой-либо из них — наклеивает сердечко на ватман, где указаны номера групп. Победителем игры становится группа, набравшая наибольшее количество сердец.
|
Таблица 2
Анализ фрагмента НОД
Этап НОД | Что оценивается |
Организационный | Приемы организации работы детей: суть используемых приемов («включение» долговременных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов и т. д.); соответствие заявленному возрасту; эффективность; соответствие сюжету НОД, цели работы детей, программным задачам |
Мотивационно- ориентировочный | Цель работы детей: • что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое/творческое задание и проч.); • формулировка цели детьми — четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы; • объективность предлагаемой педагогом целевой установки — соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития; • мотивационные основы деятельности детей — ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач НОД, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации); • опора на мотивы, соответствующие возрасту; • умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех; • формирование основ мотивации учения — демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетентностей; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и проч. |
|
8. Рефлексивное упражнение «Что я возьму с собой»
Цель: осознание личной значимости полученных знаний, умений и опыта.
Инструкция. На любой выбранной карточке-силуэте участники записывают то значимое, что они хотели бы взять с собой после встречи. Все карточки приклеиваются на «чемодан профессиональной компетентности». По желанию каждый педагог может сравнить представленные в начале встречи свои цель и вклад с тем, что захотелось взять с собой и сделать выводы.
9. Энергетическое упражнение «Да!» (по К. Фопелю)
Цели: активизация внутренних ресурсов, соединения полученных знаний с уже имеющимися.
Инструкция. Упражнение проводится стоя. Участникам предлагается мысленно положить на левую руку свой собственный вклад, который они внесли в проведенную встречу. В правую руку — все, что получили на занятии. По команде ведущего «Готово!» руки соединяются в хлопке, при этом произносится «Спасибо!».
1 Таблица раздается каждой группе. >>вернуться в текст